Понятие «метода» в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

На тему: « Методические основы урока : по хореографии»

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

гр. 71524-2

Цветкова Мария Дмитриевна

Проверил преподаватель:

Давлетшина Диляра Мустафовна

 

Казань,2018

 

Оглавление

Введение 3

Основные понятия, методы обучения 5

Педагогические методы обучения в хореографии 8

Структура урока 12

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

Введение

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.

Прежде всего, следует найти метод преподавания, создавая который необходимо опираться не только на свой опыт, чувство стиля, теоретические знания, но и учитывать, что требует жизнь от искусства танца. Одним из основных путей решения этой проблемы является направленность образования на гуманизацию, которая, обогащая педагогический процесс, содействует интеграции учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня. Классификация методов неоднократно и достаточно обоснованно подвергалась критике в педагогической и психологической литературе (Коротков В.М., Кузнецов Э.С., Левина М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П., Радугин А.А., Харламов И.Ф.).

Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С., Левина М.М., Лихачев Б.Т.).

В хореографии специальных методов преподавания нет, и начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.

 

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики.

При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.

 

Основные понятия, методы обучения

Каждая наука, рассматривая свой предмет, имеет соответствующий метод его исследования. При этом отдается преимущество тому или иному методу и/или их комбинации.

Для начала дадим определение «метода».

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Метод (от греческого - путь исследования, способ изложения):

1). Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2). Прием или система приемов трудовой деятельности.

3). Способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи.

Итак, подведем итог, метод - это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания.

Рассмотрим специфику данного понятия в различных науках.

Рассказ и беседа

Главная задача педагога в первые годы обучения хореографии заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.

Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении.

Осмысленность - один из основных принципов методики в хореографии. Нужно приучить своих учеников не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим. (данное толкования для детей среднего возраста).

Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь хореографией (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т. п.)

Использование терминологии

Также необходимо использовать терминологию, принятую для определенного направления танца. Все термины того или иного направления, будь они на французском или английском языках, преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.

Известно, что память человека можно подразделить на слуховую, зрительную и моторную.

Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, или концертмейстер.

Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художник спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует.

Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на спектаклях.

Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое. Они позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в создании образа. Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная), может пострадать форма движения, следовательно, и его содержание.

 

Метод объяснения

Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны.

Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».

Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в какой последовательности выполняется урок; в чем цель такой последовательности и т.д.

Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.

При музыкальном оформлении педагогу не рекомендуется считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику счет, музыкальный ритм, просчитать вместе с ними музыку, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале.

Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое "затакт", помня при этом, что любой "затакт" определяет темп всего упражнения.

Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Метод показа

Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности.

К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.

Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.

Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.

Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.

Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.

Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.

Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить.

 

Основные методы обучения хореографии - это наглядный показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии наглядность вызывает ассоциативный ряд. Кроме того, является основным педагогическим приёмом. Психофизический аппарат разный, поэтому важно мышечное ощущение в постановке корпуса, в позах, в прыжках. Активность и сознательность поддерживается путём организации такого урока, который побуждает к самостоятельному анализу движений, комбинаций, что в свою очередь, что в свою очередь развивает умственные и физические способности.

Наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные и творческие возможности учащихся, а не создавать своих подражателей.

Структура урока

Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы обучаемого. В своей самостоятельной педагогической работе на базах практики, студенты-хореографы в планировании урока хореографии часто сталкиваются с трудностями формулирования целей уроков, его структурного

построения, грамотного оформления поурочного плана в целом. Оказать помощь в составлении поурочного плана урока хореографии призваны данные методические рекомендации.

Любой урок - традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный – структурно состоит из объективно существующих элементов.

Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:

1. Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения.

2. Закрепление пройденного. Для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление.

3. Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

4. Домашнее задание. Это необходимый элемент урока. Домашнее задание – естественное продолжение данного урока и начало последующего.

5. Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, выделено пять основных элементов урока.

Под структурой урока нужно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность.

Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.

Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков. На сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:

1 тип - Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала (изучение любой народности танца). Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция учителя, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов. При этом не следует забывать что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Задавая вспомогательные вопросы учащимся в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного ( при изучении fondu на 90* учащиеся вспоминают предыдущий вид и его правила исполнения).

2 тип - Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков. Уроки «чистого» повторения менее эффективны. Предпочтительно, чтобы учащиеся одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации (предлагается студенту непросто назвать правила того или иного движения, а выступить в роли педагога, увидеть ошибку в исполнении движения сокурсником и сделать замечание по правилам исполнения).

Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой (творческим показом). Наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные подходы.

3тип – Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

4 тип - Комбинированный урок. На этом уроке решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название – комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока.

5 тип - Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и т.д.; зачет; зачетная практическая работа ; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

Виды уроков:

Урок – лекция, урок – семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа),

урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Уроки самостоятельных работ, урок – лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар.

Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т. д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная или творческая) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др.

Как логика учебного процесса, не отменяя логики построения учебного предмета, приобретая свои специфические черты, так и организация урока, не противореча логике усвоения учащимися знаний, умений и навыков, в каждом отдельном случае приобретает свои особенности.

В педагогической науке есть немало классификаций типов уроков, но все варианты классификации имеют то общее, что в их основе лежит различение уроков в зависимости от преобладающей в них основной цели.

 

Структуры уроков.

Урок изучения нового материала (сообщения новых знаний)

- организация начала урока;

- цель и задачи урока;

- подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного);

- объяснение нового материала;

- итоги урока и задание на дом.

Урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

- организация начала урока;

- постановка цели и задач урока;

- закрепление;

- итоги и задание на дом.

Комбинированный урок.

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания;

- постановка целей и задач урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление – повторение;

- итоги урока и задание на дом.

 

План учебного занятия.

План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечивали бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности.

План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.

 

Заключение

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.

Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование.

Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.

Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

Исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление.

Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований.

Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).

 

Список литературы

1. «Основы дидактики» М., Просвещение, 1967

2. Сорокин Н.А. «Дидактика» М., Просвещение 1974

3. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока» М., Просвещение, 1984

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях» М., Мастерство, 2001

5. Махмутов М.И. «Современный урок» М., Педагогика, 1985

 

РЕФЕРАТ

На тему: « Методические основы урока : по хореографии»

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

гр. 71524-2

Цветкова Мария Дмитриевна

Проверил преподаватель:

Давлетшина Диляра Мустафовна

 

Казань,2018

 

Оглавление

Введение 3

Основные понятия, методы обучения 5

Педагогические методы обучения в хореографии 8

Структура урока 12

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

Введение

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.

Прежде всего, следует найти метод преподавания, создавая который необходимо опираться не только на свой опыт, чувство стиля, теоретические знания, но и учитывать, что требует жизнь от искусства танца. Одним из основных путей решения этой проблемы является направленность образования на гуманизацию, которая, обогащая педагогический процесс, содействует интеграции учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня. Классификация методов неоднократно и достаточно обоснованно подвергалась критике в педагогической и психологической литературе (Коротков В.М., Кузнецов Э.С., Левина М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П., Радугин А.А., Харламов И.Ф.).

Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С., Левина М.М., Лихачев Б.Т.).

В хореографии специальных методов преподавания нет, и начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.

 

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики.

При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.

 

Основные понятия, методы обучения

Каждая наука, рассматривая свой предмет, имеет соответствующий метод его исследования. При этом отдается преимущество тому или иному методу и/или их комбинации.

Для начала дадим определение «метода».

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Метод (от греческого - путь исследования, способ изложения):

1). Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2). Прием или система приемов трудовой деятельности.

3). Способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи.

Итак, подведем итог, метод - это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания.

Рассмотрим специфику данного понятия в различных науках.

Понятие «метода» в философии

Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой форме, а не только в познавательной. Это способ построения и обоснования системы философского знания.

Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.

Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой.

Метод не есть существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.