Управление человеческими ресурсами
Составитель __________/Л.И. Дробышева
(подпись)
«__3__» ___ноября___ 2015 г.
Оглавление
Общие положения
Требования к самостоятельной работе студентов
Карта самостоятельной работы
Порядок оформления самостоятельной работы
Оформление результатов самостоятельной работы
Задания по самостоятельной работе
Общие положения
Учебным планом предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала данной дисциплины для студентов очной формы обучения – 1,8 з. е. (64 часа), для студентов заочной формы обучения – 2,6 з. е. (95 часов).
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету.
Требования к самостоятельной работе студентов
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа реализуется:
непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях;
в контакте с преподавателем вне расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
в электронной образовательной среде СПбУУиЭ;
в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Самостоятельная работа должна быть выполнена:
· лично студентом;
· в строго установленные сроки;
· в полном соответствии с заданием;
· в соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению отчетности.
Карта самостоятельной работы
№ | Тема самостоятельной работы | Количество часов | Сроки отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 1 |
2 | Формирование системы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 1 |
3 | Функции и методы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 2 |
4 | Кадровая политика и стратегии управления человеческими ресурсами. | 8 | Контрольная точка 2 |
5 | Планирование человеческих ресурсов | 8 | Контрольная точка 3 |
6 | Деловая оценка и аттестация человеческих ресурсов | 8 | Контрольная точка 3 |
7 | Мотивация и стимулирование трудовой деятельности человеческих ресурсов. | 8 | Контрольная точка 4 |
8 | Технология управления персоналом | 8 | Контрольная точка 4 |
Итого | 64 |
Порядок выполнения самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо:
1. Внимательно ознакомиться с заданием;
2. Уяснить суть задания;
3. Выполнить задание в соответствии с теми требованиями, которые к нему предъявляются;
4. Оформить результаты задания в письменном виде в тетради или на листах формата А4 (компьютерный вариант);
5. Сдать оформленный отчет на проверку преподавателю в строго определенный срок.
Оформление результатов самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
- подготовку и написание докладов, сообщений, реферат и других письменных работ (для студентов заочной формы обучения контрольных работ) на заданные темы;
- изготовление презентаций;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера, в том числе повторение изученного материала, изучение научной и учебной литературы, подготовку к практическим занятиям;
- поиск и отбор информации по отдельным темам курса в сети Интернет;
- выполнение кейсов;
- текущее тестирование.
Задания по самостоятельной работе студентов
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, в нем определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, имеют пороговый и продвинутый уровни.
Например, задание для самостоятельной работы по теме №3:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
Пороговый уровень | Продвинутый уровень | |
Составить профессиональное резюме претендента на вакантную должность | Содержит основные сведения о претенденте и его трудовой деятельности | Кроме основных сведений, дана дополнительная информация о чертах характера и увлечениях претендента, подчеркивающих их ориентацию на вакантную должность, а также названы фамилии конкретных рекомендателей с координатами для связи |
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой небольшое по объему (3-5 страниц) оригинальное произведение. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Оно должно содержать четкое изложение сути рассматриваемой проблемы, включать самостоятельно проведенный ее анализ с использованием концепций и аналитического инструментария изучаемой дисциплины. Качество эссе должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать факты, структура и логика изложения).
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям, в том числе в формах: реферата, доклада, сообщения, письменного домашнего задания, подготовки мультимедиа-презентации.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, не рассматриваемой подробно на лекции. Объем реферата может достигать 10-15 страниц. Он требует от студента умения систематизировать материал, кратко его изложить, связывая теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, умело отвечать на возникшие у слушателей вопросы.
Кейс – метод представляет собой имитацию реального события, проблемы. В этом случае студент приобретает знания в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Пример мини-кейса по теме № 6- «Иванова нужно уволить, он плохой работник».
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
Для эффективной организации СРС необходимо:
• последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад, подготовка презентации, творческая работа и т.д).
• постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
• систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
При контроле самостоятельной работы студентов (эссе, рефератов, выполнении кейсов) преподаватель может и должен спросить студента, какими информационными системами он пользовался, почему выбрал те или иные системы, какие и почему выбрал ключевые слова, почему именно таким образом подготовил свой материал. Таким образом, у студента в процессе всего обучения будут формироваться общекультурные компетенции: способность управления информацией, уважение к авторским правам других людей, понимание принципиальных основ соответствующей области науки.
Контрольная точка 1
Темы выступлений
1. Школа научного управления персоналом Ф. Тейлора.
2. Классические подходы к администрированию А. Файоля.
3. Хоторнские эксперименты и их влияние на науку управления человеческими ресурсами.
4. Школа научной организации труда в России.
5. Теории развития человеческого капитала: история и современное состояние.
6. Основные проблемы управления человеческими ресурсами в современной России.
7. Роль семьи в воспроизводстве человеческого капитала.
8. Создание эффективного коллектива на предприятии.
9. Потенциал группы и условия ее эффективной работы.
10. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии (США, Германии, России, то есть рассмотреть на примере отдельного государства – по выбору).
11. Развитие информационных технологий управления человеческими ресурсами.
12. Влияние культурных особенностей на управление человеческими ресурсами (на примере …).
13.Потенциал человека и его проявление в трудовой сфере.
Примечание: при выступлении с рефератами желательно использовать презентацию.
3. Выполнить следующие задания:
1. Как человеческий капитал, так и физический могут служить источниками получения дохода, как для отдельного человека, так и для предприятия в целом. Если рассматривать эти два понятия с позиции способности приносить доход, то в чем будут основные сходства и различия между человеческим и физическим капиталом организации?
2. Очевидно, что развитие школ управления человеческими ресурсами, их смена в той или иной степени отражают экономические, политические и социальные изменения в мире. Проанализируйте основные этапы эволюции научной мысли в сфере УЧР и укажите основные предпосылки (экономические, социальные и др.) к их смене. Например, развитие рабочего движения могло привести к необходимости изучения проблем социальной защиты работников и т.п.
3. В каких случаях бюрократическая организация по М. Веберу может быть эффективна на современном этапе развития экономики? Приведите примеры.
4. В качестве одной из современных технологий УЧР рассматривается понятие «телеработа» как дистанционная форма груда. Как вы считаете, для какого типа работников подобный тип занятости будет наиболее эффективен? И наоборот, какие группы работников не рекомендуется переводить на удаленную работу?
5. При создании МОТ перед организацией ставились основные задачи, соответствовавшие тогдашней экономической и социальной ситуации. Многие из задач остались актуальными и сегодня, однако очевидно, что современная специфика труда отличается от состояния начала XX в.
Представьте, что подобная организация создается в наше время. Какие задачи вы бы обозначили как первоочередные для этой структуры? Сформулируйте основные цели ее функционирования, наподобие того, как это сделано в существующем Уставе МОТ.
6. Одним из приоритетных в настоящее время проектов в рамках развития НИС является создание инновационного центра «Сколково». Какие аналоги данного проекта в мире вы можете назвать? Каким образом проект «Сколково» должен, на ваш взгляд, быть привязан к современным проблемам российского рынка труда?
7. В начале 1990-х гг. начался активный приход западных компаний на российские рынки. Многие из них подходили к вопросу формирования персонала на российском рынке без должного учета культурных и языковых особенностей региона. Соберите и проанализируйте информацию о наиболее типичных культурных ошибках выхода компаний на российские рынки. Используйте материалы специальной литературы, Интернет, прессу и т.п.
Контрольная точка 1
Задание 1
В основе разработки любой системы управления должно быть выделение и согласование с внешней средой соответствующих целей управления. На практике это связано с формированием «дерева целей». Наработка механизма управления также опирается на требования реализации целей, стоящих перед системой. Разработайте «дерево целей» для системы управления человеческими ресурсами на предприятии. Каким образом вы предложите проверять соответствие целей системы ее внешнему окружению?
Задание 2
Каким образом сеть Интернет может использоваться в процессе управления человеческими ресурсами на предприятии? Составьте список возможных вариантов использования по основным этапам процесса УЧР (формирование, использование, развитие человеческих ресурсов).
Задание 3
Написать эссе на тему «Профессиональные и личностные качества менеджера по персоналу».
4. Подготовить рефераты по предложенным темам
Темы рефератов
1. Особенности организационных методов управления персоналом.
2. Содержание административных методов управления персоналом и способы их применения.
3. Меры экономического воздействия на персонал.
4. Социально-психологические методы управления персоналом.
5. Организационная структура управления человеческими ресурсами.
6. Информационное и техническое обеспечение деятельности службы управления человеческими ресурсами.
Контрольная точка 2
Темы рефератов
1. Кадровая стратегия стабильности.
2. Кадровая стратегия дифференциации.
3. Кадровая стратегия фокусирования.
4. Кадровая стратегия сокращения.
5. Кадровые стратегии роста.
Контрольная точка 3
Тема 5. Планирование человеческих ресурсов (8 ч.)
Подготовка к занятию
1. Изучить рекомендованную литературу
а) основная литература
1. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 235 с. – (Учебники для программы MBA).
б) дополнительная литература
1. Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами (для бакалавров) [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 346 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53576
2. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2015. — 688 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54901
3. Управление человеческими ресурсами [электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом вуза/ Т. В. Чиркова; СПбУУиЭ. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2012.
4. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами [электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом вуза/ Е. В. Пономарева; СПбУУиЭ. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2012.
5. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.6-88.
6. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 107-144, 374-394.
2. Ответить на вопросы теоретической части
1. Планирование человеческих ресурсов: сущность, цели, задачи.
2. Объект планирования человеческих ресурсов и принципы его организации.
3. Характеристика внешних факторов, влияющих на планирование человеческих ресурсов.
4. Характеристика внутренних факторов, влияющих на планирование человеческих ресурсов.
5. Планирование потребности в персонале.
3. Подготовить рефераты по предложенным темам
Темы рефератов
1. Методы определения количественной потребности в персонале.
2. Понятие кадрового потенциала предприятия и его показатели.
3. Факторы, влияющие на кадровый потенциал.
4. Категории персонала на предприятии. Факторы, влияющие на наличие основных категорий работников и их соотношение на предприятии
Контрольная точка 3
Управление человеческими ресурсами
Составитель __________/Л.И. Дробышева
(подпись)
«__3__» ___ноября___ 2015 г.
Оглавление
Общие положения
Требования к самостоятельной работе студентов
Карта самостоятельной работы
Порядок оформления самостоятельной работы
Оформление результатов самостоятельной работы
Задания по самостоятельной работе
Общие положения
Учебным планом предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала данной дисциплины для студентов очной формы обучения – 1,8 з. е. (64 часа), для студентов заочной формы обучения – 2,6 з. е. (95 часов).
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету.
Требования к самостоятельной работе студентов
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа реализуется:
непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях;
в контакте с преподавателем вне расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
в электронной образовательной среде СПбУУиЭ;
в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Самостоятельная работа должна быть выполнена:
· лично студентом;
· в строго установленные сроки;
· в полном соответствии с заданием;
· в соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению отчетности.
Карта самостоятельной работы
№ | Тема самостоятельной работы | Количество часов | Сроки отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 1 |
2 | Формирование системы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 1 |
3 | Функции и методы управления человеческими ресурсами | 8 | Контрольная точка 2 |
4 | Кадровая политика и стратегии управления человеческими ресурсами. | 8 | Контрольная точка 2 |
5 | Планирование человеческих ресурсов | 8 | Контрольная точка 3 |
6 | Деловая оценка и аттестация человеческих ресурсов | 8 | Контрольная точка 3 |
7 | Мотивация и стимулирование трудовой деятельности человеческих ресурсов. | 8 | Контрольная точка 4 |
8 | Технология управления персоналом | 8 | Контрольная точка 4 |
Итого | 64 |
Порядок выполнения самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо:
1. Внимательно ознакомиться с заданием;
2. Уяснить суть задания;
3. Выполнить задание в соответствии с теми требованиями, которые к нему предъявляются;
4. Оформить результаты задания в письменном виде в тетради или на листах формата А4 (компьютерный вариант);
5. Сдать оформленный отчет на проверку преподавателю в строго определенный срок.
Оформление результатов самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
- подготовку и написание докладов, сообщений, реферат и других письменных работ (для студентов заочной формы обучения контрольных работ) на заданные темы;
- изготовление презентаций;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера, в том числе повторение изученного материала, изучение научной и учебной литературы, подготовку к практическим занятиям;
- поиск и отбор информации по отдельным темам курса в сети Интернет;
- выполнение кейсов;
- текущее тестирование.
Задания по самостоятельной работе студентов
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, в нем определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, имеют пороговый и продвинутый уровни.
Например, задание для самостоятельной работы по теме №3:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
Пороговый уровень | Продвинутый уровень | |
Составить профессиональное резюме претендента на вакантную должность | Содержит основные сведения о претенденте и его трудовой деятельности | Кроме основных сведений, дана дополнительная информация о чертах характера и увлечениях претендента, подчеркивающих их ориентацию на вакантную должность, а также названы фамилии конкретных рекомендателей с координатами для связи |
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой небольшое по объему (3-5 страниц) оригинальное произведение. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Оно должно содержать четкое изложение сути рассматриваемой проблемы, включать самостоятельно проведенный ее анализ с использованием концепций и аналитического инструментария изучаемой дисциплины. Качество эссе должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать факты, структура и логика изложения).
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям, в том числе в формах: реферата, доклада, сообщения, письменного домашнего задания, подготовки мультимедиа-презентации.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, не рассматриваемой подробно на лекции. Объем реферата может достигать 10-15 страниц. Он требует от студента умения систематизировать материал, кратко его изложить, связывая теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, умело отвечать на возникшие у слушателей вопросы.
Кейс – метод представляет собой имитацию реального события, проблемы. В этом случае студент приобретает знания в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Пример мини-кейса по теме № 6- «Иванова нужно уволить, он плохой работник».
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
Для эффективной организации СРС необходимо:
• последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад, подготовка презентации, творческая работа и т.д).
• постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
• систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
При контроле самостоятельной работы студентов (эссе, рефератов, выполнении кейсов) преподаватель может и должен спросить студента, какими информационными системами он пользовался, почему выбрал те или иные системы, какие и почему выбрал ключевые слова, почему именно таким образом подготовил свой материал. Таким образом, у студента в процессе всего обучения будут формироваться общекультурные компетенции: способность управления информацией, уважение к авторским правам других людей, понимание принципиальных основ соответствующей области науки.
Контрольная точка 1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.