Тема «Энергетические ресурсы и энергетические проблемы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тематика письменных сообщений по альтернативным источникам энергии:

1. Развитие и состояние ветроэнергетики в европейских странах.

2. Развитие ветроэнергетики в России.

3. Современное состояние ветроэнергетики в нашей стране.

4. Современные ветрогенераторы, их устройство, возможности.

5. Ветроэнергетика: плюсы и минусы, преимущества и проблемы.

6. Использование геотермальной энергии.

7. Приливно-отливные электростанции: конструктивные особенности, экологические преимущества и проблемы.

8. Прямое использование солнечной энергии.

9. Способы запасания солнечной энергии.

10. Экологические последствия при строительстве крупных ГЭС.

11. Разновидности альтернативного моторного топлива: их преимущества и экологические последствия при производстве.

12. Основные направления энергосбережения.

13. Возможности энергосбережения в быту современного человека.

14. Небольшие ГЭС, их влияние на окружающую среду.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие преобразованные формы энергии солнца относят к возобновляемым энергоресурсам?

2. В чем состоят различия между активными и пассивными солнечными нагревательными системами? Какая из них выгоднее и почему?

3. Какие существую способы энергетического использования биомассы?

4. Каким образом можно использовать солнечную энергию для отопления и горячего водоснабжения?

5. Где применяется прямое сжигание биомассы?

6. В чем состоят различия между прямым и непрямым использованием солнечной энергии?

7. Что такое биогаз?

8. Каким образом можно решить проблему запасания тепла?

9. Какие социальные и экономические последствия делают неприемлимым широкомасштабное производство спирта для транспортных нужд?

10. Какие существуют способы прямого использования солнечной энергии?

11. Каковы отрицательные последствия строительства ГЭС?

12. Что относится к основным способам преобразования солнечной энергии в электрическую?

13. Как называются современные ветряные мельницы?

14. Каковы возможные экологические недостатки выработки электроэнергии на крупных и мелких ГЭС?

15. Почему использование комплекса небольших ветротурбин более эффективно по сравнению с крупными установками?

16. Каковы области возможного энергосбережения? Привести примеры.

17. Какова стоимость сооружения ветроустановок (в пересчете на ватт электроэнергии) по сравнению с АЭС и ТЭС?

18. Каковы главные приоритеты национальной экономической стратегии Японии в области энергетики?

19. Что такое когенерирование?

20. В скольких странах сейчас работают ветроэнергетические установки?

21. Какие экологические проблемы возникают при использовании геотермальной энергии?

22. Какова эффективность серийных и опытных образцов солнечных фотоэлементов?

23. В чем проявляется отрицательное влияние приливно-отливных электростанций?

24. Какие существуют разновидности альтернативного моторного топлива?

25. При каком условии выработка электроэнергии на приливно-отливных электростанциях будет рентабельной?

26. Какие основные положения отстаивают сторонники биотоплива?

27. Какие из альтернативных источников энергии надежны как в точки зрения защиты окружающей среды, так и тенденции устойчивого развития?

28. Что относится к существенным недостаткам ветра?

29. Где были построены первые промышленные ветроэлектростанции в нашей стране?

30. В каких странах и где работают приливные электростанции?

31. Что относится к основным элементам ветроэнергетической установки?

32. Где в России могут быть построены приливные электростанции и почему?

33.Предложите, какие изменения в образе жизни современного человека могут способствовать уменьшению потребления энергии?

34. Каковы размеры крупных ветровых установок?

35. В чем состоят различия между прямым и непрямым использованием биомассы?

Контрольное тестирование

Тестирование используется для оценки качества освоения обучающихся образовательной программы по разделам дисциплины. По результатам теста выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа (табл.) доводятся до сведения обучающегося до начала зачета. Результат тестирования объявляется непосредственно после его сдачи.

Шкала Критерии оценивания (% правильных ответов)
Оценка 5 (отлично) 80-100
Оценка 4 (хорошо) 70-79
Оценка 3 (удовлетворительно) 50-69
Оценка 2 (неудовлетворительно) менее 50

Тестовые задания

Раздел 1. Теоретические и методологические основы
охраны окружающей среды

1. Основными принципами системы охраны природы являются: а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход; б) адекватность, регулярность; в) систематичность, суммирование, историчность;

2. Богатства недр относятся к: а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.

3. Система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов, называется: а) природопользованием; б) охраной природы; в) природоохранной рекреацией; г) ландшафтной экологией.

4. Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны: а) развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса); б) факторами космического порядка; в) природными (геологическими) процессами самой Земли.

5. Основным природоохранным принципом является: а) охрана растительных и животных богатств страны; б) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов; в) правовая сторона охраны природы; г) организация экологического просвещения населения.

6. К неисчерпаемым ресурсам относят: а) нефть, каменный уголь, различные руды; б) почву, растительность, минеральные соли; в) водные и климатические ресурсы; г) животный и растительный мир.

7. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат такие аспекты, как экономический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный и …а) научный; б) апокалипсический; в) схоластический; г) амбициозный.

8. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования – это называется правилом … а) приоритета охраны природы над ее использованием; б) повышения степени использования; в) региональности; г) прогнозирования.

9. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются …а) природными ресурсами; б) природными условиями; в) природной средой;г) предметами потребления.

10. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых? а) исчерпаемые невозобновляемые; б) исчерпаемые возобновляемые;в) неисчерпаемые.

Раздел 2: Охрана и рациональное использование
отдельных видов ресурсов

1. Максимально разовая величина ПДК не должна допускать воздействия: а) токсического; б) канцерогенного; в) мутагенного; г) неприятных рефлекторных реакций

2. Содержание загрязняющих веществ, ниже которого не наблюдается болезненная реакция, называется: а) дозой, б) пороговым уровнем, в) экспозицией.

3. Температурная инверсия – это следующее чередование слоев воздуха а) теплый-холодный-еще более холодный, б) холодный-теплый-холодный, в) холодный-холодный-теплый.

4. К стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в сельскохозяйственном призводстве не отноятся: а) участки деревообработки, б) комбайны, в) размольное оборудование; г) склад гербицидов.

5. Каталитические реакторы относятся к группе: а) скрубберов, б) сухих механических пылеуловителей, в) аппаратов термической и термокаталитической очистки.

6. Развитию раковых заболеваний способствуют вредные вещества в атмосфере: а) углеводороды, б) оксиды азота, в) фтор; г) радиоактивные элементы.

7. Выберите вещество, среднее время пребывания которого в атмосфере больше остальных: а) озон, б) азот, в) аммиак.

8. Потребность в рекультивации земель в нашей стране возникла в: а) 50-е годы, б) 60-е, в) 70-е.

9. Саженцы хвойных пород лучше приживаются, если их высаживать: а) однолетними, б) двухлетними, в) трехлетними

10. Для развития фитопланктона необходимы условия….: а) олиготрофные, б) мезотрофные, в) эвтрофные.

11. Процесс обогащения водоема биогенами, стимулирующий рост фитопланктона называется… а) электрофикацией, б) эвтрофикацией, в) эвакуацией.

12. Какой поллютант обостряет респираторные заболевания и наносит вред растениям? а) свинец; б) ртуть; в) сернистый ангидрид; г) двуокись углерода.

13. По происхождению отходы делятся на бытовые, промышленные и … а) сельскохозяйственные; б) твердые; в) газообразные; г) жидкие.

14. Кислотный дождь – это дождь или снег, имеющий рН … а) меньше 5,6; б) около 7; в) около 9; г) больше 11.

Раздел 3: Глобальные экологические проблемы
и пути их решения

1. Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются: а) межгосударственными проблемами регионального порядка; б) глобальными проблемами; в) внутригосударственными проблемами; г) комплексными проблемами регионального порядка.

2. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия: а) резких колебаний температуры; б) умеренного радиоактивного загрязнения; в) хозяйственной деятельности человека; г) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

3. Постепенное потепление климата, по мнению многих ученых, на планете связано с: а) фотохимическим смогом; б) искусственным загрязнением; в) парниковым эффектом.

4. Основной причиной постепенного потепления климата является: а) изменение естественного радиоактивного фона; б) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода; в) истончение озонового слоя в атмосфере; г) увеличение концентрации хлорфторуглеродов.

5. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют: а) задымлением атмосферы; б) белым смогом; в) парниковым эффектом; г) фотохимическим смогом.

6. Возросший дефицит пресной воды вызван, в основном: а) ухудшением климата; б) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) глобальным засолением почв.

7. Истребление лесов на обширных территориях приводит к: а) снижению уровня воды в реках; б) увеличению содержания кислорода; в) образованию оксидов азота; г) таянию высокогорных ледников.

8. Истребление лесов на обширных территориях приводит к: а) уменьшению прозрачности атмосферы; б) увеличению продуктивности лесов; в) дестабилизации состава атмосферы; г) снижению уровня естественной радиации.

9. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется … а) экологическим риском; б) экологическим кризисом; в) экологической катастрофой.

10. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают … а) экономически развитые страны; б) Россию и СНГ; в) страны Европы и Америки; г) все страны.

11. Потепление климата на Земле связано … а) с озоновым экраном; б) с «парниковым эффектом»; в) с появлением смога;г) с Эль-Нинья.




Реферат

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) представляет собой особое сочинение, в котором кратко, с определениями и выводами излагаются основные положения темы или проблемы.

Реферат используется для оценки качества освоения обучающимися образовательной программы по отдельным темам дисциплины. Реферат оценивается преподавателем оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Критерии Показатели
1. Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.

Содержание реферата и критерии оценки реферата (табл.) доводятся до сведения обучающихся перед написанием. Оценка объявляется студенту после проверки реферата.

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

Баллы Оценка
86 – 100 баллов «отлично»
70 – 75 баллов «хорошо»
51 – 69 баллов «удовлетворительно»
мене 51 балла «неудовлетворительно»

Реферат оформляется в печатном виде на листе формата А-4. Включает в себя титульный лист, содержание, текст реферата, список использованных источников. Титульный лист должен содержать название вуза, факультета и кафедры, название дисциплины, тема реферата, Ф.И.О. обучающегося, Ф.И.О. преподавателя.

Шрифт текста Times New Roman размер шрифта 14, выравнивание по ширине, первая строка отступ – 1,25, межстрочный интервал полуторный, автоматическая расстановка переносов, нумерация страниц внизу по середине, поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. В заголовках разделов, таблиц, рисунков точка в конце не ставится, в тексте должна быть ссылка на таблицы и рисунки. В тексте должны быть ссылки на литературные источники в квадратных скобках [ ], в списке источники указывать в порядке цитирования.

Обязательно использовать литературу из ЭБС. При написании реферата необходимо использовать как основную, так и дополнительную литературу. Допускается и приветствуется использование литературы, отсутствующей в рекомендованных списках, но в которой отражены вопросы экологической направленности, особенно это касается периодической печати, сборников научных трудов.

Источники информации, взятой для освещения вопросов реферата, должны быть отражены с указанием автора, названия, места и года издания.

Например:

1. Агроэкология: Методология, технология, экономика /Черников и др. М. : КолосС, 2004. 400 с.

2. Основы экологии и охраны окружающей среды : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.В. Болятко, В.М. Демин, В.В. Евланов, А.И. Ксенофонтов, О.Г. Скотникова. М. : МИФИ, 2008. 320 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231558 (05.05.2017).

Обучающимся необходимо учесть тот факт, что научная достоверность информации, распространяемой по глобальной сети Интернет, не всегда контролируется. Использовать этот современный источник информации рекомендуется только в качестве вспомогательного и при условии полного понимания представленного там материала.

Во всех случаях необходимо приводить полные ссылки на сайты сети Интернет, из которых получена соответствующая информация. Реферат без полного списка источников информации, использованных обучающимся, не принимается.

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Основной целью выполнения самостоятельной работы (реферата) является формирование знаний и навыков правильного подхода к эксплуатации и рациональному использованию всех природных ресурсов, умения предвидеть последствия влияния антропогенной деятельности на природную среду и своевременного проведения мероприятий по охране природы.

Самостоятельная работа состоит из введения, основной части (3-4 параграфа), заключения, библиографического списка и оформляется в соответствии с установленными требованиями.

Введение является вступительной частью самостоятельной работы, с которой начинается изложение материала. Его объем не должен превышать 1-2 страницы, во введении следует обозначить актуальность избранной темы, степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов, сформулировать цель работы, определить круг проблем, нуждающихся в изучении.

Основная часть содержит аналитическое изложение результатов самостоятельного изучения научной литературы, всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема.

Содержание основной части строится следующим образом:

1). В первой части раздела следует обозначить основные проблемы и причины их появления (естественные / антропогенные), дать характеристику воздействия человека на компоненты окружающей среды (по природе, глубине, площади распространения и времени действия (локальные, региональные, глобальные). Проанализировать экологические последствия антропогенных воздействий, осветить положительные и отрицательные стороны этих воздействий;

2). В следующем разделе основной части необходимо рассмотреть меры по предотвращению негативных последствий использования тех или иных природных ресурсов (конкретные мероприятия по очистке стоков, выбросов, переработке отходов и т. д., с описанием, где необходимо, технологического процесса, сохранению биоразнообразия, охране почв, недр, ландшафтов);

3). Указать правовые основы охраны окружающей среды, используя Федеральные законы, Кодексы, постановления Правительства РФ;

4). Рассмотреть выбранную проблему на примере конкретного предприятия, хозяйства, города, области на территории Южного Урала.

Объем основной части – 18-20 страниц.

В заключении обучающийся должен изложить свое отношение к изученному вопросу, сделать основные выводы, их следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая общих слов и бездоказательных утверждений (объем до 2-х страниц).

Приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия темы (таблицы, иллюстративный материал).

Темы рефератов

Дата: 2019-02-02, просмотров: 312.