Методические рекомендации
Раскрывая тему, важно обратить внимание на эффективность механизма правового регулирования. Необходимо знать его элементы и стадии, особо подчеркнув роль норм права, правоотношений, юридических фактов и актов реализации права.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные элементы механизма правового регулирования?
2. Какие признаки правовых средств выделяют?
3. По каким основаниям классифицируют правовые средства?
4. Какие различия существуют между правовым регулированием и правовым воздействием?
5. Что является целью механизма правового регулирования?
6. Какие факторы обеспечивают эффективность правового регулирования?
7. Какие стадии и элементы механизма правового регулирования выделяют?
8. Каковы пути повышения эффективности правового воздействия в современной России?
9. Что является основным элементом совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права?
10. Каковы формы выражения актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей?
Литература по теме
1. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. - М.: изд-во Статут, 2014. - 364 с.
2. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник, — 6-е изд., пер. и доп. - М.: изд-во Юрайт,2017. - 464 с.
3. Романчук, И. С. Власть и право: опыт методологического анализа// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - № 6. - с. 14 -21.
4. Салыгин, Е. Н. Основы правоведения. - М.: изд-во Статут, 2016. - 298 с.
Тема 2.13. Законность, правопорядок, дисциплина
Методические рекомендации
При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на наличие различающихся формулировок понятия законности. При этом большинство авторов едины во мнении, что основу, суть законности составляет строгое и неуклонное соблюдение закона. Наиболее дискуссионными являются следующие вопросы:
- законность присуща любому государству или только демократическому;
- требования законности обращены ко всем субъектам права или исключительно к государственным органам и должностным лицам;
- законности выражается в соблюдении всех существующих норм права или только закрепленных в законодательстве.
Анализируя содержание законности, следует учесть, что в правовой действительности она проявляется в трех аспектах, в том числе как:
- принцип функционирования правовой системы общества;
- метод осуществления государственной власти;
- режим общественно-политической жизни.
Что же касается принципов законности, то в монографической литературе приводится различное их количество. При этом все авторы выделяют верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Что же касается правопорядка и общественного порядка, то необходимо исходить из того, что они характеризуют состояние упорядоченности общественных отношений, урегулированных соответствующими социальными нормами. Правопорядок представляет собой часть общественного порядка, его ядро.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы существенные признаки законности?
2. Какие элементы законности выделяют?
3. В чем выражается действие принципов законности в сфере правотворческой деятельности и в процессе реализации правовых норм?
4. Как реализуется принцип равенства всех перед законом и судом в
Российской Федерации?
5. Какие факторы являются гарантиями законности и правопорядка?
6. Каково соотношение правопорядка с законодательством и законностью?
7. Какие элементы структуры правопорядка выделяют?
8. Каковы основные функции правопорядка?
Литература по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить уровень полученных знаний, на базе которого он приобретает умения и навыки анализировать и синтезировать государственно-правовые явления. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи среднего профессионального образования – подготовке квалифицированных специалистов. Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень – на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.) и нормативной базы (законов и т.п.).
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги, как знаниям студентов, так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, конечно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Кроме того, в процессе подготовки к экзамену студент формирует свою правовую культуру, профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Как всякая наука, теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент, запоминая конкретную учебную информацию, учится выражать свои мысли на ее языке, а не на уровне обыденного понимания. Это может привести к искажению содержания рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать информацию своими словами, сочетая запоминание и понимание, простое воспроизведение учебной информации и работу мысли.
Обычно автор советует студентам подготовить заранее «шпаргалки» на наиболее трудные с точки зрения студента вопросы, чтобы быть уверенным на экзамене. Такое тезисное записывание вынуждает студента тщательно проработать учебный материал и включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят «включаться» в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания.
При подготовке к экзамену следует, прежде всего, уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции. Лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отразить новую научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.
Каким учебником пользоваться при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных научных школ, направлений, по разному, в частности, интерпретирующих философские проблемы государства и права и т.п., и поэтому в каждом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два и более учебных пособия.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Иногда студент сознательно в своем ответе опускает какую-либо деталь с той целью, чтобы преподаватель задал по соответствующему пропуску вопрос. Блестящий ответ на поставленный уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны – студент может сам попасть в свою ловушку. Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, многозначном понятии и т.п. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий;
7) культура речи.
Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и предмет теории государства и права, традиции и типы правопонимания
2. Методология теории государства и права
3. Теории, объясняющие происхождение и сущность государства и права
4. Власть и ее роль в жизни общества
5. Понятие и признаки государства
6. Классификация типов государства
7. Функции государства
8. Понятие и формы государства
9. Форма правления
10. Форма государственного устройства
11. Государственно-правовой режим
12. Механизм государства
13. Понятие и типы органов государства
14. Политическая система общества
15. Факторы, определяющие место и роль государства в политической системе общества
16. Понятие и признаки правового государства
17. Понятие, признаки и функции права
18. Право в системе других социальных норм
19. Понятие и виды источников права
20. Нормативный правовой акт: понятие, признаки
21. Закон: понятие, виды
22. Подзаконные акты: понятие, виды
23. Законотворческий процесс
24. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
25. Понятие законодательства и систематизация законодательства
26. Понятие и классификация правовых систем (семей)
27. Понятие и признаки нормы права
28. Структура нормы права
29. Виды правовых норм
30. Понятие, сущность и способы реализации права
31. Применение права, правоприменительный акт
32. Понятие и структура правоотношения
33. Виды правоотношений
34. Юридические факты
35. Толкование права
36. Понятие и признаки правонарушения
37. Состав правонарушения
38. Виды правонарушений
39. Понятие и виды юридической ответственности
40. Функции и принципы юридической ответственности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель контрольной работы
Контрольная работа является одной из форм обучения студентов. Целью контрольной работы является проверка знаний, полученных студентом в процессе обучения. Студенты должны усвоить, что знание теории государства и права закладывает фундамент общей правовой культуры, юридического мышления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.