Методические рекомендации
Приступая к рассмотрению данного вопроса необходимо учитывать, что в юридической науке категорию формы принято понимать в двух значениях: правовая форма и форма права. Первое из них охватывает всю правовую реальность, отграничивая ее от иных сторон жизни общества. Второе – фиксирует один из важнейших признаков права – формальную определенность.
Различаются внутренняя и внешняя формы права. Наиболее дискуссионным в юридической науке являются вопросы понимания внешней формы права и ее соотношение с источниками права. Различные авторы трактуют источники права в материальном (общественные отношения, порождающие право), идеальном (правосознание), специально-юридическом (формы, способы объективации правовых норм) и иных смыслах. Именно специально-юридическое понимание источника, тождественное форме права является предметом изучения в рамках данного вопроса.
Усвоив указанные выше аспекты проблемы необходимо далее рассмотреть общую характеристику и виды форм (источников) права, в том числе нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты.
При характеристике нормативно-правовых актов следует указать их признаки, дать их классификацию по юридической силе, сфере действия, принявшим их органам, времени действия и др.
Внимание следует уделить уяснению понятия закона и его особого места и роли в системе нормативно-правовых актов. В этом плане важно четко усвоить основные признаки закона как ведущего источника права. Следует уяснить проблему соотношения права и закона. Необходимо также рассмотреть характерные черты подзаконных нормативно-правовых актов, их виды.
Система права и систематизация законодательства. Систематизация нормативно-правовых актов
Рассмотрение данного вопроса следует начинать с уяснения общенаучного термина «система» с философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Применительно к праву и законодательству следует усвоить из каких частей они состоят и как эти части взаимосвязаны между собой. Далее следует рассмотреть критерии, лежащие в основе деления права на отрасли и институты, и выступающие, таким образом, в качестве системообразующих факторов. К их числу относятся также предмет и метод правового регулирования, характеристике которых также следует уделить внимание. По предмету и методу выделяют не только отрасли права, но и проводят деление на публичное и частное право.
При рассмотрении системы законодательства, под которой понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются нормы права, необходимо выделить критерии, по которым осуществляется деление системы законодательства на соответствующие ее составные части. Структуру системы законодательства следует рассмотреть как по горизонтали, так и по вертикали. Следует учесть и федеративное строение системы законодательства. Необходимо учесть, что система законодательства имеет своей нормативной основой систему права. Это не тождественные правовые явления, так как первое характеризует форму, а второе – содержание.
При этом система права носит объективный характер и в силу этого ее развитие обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемый законодателем.
Значение систематизации законодательства и ее видов следует рассмотреть в следующих аспектах:
- необходимость дальнейшего развития законодательства;
- обеспечения удобства при реализации права;
- необходимости целенаправленного и эффективного правового воспитания научных исследований.
После этого следует рассмотреть особенности инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий «форма права» и «источник права»?
2. Какие виды форм права утвердились в российской правовой системе?
3. Какова система нормативных актов в Российской Федерации?
4. Каково соотношение закона и подзаконного акта?
5. Какие виды законов в Российской Федерации существуют?
6. С какими обстоятельствами связывают прекращение действия нормативного акта?
7. Каковы особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве?
8. Какие существуют исключения из общего правила, согласно которому нормативный акт распространяется на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа?
9. В чем состоит своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации?
10. Какие исключения существуют из правила о том, что закон обратной силы не имеет?
Литература по теме
1. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения Росси. - М.: Изд-во Проспект, 2013. - 266 c.
2. Карапетян, А. А. Судебная практика как источник права// Юридический вестник Самарского университета. - 2016. - № 10. - С.23.
3. Марченко, М.Н. Источники права. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2016. - 792 c.
4. Разуваев, Н.В. Источник права: классическая и постклассическая парадигмы. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 172 c.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.