Написание курсовой работы на основе анализа и обобщение изученной литературы по выбранной теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем темы работы, плана и списка литературы по избранной теме.

Внутренняя структура работы должна состоять из введения, двух – трех разделов, каждый их которых должен содержать по 2 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений. Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

1) титульный лист (приложение 2);

2) содержание (приложение 3);

3) введение;

4) текст работы (разбитый на разделы с параграфами);

5) заключение;

7) список использованной литературы (приложение 4);

8) приложения.

Введение. Курсовая работа начинается с введения. Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи, а также особенности исследования, приводятся сведения об используемых информационных данных.

Актуальность исследования определяется не только значением или важностью того или иного вопроса в современных условиях, но и наличием проблем теоретического, методического или практического характера, требующих дальнейшего изучения и внедрения результатов в практическую деятельность. Результатом исследования должны стать выводы, предложения и рекомендации, направленные на решение рассматриваемых проблем.

Составными частями введения являются:

       1. Обоснование выбора темы. Как правило, выбор темы любой исследовательской работы, в том числе и курсового проекта, обусловлен ее актуальностью, т.е. не только важностью, но и необходимостью исследования той или иной проблемы в современных условиях с целью выработки путей ее решения.

       2. Основная часть введения должна содержать формулировку цели исследования и задач, которые были поставлены для ее достижения. Как уже отмечалось, основная цель курсового проекта заключается в получении новых знаний относительно сущности изучаемого объекта, проблемных вопросов темы и возможных путей их решения. Достижение цели осуществляется посредством решения конкретных задач (3-5), перечень которых должен найти отражение во введении. Задачи исследования формулируются исходя из плана курсового проекта. Например: «Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: изучить сущность...; проанализировать существующие точки зрения.; систематизировать основные методы.; и т. д.».

       3. Объект и предмет исследования. Объект исследования - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая дисциплина имеет свой объект исследования. Знания об объекте исследования в виде теорий, методических рекомендаций составляют предмет исследования. Например, объектом исследования по выбранной теме являются государственные ценные бумаги как объект инвестиций.

Предмет исследования - существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании, посвященным государственным инвестициям и государственной инвестиционной деятельности. Например, предметом исследования по выбранной теме является оценка и сравнение инвестиционных качеств государственных ценных бумаг.

4. Методы исследования. В работе следует указать методы исследования, используемые автором в процессе изучения теоретического или фактического материала.

5. Информационная база. Во введении необходимо кратко охарактеризовать информационную и библиографическую базу исследования: нормативную    и     методологическую (законы       РФ, постановления Правительства РФ, инструкции и др. материалы), научную (труды российских и зарубежных ученых и практиков), статистические сборники, бухгалтерскую и бюджетно-финансовую отчетность хозяйствующих субъектов (организаций, учреждений, и др.).

6. Особенности работы. Во введении могут быть отмечены особенности работы. Например, в силу того, что небольшой объем курсовой работы зачастую не позволяет раскрыть проблему во всех ее аспектах, целесообразно ограничить ее определенными вопросами и пояснить это во введении. Во введении можно указать также специфику используемого материала.

Во введении не следует давать характеристику структуры работы. Это требование обязательно для более крупных исследовательских работ, например, выпускных квалификационных работ, диссертаций.

Объем введения может составлять 1,5-2 страницы.

Содержательная часть проекта. Вопросы, освещаемые в содержательной части, выстраиваются в такой логической последовательности, которая позволяет раскрыть суть проблемы, ее актуальность, а также основные направления исследования пути и методы решения выявленной проблемы. При этом содержательная часть работы должна показать умение автора работать с научной литературой, обобщать материал, критически его осмысливать, вести дискуссию и формулировать свою позицию по проблемным вопросам.

В содержательной части курсового проекта автор должен показать, что владеет методами доказательности и приемами аргументации. Представляется, что для будущего менеджера лучшим средством для этого является цифровой материал. Для курсового проекта совсем не обязательно использовать практический материал конкретного хозяйствующего субъекта. Это требование предъявляется к выпускной квалификационной (дипломной) работе. В курсовой работе может быть использован цифровой материал из статистических сборников или собранный и систематизированный на основе публикаций в периодике. Однако весь цифровой материал, представленный в проекте, должен быть проанализирован. Распространенной ошибкой авторов курсовых работ является представление цифрового материала без анализа и соответствующих комментариев. Важно не просто представить цифровой материал, а использовать его для доказательности каких-либо положений работы или выводов автора, увидеть за цифрами суть явления и попытаться установить причинно-следственные связи в рассматриваемой проблеме. Наличие комментария к приведенному цифровому материалу является обязательным требованием.

Чаще всего цифровой материал представляется в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения материала. Поэтому таблицы должны быть просты для восприятия, компактны, не перегружены информацией. В таблицах должны быть отражены единицы измерения цифрового материала (руб., тыс. руб., % и т.п.), а также период времени, которому они соответствуют. В приложении к работе могут размещаться дополнительные практические, статистические или графические материалы, на которые должны быть соответствующие ссылки в тексте; они должны конкретизировать или выступать в качестве дополнительного аргумента положения содержательной части проекта. Это позволяет, не завышая установленный объем работы, анализировать большее количество материала, усиливая аргументацию тех или иных положений текста.

Обычно таблица состоит из следующих элементов:

·  порядкового номера и тематического заголовка;

·  заголовков вертикальных и горизонтальных граф;

• содержательной части.

Таблицы должны иметь номер и название, определяющее их тему и содержание. Сокращения в заголовках не допускаются. При оформлении таблицы пишется слово «Таблица» и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами (с правой стороны листа). Знак «№» (номер) не ставится. Точка в конце названия не ставится. Нумерация может быть сквозной через всю работу или по главам. Во втором случае таблица имеет двойной номер, цифры отделяются точкой. Так, в главе 1 первая таблица оформляется: Таблица 1.1., где первая цифра обозначает номер главы, а вторая - номер таблицы (в данной главе). Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1.1.» или «Окончание таблицы 1.1.». Заглавие таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире. При упоминании о таблице в тексте делается ссылка. В этом случае в скобках пишется слово «табл.» и порядковый номер таблицы, на которую дается ссылка, например: (табл.1.1.). Название таблицы пишется с начала строки через один интервал, отделяется от таблицы 1,5 интервалом. Таблица отделяется от текста 1,5 интервалом. Пример оформления таблицы приведен в приложении 5. Таблицы могут быть как цифровые, так и текстовые.

Достаточно часто в курсовой работе значительный его объем занимают формулы и расчеты анализируемых показателей. Лучше расчеты анализируемых показателей и их формулы перенести в приложения. В тексте же следует проанализировать результаты полученных расчетов, динамику показателей и причины их изменения. В этом случае проект в большей степени будет отвечать требованиям исследования.

Использованные в работе формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают отдельными строками. Каждая формула нумеруется сквозной нумерацией. Нумерация формул также требует знания некоторых особенностей ее оформления. Нумеровать следует формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется приводить формулы и нумеровать их, на которые нет ссылок в тексте. Номер формулы указывается у правого поля в скобках.

В работе могут использоваться также рисунки, графики, диаграммы и пр. графический материал, который дополняет наглядно проведенные исследования. Рисунки, графики, диаграммы могут быть цветными или черно-белыми, нумерация производится сквозная. В приложении 3 приведен пример оформления.

Наличие собственных взглядов на решение анализируемых проблем характеризует работу с положительной стороны, вместе с тем, это требование является обязательным при выполнении научных работ более высокого уровня. В студенческих работах чаще встречаются предложения, которые уже высказывались в экономической литературе. Вместе с тем, и в этой ситуации следует проявить исследовательский подход. В частности, задача студентов заключается в систематизации различных подходов к решению проблемы, их обобщении, выделении тех, которые, по мнению автора, наиболее актуальны, поиске дополнительных аргументов в пользу высказываемых предложений. При этом следует соблюдать корректность в отношении их авторства. Иначе говоря, необходимо выразить солидарность с автором определений, теоретических положений, методических подходов, приводимых в тексте, и дать ссылку на источник этой информации. Причем источник информации в ссылке должен быть отражен в списке использованной литературы.

На основе исследования проблемы и результатов проведенного анализа должны даваться предложения, рекомендации, направленные на решение рассматриваемых проблем. Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер. Они должны быть связаны с объектом исследования, обоснованы и подкреплены расчетами их целесообразности и эффективности.

Студент может формулировать собственную позицию по проблемному вопросу. Но в таком случае его позиция должна быть аргументирована и подтверждена соответствующими выводами, сделанными на основе тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций с научным руководителем.

Студент должен показать умение критически подходить к рассмотрению проблемы, вытекающей из целей и задач курсовой работы, обобщать, анализировать и систематизировать собранный материал, раскрывать проблемы рассматриваемого вопроса. Все поставленные задачи во введение к курсовой работе должны быть раскрыты и исследованы студентом. В конце каждой главы курсовой работы в последнем параграфе должен быть сделан краткий вывод по главе.

Заключение . Заключение содержит выводы и предложения, к которым приходит автор в результате проведенного исследования. Поэтому заключение пишется после того, как написана вся работа. Оно не является продолжением основного исследования, а служит кратким, но логичным изложением взглядов автора на важность рассматриваемой проблемы, новые определения, идеи, пути решения анализируемых проблем, предложения.

В заключении должны найти отражение основные выводы по решенным задачам, которые были заявлены во введении, а также выводы и предложения по всему проекту в целом. Выводы должны касаться рассмотренных теоретических, методических и практических вопросов. Например, если в работе рассмотрена дискуссия по поводу изучаемой проблемы оптимизации бюджетных расходов, показаны различные подходы, их трансформация во времени и позиция автора, то в заключении целесообразно сделать обоснованные выводы, касающиеся сущности дискуссии, и привести свое понимание оптимального расходования денежных средств и подходов к его формированию. Объем заключения должен составлять 2 страницы.

Курсовая работа должна носить исследовательский характер. Это означает, что работа должна быть выполнена с использованием достаточного количества источников информации. Если речь идет о теоретических вопросах, то необходимо рассмотреть различные подходы и точки зрения ученых и практиков в отношении предмета исследования. При этом важно не просто их перечислить, а показать свое отношение к дискуссионным вопросам, провести сравнительный анализ существующих подходов к рассматриваемой проблеме в российской и зарубежной экономической литературе, попытаться их систематизировать, выделить различные направления, принципиальные отличия и т.п.

Если в работе анализируется динамика изменения конкретных показателей, то необходимо привлечь достаточное количество статистических данных и обеспечить их сопоставимость.

По стилю изложения курсовая работа должна представлять собой целостное научное исследование. Не допускается популярный стиль изложения, не приемлемый в работах исследовательского характера.

В курсовой работе нельзя подавать проблему от первого лица в таких выражениях, как «я считаю.», «я предлагаю...»и т.п. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме: «анализ материала позволяет сделать вывод, что.»; «представляется, что наиболее удачным является определение..»; «можно предположить, что.» и т.д. Недопустимо также использование глаголов, выражающих личные чувства и эмоции, повествование от третьего лица. При оценке анализируемых точек зрения, с которыми студент может быть не согласен, важно соблюдать определенный такт и чувство меры.

 

Оформление работы, списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите

Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

1.  Титульный лист.

2.  Содержание (план работы).

3.  Введение.

4.  Содержательная часть.

5.  Заключение.

6.  Список использованной литературы.

7.  Приложения.

Текстовой материал проекте также должен быть представлен в напечатанном виде (набрана на компьютере) через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа стандартного формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, размер Times New Roman - 14. Каждая страница должна иметь поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, сверху -20 мм, снизу -20 мм.

Нумерация страниц работы является сквозной — начинается с введения, на котором проставляется цифра «3» и продолжается до последней страницы приложений. Первая и вторая страницы — это титульный лист и план курсового проекта; на них нумерация не проставляется. Номер страницы указывается вверху по центру страницы. Рекомендуемый объем работы - в среднем 30-35 страниц без учета приложений. Более подробно требования к оформлению работы, набранной на компьютере, изложены в приложении 3.

Титульный лист должен строго соответствовать установленной форме как по содержанию, так и по его расположению на листе (см. приложение 2). На титульном листе приводятся данные о студенте (факультет, группа, фамилия и инициалы) и о научном руководителе (научное звание, фамилия и инициалы). Студент подписывает работу в правом нижнем углу титульного листа.

Содержание помещается после титульного листа и содержит: порядковые номера только для разделов, подразделов и пунктов основной части работы, их названия и номера страниц. Для введения, заключения, списка использованной литературы и приложений порядковые номера в плане не проставляются; только номера страниц в тексте. Содержание пишется через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 14.

Текст работы. Каждый раздел, подраздел, пункт работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Начало нового раздела можно поместить на той же странице, на которой окончился предыдущий раздел (подраздел или пункт), но не непосредственно внизу страницы. Название разделов (глав), а также слова: Содержание, Введение, Заключение и Список использованных источников - пишется по центру строки, через 1 интервал. Каждая глава начинается с нового листа. Курсовой проект должен иметь не менее 2-х глав, каждая из которых подразделяется на 2 параграфа.

Подзаголовки (параграфы) должны раскрывать сущность главы, могут быть проиллюстрированы таблицами, формулами рисунками. Первая глава, как правило, содержит теоретическое исследование выбранной темы курсовой работы, вторая глава – практическое, где проводится цифровой материал, его анализ, производятся соответствующие расчеты и дается оценка проведенному исследованию. Анализ полученных значений показателей отражает экономическую эффективность проекта.

Табличный и графический материал следует соответственно оформить и систематизировать, дать заголовок и номер. Цитаты необходимо выверить, точно воспроизвести и заключить в кавычки. Все таблицы, цифры, цитаты должны иметь ссылки на источники литературы.

Ссылки на цитату или источник данных, приведенных в тексте, приводятся за текстом в квадратных скобках с указанием номера использованного источника из списка литературы, указанного в работе. При написании текста можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Заключение начинается с новой страницы. Выводы и предложения могут иметь порядковые номера, а могут быть изложены без перечислений, по произвольной форме.

Список использованной литературы. Перечень литературы, приводимой в списке к курсовой работе, составляет примерно 20 источников. Рекомендуется располагать источники в строго алфавитном порядке. При этом список использованных источников должен включать: нормативно-правовые документы, учебно-методическую литературу, периодические издания, информацию официальных интернет-сайтов. Образцы оформления списка использованных источников приведен в приложении 4.

Приложения к курсовой работе - это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть разными: копии форм бухгалтерской отчетности, отдельные положения из инструкций, таблицы, графики и т.п. Они не входят в установленный объем курсовой работы, хотя страницы подлежат нумерации. Их объем может быть любым. Приложения также нумеруются по порядку буквами русского алфавита, в порядке их отражения в тексте работы. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Например: (см. приложение А).

Курсовая работа должна быть надежно скреплена и вложена в папку в расчете на длительное хранение.

Несоблюдение требований, предъявляемых к написанию и оформлению курсовой работы (отсутствие плана, введения, заключения, списка литературы, неправильно оформленный титульный лист, не проставленная нумерация страниц, не скрепленная работа и т.д.), может послужить причиной автоматического отказа в приеме курсовой работы научным руководителем.

 

Защита курсово й работы

Курсовая работа в завершенном виде должна быть представлена на кафедру не позднее чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Работа должна быть выполнена в соответствии с приведенными в данных Методических указаниях требованиями. Если при оформлении работы допущены грубые нарушения (небрежно написана, отсутствует план, введение или заключение и т.п.), она не принимается к рассмотрению.

На титульном листе фиксируется дата сдачи работы на кафедру. За нарушение сроков сдачи курсовой работы ее оценка снижается.

После проверки научным руководителем работа передается студенту с отзывом. В отзыве научного руководителя отмечаются положительные стороны и недостатки работы. Студент готовится к защите с учетом отзыва научного руководителя и его замечаний.

Защита курсовой работы принимается научным руководителем и проводится в форме свободной беседы.

Курсовая работа оценивается по сто-балльной системе, которая затем конвертируется в оценку из пяти баллов. При этом принимаются во внимание: структура проекта, полнота раскрытия темы, самостоятельность студента в процессе выполнения проекта, стиль изложения, оформление и сроки сдачи работы (максимальное количество баллов за каждый пункт предъявляемых к работе требований содержится в Приложении 5). Оценка курсового проекта выставляется только по результатам защиты. На титульном листе делается пометка: «Защищен с оценкой..., дата, подпись научного руководителя». Студент, не представивший курсовую работу или получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к экзамену по данному предмету.

Несмотря на то, что новизна и оригинальность не являются обязательными элементами курсовой работы студентов-бакалавров 3-го курса, наличие этих элементов желательно. На данном этапе важно, чтобы студент продемонстрировал свое умение ориентироваться в контексте исследований по выбранной теме и самостоятельно применять изученные им методы и подходы для решения научных и практических задач.

 

2.8 Контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовых работ

Кафедра «Финансы и кредит» осуществляет постоянный контроль за ходом подготовки и защиты курсовых работ. В начале семестра студенты 3 курса получают от кафедры тематику курсовых работ по дисциплине «Бюджет и бюджетная система», после чего они должны выбрать тему и встретиться с научным руководителем и представить ему проект плана и список литературы по выбранной теме. Кафедра устанавливает срок сдачи курсовых работ на кафедру, но не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Конечный срок защиты курсовых работ не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии

Ход подготовки курсовых работ систематически отслеживается кафедрой и обсуждается на заседаниях кафедры.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Бюджет государства и его роль в социальном и экономическом развитии.

2. Бюджетная политика Российской Федерации на современном этапе.

3. Бюджетная система Российской Федерации: этапы становления и современные направления развития.

4. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации.

5. Федеральный бюджет, его особенности и роль в экономическим и социальном развитии страны.

6. Доходы федерального бюджета и пути их укрепления.

7. Расходы федерального бюджета и направления их оптимизации.

8. Проблемы обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

9. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере субъекта Российской Федерации).

10. Проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

11. Местные бюджеты и особенности их функционирования на современном этапе развития.

12. Доходы и расходы  местных бюджетов, особенности их формирования и пути роста.

13. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов.

14. Направления повышения бюджетной устойчивости муниципальных образований.

15. Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы.

16. Фонд социального страхования Российской Федерации и его роль в реализации социальных функций государства.

17. Межбюджетные трансферты и их роль в финансовом выравнивании субъектов Российской Федерации.

18. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании местных бюджетов.

19. Формы финансовой помощи и механизмы ее предоставления.

20. Дефицит бюджетов бюджетной системы и источники его финансирования.

21. Государственный внешний долг Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы управления.

22. Государственный внутренний долг Российской Федерации: состояние и современные проблемы управления.

23. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: теоретические и правовые основы.

24. Организация управления федеральным бюджетом.

25. Особенности организации управления бюджетами субъектов Российской Федерации.

26. Резервный фонд Российской Федерации и фонд национального благосостояния состояния: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств.

27. Инвестиционный фонд в бюджетах бюджетной системы: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств.

28. Финансирование бюджетных учреждений.

29. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент бюджетного планирования.

30. Программно-целевое планирование и финансирование бюджетных расходов.

 

       2.10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1.Основная литература

Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 363 с.– ЭБС ЮРАЙТ

Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 418 с.– ЭБС ЮРАЙТ

2. Дополнительная литература

Крохина, Ю. А. Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 479 с. – ЭБС ЮРАЙТ

2. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 301 с.– ЭБС ЮРАЙТ

3. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 594 с – ЭБС ЮРАЙТ

4. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 333 с. – ЭБС ЮРАЙТ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.