Взаимоотношение природы и общества на современном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспектирование материала

Темы конспектов:

1. Классификация природных ресурсов.

Для работы над конспектом использовать методические указания М.Н. Сайбель Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Электронный ресурс]: методические указания для лабораторных занятий студентов агрономического факультета /сост. Сайбель М.Н.- [б.м. : б.и.], 2017. 146 с. или учебник Степановских, А.С. Охрана окружающей среды [Текст] : учебник для вузов / Автор-сост. А. С. Степановских. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 559 с. В рабочей тетради у обучающегося должно быть записано три классификации природных ресурсов: общепринятая, по А.П. Лаптеву и Н.Ф. Реймерса.

Контроль за шумовым загрязнением.

Нарисовать в рабочей тетради шкалу уровня шума. Отметить предельно допустимые и недопустимые уровни. Подписать источники шума

Методы контроля за автотранспортом.

Для работы над конспектом использовать книгу Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. Пер. с англ./ Под ред. Ягодина Г.А. – М.: Прогресс, 1993. Выписать методы контроля за автотранспортом на входе и на выходе.

Состав атмосферного воздуха и структура атмосферы

Используя доступные источники информации, записать в рабочей тетради сведения о составе и структуре атмосферы в виде диаграммы и схемы.

Рекультивация земель

Изучив литературу по данному вопросу (Степановских А.С., Банников А.Г. с соавт. и др.), законспектировать в рабочей тетради материал. Отразить в конспекте следующие вопросы: объекты и направления рекультивации, группы нарушенных территорий по физико-химическим свойствам и пригодности к биологическому освоению, этапы рекультивации (3) и их характеристика, особенности лесной и сельскохозяйственной рекультивации.

Рекомендации по составлению конспектов

Наиболее совершенным видом записи прочитанного является конспект (лат. conspectus – обзор, изложение, краткая запись содержания произведения или лекции).

Конспектирование начинается с составления точного, тщательно продуманного плана. Хорошим можно назвать лишь тот конспект, который построен в полном соответствии с планом произведения.

Конспект включает тезисы, которые составляют основу его содержания. Тезисы характеризуются большей краткостью, сжатостью и категоричностью. Можно сказать, что конспект – это тезисы в несколько расширенном виде, а главное – дополненные рассуждениями и доказательствами автора.

Следовательно, чтобы хорошо конспектировать, нужно научиться правильно составлять план и тезисы. Наконец, в конспект входят и выписки: отдельные выдержки, факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из читаемой книги.

Следует различать запись лекции и конспектирование книги. Отличие состоит в том, что при конспектировании обучающийся работает с печатным текстом, темп чтения зависит от читающего; можно остановиться, прочитать еще раз и подумать, чего нельзя делать при записи лекции.

Следует стремиться, по возможности, все записывать своими словами, так как записанная своими словами мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

Различают два вида конспекта – простой и сложный. Простой конспект представляет собой сплошную запись без особого анализа и оценки текста. Составление сложного конспекта требует более высокого уровня умения работы с книгой. Здесь необходимы навыки расчленения текста, критического рассмотрения и обобщения прочитанного. Сложный конспект включает в себя, план, тезисы, цитаты.

Нередко содержание темы отражается в нескольких источниках. В этом случае конспект включает в себя наиболее существенное содержание отобранных источников, отражающих узловые вопросы темы. Такой конспект называется тематическим, он приближается к реферату.

Составление конспекта – значительный труд, требующий вдумчивой, целенаправленной работы. Это является завершающий, подытоживающий этап самостоятельной работы с книгой.

Советы по оформлению конспекта: писать аккуратно, каждую мысль начинать с новой строки, оставляя широкие поля для замечаний и дополнений. Рекомендуется выделять заголовки, подчеркивать наиболее важные положения. Приступая к составлению конспекта, надо, прежде всего, указать выходные данные книги (статьи): фамилию автора произведения, полное название работы, год издания, наименование издательства. При конспектировании статей необходимо записать название журнала, газеты или сборника, где статья напечатана.

Записи не должны быть однообразными. Практикуются различные способы выделения текста в зависимости от их значимости: применение различного "шрифта", подчеркивание, замечания на полях, различные обозначения.

Правильное составление конспектов – это, прежде всего, результат практики. Упорная работа может научить этому важному делу каждого.

Письменные ответы на вопросы-задания

Анализ конкретных ситуаций

Цель задания: изучить маркировку на имеющихся в доме аэрозолях, выявить виды продукции и производителей с разным подходом к проблеме фреонов.

Собрать все имеющиеся в доме аэрозоли и изучив их маркировку, разделить их на три группы: 1. Та продукция, на которой потребитель свободно может увидеть маркировку (знак, надпись) о том, что данная продукция не разрушает озоновый слой. 2. Та, где производители указывают на то, что их продукт разрушает озоновый слой. 3. Те виды продукции, где потребитель не может определить, есть ли такая информация (непонятное изображение, иероглифы и т.п.) или таковые сведения отсутствуют. Результаты наблюдений представить в виде таблицы:

№ п/п Не разрушают озоновый слой Информация не понятна/отсутствует Разрушают озоновый слой
       
       

В каждой колонке указать название продукции, производителя. Для продукции первой группы зарисовать знаки маркировки.

Рекультивация земель

Анализ конкретных ситуаций

В рабочей тетради описать решение проблемы для одной из ситуаций (по выбору преподавателя). Использовать свой конспект по данной теме и другие доступные источники информации.

Ситуация 1.

Если рекультивацию земель нарушенных горными разработками надо будет проводить в густонаселенном районе лесостепной зоны. Нарушенная территория относится к III группе. Какое направление рекультивации вы рекомендуете. Почему? Каковы этапы рекультивации и их содержание будет в этом случае?

Ситуация 2.

Если рекультивацию земель нарушенных горными разработками надо будет проводить в малонаселенном районе лесостепной зоны. Нарушенная территория относится к I группе. Какое направление рекультивации вы рекомендуете. Почему? Каковы этапы рекультивации и их содержание будет в этом случае?

Ситуация 3.

Если рекультивацию земель нарушенных горными разработками надо будет проводить на Урале на месте карьеров нерудных ископаемых. Какое направление рекультивации вы рекомендуете. Почему? Каковы этапы рекультивации и их содержание будет в этом случае?

Контрольное тестирование

Тестирование используется для оценки качества освоения обучающихся образовательной программы по разделам дисциплины. По результатам теста выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа (табл.) доводятся до сведения обучающегося до начала зачета. Результат тестирования объявляется непосредственно после его сдачи.

Шкала Критерии оценивания (% правильных ответов)
Оценка 5 (отлично) 80-100
Оценка 4 (хорошо) 70-79
Оценка 3 (удовлетворительно) 50-69
Оценка 2 (неудовлетворительно) менее 50

Тестовые задания

Раздел 1. Теоретические и методологические основы
охраны окружающей среды

1. Основными принципами системы охраны природы являются: а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход; б) адекватность, регулярность; в) систематичность, суммирование, историчность;

2. Богатства недр относятся к: а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.

3. Система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов, называется: а) природопользованием; б) охраной природы; в) природоохранной рекреацией; г) ландшафтной экологией.

4. Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны: а) развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса); б) факторами космического порядка; в) природными (геологическими) процессами самой Земли.

5. Основным природоохранным принципом является: а) охрана растительных и животных богатств страны; б) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов; в) правовая сторона охраны природы; г) организация экологического просвещения населения.

6. К неисчерпаемым ресурсам относят: а) нефть, каменный уголь, различные руды; б) почву, растительность, минеральные соли; в) водные и климатические ресурсы; г) животный и растительный мир.

7. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат такие аспекты, как экономический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный и …а) научный; б) апокалипсический; в) схоластический; г) амбициозный.

8. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования – это называется правилом … а) приоритета охраны природы над ее использованием; б) повышения степени использования; в) региональности; г) прогнозирования.

9. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются …а) природными ресурсами; б) природными условиями; в) природной средой;г) предметами потребления.

10. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых? а) исчерпаемые невозобновляемые; б) исчерпаемые возобновляемые;в) неисчерпаемые.

Раздел 2: Охрана и рациональное использование
отдельных видов ресурсов

1. Максимально разовая величина ПДК не должна допускать воздействия: а) токсического; б) канцерогенного; в) мутагенного; г) неприятных рефлекторных реакций

2. Содержание загрязняющих веществ, ниже которого не наблюдается болезненная реакция, называется: а) дозой, б) пороговым уровнем, в) экспозицией.

3. Температурная инверсия – это следующее чередование слоев воздуха а) теплый-холодный-еще более холодный, б) холодный-теплый-холодный, в) холодный-холодный-теплый.

4. К стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в сельскохозяйственном призводстве не отноятся: а) участки деревообработки, б) комбайны, в) размольное оборудование; г) склад гербицидов.

5. Каталитические реакторы относятся к группе: а) скрубберов, б) сухих механических пылеуловителей, в) аппаратов термической и термокаталитической очистки.

6. Развитию раковых заболеваний способствуют вредные вещества в атмосфере: а) углеводороды, б) оксиды азота, в) фтор; г) радиоактивные элементы.

7. Выберите вещество, среднее время пребывания которого в атмосфере больше остальных: а) озон, б) азот, в) аммиак.

8. Потребность в рекультивации земель в нашей стране возникла в: а) 50-е годы, б) 60-е, в) 70-е.

9. Саженцы хвойных пород лучше приживаются, если их высаживать: а) однолетними, б) двухлетними, в) трехлетними

10. Для развития фитопланктона необходимы условия….: а) олиготрофные, б) мезотрофные, в) эвтрофные.

11. Процесс обогащения водоема биогенами, стимулирующий рост фитопланктона называется… а) электрофикацией, б) эвтрофикацией, в) эвакуацией.

12. Какой поллютант обостряет респираторные заболевания и наносит вред растениям? а) свинец; б) ртуть; в) сернистый ангидрид; г) двуокись углерода.

13. По происхождению отходы делятся на бытовые, промышленные и … а) сельскохозяйственные; б) твердые; в) газообразные; г) жидкие.

14. Кислотный дождь – это дождь или снег, имеющий рН … а) меньше 5,6; б) около 7; в) около 9; г) больше 11.

Раздел 3: Глобальные экологические проблемы
и пути их решения

1. Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются: а) межгосударственными проблемами регионального порядка; б) глобальными проблемами; в) внутригосударственными проблемами; г) комплексными проблемами регионального порядка.

2. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия: а) резких колебаний температуры; б) умеренного радиоактивного загрязнения; в) хозяйственной деятельности человека; г) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

3. Постепенное потепление климата, по мнению многих ученых, на планете связано с: а) фотохимическим смогом; б) искусственным загрязнением; в) парниковым эффектом.

4. Основной причиной постепенного потепления климата является: а) изменение естественного радиоактивного фона; б) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода; в) истончение озонового слоя в атмосфере; г) увеличение концентрации хлорфторуглеродов.

5. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют: а) задымлением атмосферы; б) белым смогом; в) парниковым эффектом; г) фотохимическим смогом.

6. Возросший дефицит пресной воды вызван, в основном: а) ухудшением климата; б) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) глобальным засолением почв.

7. Истребление лесов на обширных территориях приводит к: а) снижению уровня воды в реках; б) увеличению содержания кислорода; в) образованию оксидов азота; г) таянию высокогорных ледников.

8. Истребление лесов на обширных территориях приводит к: а) уменьшению прозрачности атмосферы; б) увеличению продуктивности лесов; в) дестабилизации состава атмосферы; г) снижению уровня естественной радиации.

9. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется … а) экологическим риском; б) экологическим кризисом; в) экологической катастрофой.

10. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают … а) экономически развитые страны; б) Россию и СНГ; в) страны Европы и Америки; г) все страны.

11. Потепление климата на Земле связано … а) с озоновым экраном; б) с «парниковым эффектом»; в) с появлением смога;г) с Эль-Нинья.




Реферат

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) представляет собой особое сочинение, в котором кратко, с определениями и выводами излагаются основные положения темы или проблемы.

Реферат используется для оценки качества освоения обучающимися образовательной программы по отдельным темам дисциплины. Реферат оценивается преподавателем оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Критерии Показатели
1. Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.

Содержание реферата и критерии оценки реферата (табл.) доводятся до сведения обучающихся перед написанием. Оценка объявляется студенту после проверки реферата.

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

Баллы Оценка
86 – 100 баллов «отлично»
70 – 75 баллов «хорошо»
51 – 69 баллов «удовлетворительно»
мене 51 балла «неудовлетворительно»

Реферат оформляется в печатном виде на листе формата А-4. Включает в себя титульный лист, содержание, текст реферата, список использованных источников. Титульный лист должен содержать название вуза, факультета и кафедры, название дисциплины, тема реферата, Ф.И.О. обучающегося, Ф.И.О. преподавателя.

Шрифт текста Times New Roman размер шрифта 14, выравнивание по ширине, первая строка отступ – 1,25, межстрочный интервал полуторный, автоматическая расстановка переносов, нумерация страниц внизу по середине, поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. В заголовках разделов, таблиц, рисунков точка в конце не ставится, в тексте должна быть ссылка на таблицы и рисунки. В тексте должны быть ссылки на литературные источники в квадратных скобках [ ], в списке источники указывать в порядке цитирования.

Обязательно использовать литературу из ЭБС. При написании реферата необходимо использовать как основную, так и дополнительную литературу. Допускается и приветствуется использование литературы, отсутствующей в рекомендованных списках, но в которой отражены вопросы экологической направленности, особенно это касается периодической печати, сборников научных трудов.

Источники информации, взятой для освещения вопросов реферата, должны быть отражены с указанием автора, названия, места и года издания.

Например:

1. Агроэкология: Методология, технология, экономика /Черников и др. М. : КолосС, 2004. 400 с.

2. Основы экологии и охраны окружающей среды : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.В. Болятко, В.М. Демин, В.В. Евланов, А.И. Ксенофонтов, О.Г. Скотникова. М. : МИФИ, 2008. 320 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231558 (05.05.2017).

Обучающимся необходимо учесть тот факт, что научная достоверность информации, распространяемой по глобальной сети Интернет, не всегда контролируется. Использовать этот современный источник информации рекомендуется только в качестве вспомогательного и при условии полного понимания представленного там материала.

Во всех случаях необходимо приводить полные ссылки на сайты сети Интернет, из которых получена соответствующая информация. Реферат без полного списка источников информации, использованных обучающимся, не принимается.

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Основной целью выполнения самостоятельной работы (реферата) является формирование знаний и навыков правильного подхода к эксплуатации и рациональному использованию всех природных ресурсов, умения предвидеть последствия влияния антропогенной деятельности на природную среду и своевременного проведения мероприятий по охране природы.

Самостоятельная работа состоит из введения, основной части (3-4 параграфа), заключения, библиографического списка и оформляется в соответствии с установленными требованиями.

Введение является вступительной частью самостоятельной работы, с которой начинается изложение материала. Его объем не должен превышать 1-2 страницы, во введении следует обозначить актуальность избранной темы, степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов, сформулировать цель работы, определить круг проблем, нуждающихся в изучении.

Основная часть содержит аналитическое изложение результатов самостоятельного изучения научной литературы, всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема.

Содержание основной части строится следующим образом:

1). В первой части раздела следует обозначить основные проблемы и причины их появления (естественные / антропогенные), дать характеристику воздействия человека на компоненты окружающей среды (по природе, глубине, площади распространения и времени действия (локальные, региональные, глобальные). Проанализировать экологические последствия антропогенных воздействий, осветить положительные и отрицательные стороны этих воздействий;

2). В следующем разделе основной части необходимо рассмотреть меры по предотвращению негативных последствий использования тех или иных природных ресурсов (конкретные мероприятия по очистке стоков, выбросов, переработке отходов и т. д., с описанием, где необходимо, технологического процесса, сохранению биоразнообразия, охране почв, недр, ландшафтов);

3). Указать правовые основы охраны окружающей среды, используя Федеральные законы, Кодексы, постановления Правительства РФ;

4). Рассмотреть выбранную проблему на примере конкретного предприятия, хозяйства, города, области на территории Южного Урала.

Объем основной части – 18-20 страниц.

В заключении обучающийся должен изложить свое отношение к изученному вопросу, сделать основные выводы, их следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая общих слов и бездоказательных утверждений (объем до 2-х страниц).

Приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия темы (таблицы, иллюстративный материал).

Темы рефератов

Охрана насекомых

План

1. Роль насекомых в природе;

2. Вопрос необходимости охраны насекомых;

3. Степень изученности энтомофауны, обоснование методов ее исследования и необходимости охраны;

4. Принципы охраны насекомых. Насекомые, занесенные в Красную книгу МСОП, России, Челябинской области (описать по одному виду).

Дополнительная:

1 Агроэкология: Методология, технология, экономика /Черников и др. М. : КолосС, 2004. 400 с.

2 Оценка воздействия промышленных предприятий на окружающую среду : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.П. Тарасова, Б.В. Ермоленко, В.А. Зайцев, С.В. Макаров. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 236 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221986 (05.05.2014).

3 Хорошилова, Л.С. Экологические основы природопользования: учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.С. Хорошилова, А.В. Аникин, А.В. Хорошилов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. 196 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232398 (05.05.2014).

Периодические издания:

- «Экология». Международный научный журнал. М.: Наука.

- Вестник Курганского государственного университета. Серия Естественные науки http://e.lanbook.com/journal/element.php?pl10_id=2280

- Вопросы естествознания http://e.lanbook.com/journal/element.php?pl10_id=2310

- Принципы экологии : научный электронный журнал / изд. ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435071

- Вестник Казанского государственного аграрного университета:http://e.lanbook.com/journal/element.php?pl10_id=2584

- «Экология производства» Научно-практический журнал. М.: Наука. http://www.ecoindustry.ru/

Конспектирование материала

Темы конспектов:

1. Классификация природных ресурсов.

Для работы над конспектом использовать методические указания М.Н. Сайбель Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Электронный ресурс]: методические указания для лабораторных занятий студентов агрономического факультета /сост. Сайбель М.Н.- [б.м. : б.и.], 2017. 146 с. или учебник Степановских, А.С. Охрана окружающей среды [Текст] : учебник для вузов / Автор-сост. А. С. Степановских. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 559 с. В рабочей тетради у обучающегося должно быть записано три классификации природных ресурсов: общепринятая, по А.П. Лаптеву и Н.Ф. Реймерса.

Взаимоотношение природы и общества на современном этапе.

Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодействия, обмен веществом и энергией. При этом природа воздействует на человека, а человек воздействует на природу.

Взаимоотношения общества и природы — воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Вся история человечества есть процесс развития взаимоотношений между человеком и природой. Необходимо сознавать, что не зависящие от человека (внешние) изменения могут сыграть основную роль в нарушении существующего равновесия природных факторов. Изменение орбиты Земли, извержения вулканов приводят к последствиям, превышающим все мыслимые последствия от человеческой деятельности. Управлять этими событиями и даже предвидеть их мы пока не в состоянии.

В условиях научно-технической революции все более усложняются взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. НТР порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения. Природопреобразующая деятельность людей, явившаяся новой движущей силой развития природы, называется «антропогенным фактором».

Развивающееся промышленное производство оказывает большое влияние на изменение природных экологических систем. Преобразованные экосистемы и возникшие новые в результате сознательного воздействия человека на природу называют «искусственными экосистемами». Главными негативными последствиями влияния антропогенного фактора на природную среду являются загрязнение воздуха, воды и поверхности Земли, а также интенсивное истощение ее минеральных ресурсов. В процессе трудовой деятельности происходит взаимное изменение природы и самого человека. В середине XX века загрязнение атмосферы за счет хозяйственной деятельности повысилось на 20 %.

Современный этап воздействия человека на природу является антропогенным и характеризуется следующими особенностями:

1) в систему воздействия человека на природу включается новый элемент – его разум, позволяющий осуществлять целенаправленную эксплуатацию природы, вооружив людей орудиями труда, которые во много раз усиливают воздействие человека на окружающую среду;

2) влияние антропогенного фактора на окружающую среду характеризуется постоянным ростом давления на природу в меру совершенствования средств труда и пространственного расширения деятельности человека: прямого (экстенсивного) и по растущему числу сфер (интенсивного);

3) исключительную значимость в деятельности антропогенного фактора играет все большее ускорение развития человечества. В этих условиях природа не успевает восстановить равновесие экологических систем, нарушенное вмешательством человека;

4) возрастает использование человеком ресурсов природы;

5) происходит целенаправленное изменение человеком природы (ландшафтов, растений, животных) и биоценоза (совокупность живых компонентов) отдельных регионов;

6) происходит нарастание все более масштабных побочных, часто непредвиденных и не предполагавшихся, последствий человеческой деятельности.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:

· Экономическая форма взаимодействия – Подразумевает потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей;

· Экологическая форма – Нацелена на охрану окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.

Основные концепции взаимодействия общества и природы.

1. Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».

2. Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».

3. Концепция устойчивого развития - самая современная концепция охраны и развития. Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Основные принципы концепции устойчивого развития:

  • человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;
  • необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;
  • охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

1. экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живет человек);

2. экономический фактор (преобразование рыночной системы);

3. социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.

Поскольку существует физическая зависимость человеческого организма от земных условий, все историческое развитие общества, человечества, его будущее необходимо рассматривать в неразрывном единстве с развитием, с будущим природы всей планеты, ее биосферы. Оценивая в целом взаимодействие природы и общества, можно сделать следующие выводы:

- любая деятельность в экологическом отношении потенциально опасна;

- в процессе природопользования необходимо прогнозировать возможные экологические последствия применения новых технологий, химических веществ, объектов;

- экологический кризис не является неизбежным. Отрицательные последствия могут быть предупреждены экологически грамотным природопользованием;

- охрана окружающей среды, или охрана природы, состоит в том, чтобы правильно пользоваться её ресурсами, свести к минимуму необходимость специальных природоохранных мероприятий, компенсируя возможные неблагоприятные последствия соответствующими восстановительными работами.

Задание: Прочитать текст, законспектировать в рабочей тетради.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.