Д.  «Синтезы» русской религиозной философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Русская религиозная философия, как видно из предыдущей таблицы, вся находилась в русле традиционной, феодально-охранительной идеологии. Её глубинной внутренней целью была защита самодержавия и крепостного права и их главной идейной опоры – православной религии. В то же время главные ее представители, и, прежде всего, В. Соловьев, видели, что Россия оставалась слишком средневековой  по сравнению с Европой. Одновременно они абсолютно не допускали для России перспективы буржуазных («западных») преобразований (славянофилы были даже против отмены крепостного права!). Их целью была такая «модернизация» страны, которая бы сохранила  самодержавие и православие. В идеологии (философии) они предлагали такие «синтезы», которые бы, слегка видоизменив традиционные ценности, сделали видимость их решительного обновления. Характерно, что ни царизм, ни Церковь не признавали такой услужливости славянофилов. Александр II сочинения Соловьева грубо называл «блядословием», а Церковь готовила его к отлучению от православия. (Л. Н. Толстого за предложение подобной же  «модернизации» религии РПЦ анафематствовала в 1901 году)

 

«Синтезы» русской религиозной философии

 

Тезис (Средневековая философия) Антитезис (Философия Нового времени) «Синтез» (Русская религиозная философия)
Средневековая мистика. Господство религии. Новоевропейский рационализм. Господство науки «Всеединство» религии, науки и философии В. С. Соловьева
Бог, религия, теоцентризм. Человек — творение и раб божий. Гуманизм, антропо-центризм. Человек — господин самому себе. «Богочеловечество», богочеловек (В.С.Соловьев)
Сакрализация государ-ства (Августин Аврелий) Государство — результат «общественного договора» «Свободная теократия» (В. С. Соловьев)
Тоталитаризм, подчине-ние человека обществу (Фома Аквинский) Свобода, индивидуализм, либерализм «Сотворчество» бога и человека (Н. А. Бердяев)  
Традиционализм, авторитаризм, монархия Отказ от исторической традиции, демократия Христианская «собор-ность» (А. С. Хомяков)
Восток: много единства и мало разнообразия Запад: много разно-образия и мало единства «Единство многообра-зия» (В. С. Соловьев)
Объективный идеализм, реализм (господство общего) Механический материализм и номинализм (эмпиризм, отрицание общего) «Новое религиозное сознание» и «положи-тельное всеединство» (В. С. Соловьев)
Отрицание науки, познание бога через веру, все знания — от бога, мистический рацио-нализм. Рассудочное опытное познание, оторванный от знания общего рацио-нализм. Отрицание религии. «Сердечное» познание, интуитивное знание бога в самом себе. «Всеедин-ство» науки, религии и философии (В. С. Соловьев)
Креационизм, эсхато-логия, сотериология, провиденциализм Механицизм и вульгар-ный материализм в понимании природы и общества  „Софийность мира» (В. С. Соловьев)
Аскетизм, отказ от участия человека в земных делах Стяжательство, деляче-ство, вульгарный потребительский материализм "Теургическое делание» - устройство «царства божия» на земле (В. С. Соловьев, П. А. Флорен- ский).

 

 

Е.Марксистская философия в России и в СССР

Первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России был Г. В. Плеханов (1856 – 1918). Сначала он поддерживал народническое движение, «ходил в народ», руководил группой «Черный передел». В 1880 году после антимонархической демонстрации на площади у Казанского Собора вынужден был эмигрировать из России, и вернулся только в  феврале 1917 года. (В 1880 г. он буквально бежал от полиции, разгонявшей митинг, на Варшавский вокзал и сразу сел на поезд. На левом крыле колоннады воронихинского собора в советское время была установлена памятная табличка с описанием этого события. В 1993 году эту табличку сняли, но еще долгое время можно было увидеть темное пятно от нее на штукатурке стены). С 1882-83 гг Плеханов переходит на позиции марксизма и становится виднейшим теоретиком этого учения. Его разработки в области истории коммунистического движения, марксистской политологии, диалектико-материалистического понимания эстетики, марксистской теории личности сохраняют научную значимость до наших дней. В 900-е годы Плеханов отошел от идей революционного марксизма и возглавил меньшевистское крыло РСДРП. В таком качестве прибыл в Россию после Февральской революции. Его квартиру в Петрограде после Октябрьской революции охраняли революционные матросы, которые уже и не знали имени прежде столь знаменитого их предтечи.

В. И. Ленин (1870 – 1924), как и Плеханов – выходец из культурной дворянской семьи, но в силу образования и семейного воспитания уже к 17-летнему возрасту осознанно принял марксистское мировоззрение. Получив юридическое образование и недолго поработав в качестве адвоката, Ленин перешел на образ жизни профессионального революционера и марксистского публициста. Как философ и социолог Ленин проявил себя в ранних работах, посвященных критике народничества и философских основ этого движения – антропологического материализма и субъективной социологии, политологических концепций крестьянского социализма и отрицания факта перехода России к капитализму, исторической неизбежности и прогрессивности этого факта. С 1903 по 1917 год Ленин жил в эмиграции. Здесь написана крупная философская работа «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), в которой Ленин отстаивал материалистическую теорию познания и выступал против ее извращений махизмом (эмпириокритицизмом) – этой современной по тем временам формой позитивизма. В 1912-14 годах Ленин специально изучал гегелевскую и марксистскую диалектику, результатом этой работы стали известные ленинские «Философские тетради». Благодаря этой высокой школе Лени стал, безусловно, самым выдающимся философом-диалектиком ХХ века, виртуозно применявшим и в своих сочинениях, и, более того, в практике управления партией и обществом (в должности премьер-министра – «Председателя Совета народных комиссаров» Советской России). В период между двумя революциями 1917 года В. И. Ленин пишет труд «Госу­дарство и революция», в котором анализирует и развивает идеи Маркса по этим вопросам. Особое значение придавал Ленин диалектике как логике современной науки и построения нового общества. Ратовал за союз естествоиспытателей и философов – сторонников диалектического материализма (работа «О значении воинствующего материализма», 1922), показывал, что без диалектики и материализма современная наука не в состоянии двигаться вперед, и, поскольку она так движется, она достигает этого, только используя диалектический материализм (а вовсе не постпозитивизм, феноменологию и т. п.). Высказывал глубокое сожаление, что диалектическим мышлением не обладают «даже самые светлые головы нашей партии», а без этого дело строительства социализма «безнадежно».

В послереволюционный период в России складывается государственная марксистская философия – диалектический и истори­ческий материализм. Несмотря на историческую прогрессивность этого типа философствования, диалектический материализм в эту эпоху был излишне идеологизирован, «огосударствлен», догматизирован, что стало причиной отвержения научной и всей культурной общественностью самого аутентичного марксизма. Сложился вечный парадокс неприятия содержания нового учения из-за неадекватной, извращенной формы его подачи. Культурные, образованные люди отворачивались от марксизма (и его философии), отождествляя его с его догматизированной формой.

Этот парадокс стал преодолеваться только в послевоенное время, в 50 – 60 годах прошлого века. Преодолевая догматизм академиков от философии молодые подвижники истины (Э. В. Ильенков, М. Лифшиц,  Г. С. Батищев, В. Г. Вазюлин, Ж. М. Абдильдин, В. С. Арсеньев и др.) устремились к гегелевской диалектике и аутентичному марксизму. В совершенстве овладевали немецким языком для непосредственного, без официального перевода,  чтения классиков, создавали шедевры творческого осмысления сложнейших философских проблем. Наши философы выходили на самые передовые позиции в мировой философии, оттесняли на мировых философских конгрессах «новации» субъективно-идеалистического «мейнстрима» буржуазной философии. Перед нашей культурой открывались перспективы быть самой философски обоснованной и авторитетной в мире. История, однако, распорядилась иначе. В постсоветское время марксистская философия, естественно, утрачивает своё лидирующее положение, происходит интенсивная переориентация многих (если не большинства) философов на позиции субъективного идеализма в самых различных его формах: позитивизма, экзистенциализма, феноменологии, религиозной философии, герменевтики, неокантианства, философской антропологии, постструктурализма, постмодернизма и других подобных форм, являющихся в методологическом, чисто профессиональном отношении не более, чем задами философской культуры, перепевами «достижений» философии XVIII, XVII веков и даже более ранних времен. Тем не менее, марксистская философия в нашей стране жива, не умирает и не иссякает. Проводятся российские и международные научные конференции, например, так называемые «Ильенковские чтения» - в Москве, Киеве и других городах. Рукописи не горят, марксистская, диалектико-материалистическая философия, несомненно, является философией будущего посткапиталистического общества.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.