Понятие «метода» в социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций познания действительности.

Метод в социологии - идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя.

 

Понятие «метода» в психологии

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:

- организационные методы;

- эмпирические способы добывания научных данных;

- приемы обработки данных;

- интерпретационные методы.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод - способ достижения определенной цели (например, эксперимент), определенным образом упорядоченная деятельность, способ изучения.

Понятие «метода» в хореографии

Метод - в самом общем значении - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Методика - теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.

Каждый учебный предмет имеет свою методику. Она отражает закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.

В структуре методов обучения выделяют, прежде всего, объективные и субъективные части. «Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые, обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями».

Задача оптимизации методов формируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделять те, которые обеспечивают наивысший эффект обучения по принятым критериям.

( пример: книга Вагановой, Никитинна, Николая Тарасова).

В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

'

 

 

Педагогические методы обучения в хореографии

Рассказ и беседа

Главная задача педагога в первые годы обучения хореографии заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.

Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении.

Осмысленность - один из основных принципов методики в хореографии. Нужно приучить своих учеников не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим. (данное толкования для детей среднего возраста).

Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь хореографией (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т. п.)

Использование терминологии

Также необходимо использовать терминологию, принятую для определенного направления танца. Все термины того или иного направления, будь они на французском или английском языках, преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.

Известно, что память человека можно подразделить на слуховую, зрительную и моторную.

Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, или концертмейстер.

Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художник спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует.

Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на спектаклях.

Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое. Они позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в создании образа. Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная), может пострадать форма движения, следовательно, и его содержание.

 

Метод объяснения

Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны.

Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».

Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в какой последовательности выполняется урок; в чем цель такой последовательности и т.д.

Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.

При музыкальном оформлении педагогу не рекомендуется считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику счет, музыкальный ритм, просчитать вместе с ними музыку, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале.

Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое "затакт", помня при этом, что любой "затакт" определяет темп всего упражнения.

Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Метод показа

Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности.

К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.

Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.

Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.

Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.

Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.

Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.

Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить.

 

Основные методы обучения хореографии - это наглядный показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии наглядность вызывает ассоциативный ряд. Кроме того, является основным педагогическим приёмом. Психофизический аппарат разный, поэтому важно мышечное ощущение в постановке корпуса, в позах, в прыжках. Активность и сознательность поддерживается путём организации такого урока, который побуждает к самостоятельному анализу движений, комбинаций, что в свою очередь, что в свою очередь развивает умственные и физические способности.

Наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные и творческие возможности учащихся, а не создавать своих подражателей.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.