Цель курсового проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические рекомендации для

самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Бюджет и бюджетная система

Направление подготовки (специальность) Экономика

Профиль образовательной программы Финансы и кредит

Форма обучения очная

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организация самостоятельной работы ……………………………............................4

2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)..........5

2.1 Цель курсового проектирования……..………………………………………….……5

2.2 Основные этапы работы и требования, предъявляемые к

курсовой работе…..…………………………………………………………………….….6

2.3 Подбор литературы, составление личного рабочего плана

выполнения курсовой работы…….…….…………………………….…………………..7

2.4 Составление плана курсовой работы, формирование структуры

курсовой  работы….……………………………………………………..……………..….8

2.5 Написание курсовой работы на основе анализа и обобщение

изученной литературы по выбранной теме…...………………………..………………..9

2.6 Оформление работы, списка использованных источников и

литературы, приложений и получение допуска к защите.……………..……………...14

2.7 Защита курсовой работы …………………………………………….…………….15

2.8 Контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовых работ…..…..…….16

2.9 Примерная тематика курсовых работ….…………………………………..…….…16

2.10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….……….17

2.11 Рекомендуемые интернет-сайты…………………………………………………...18

3. Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов ………18

4. Методические рекомендации по подготовке к занятиям …………………………21

4.1 Практическое занятие 1 (ПЗ-1) Понятие и роль бюджета и бюджетной

системы РФ……………………………………………………………………………….21

4.2 Практическое занятие 2 (ПЗ-2) Бюджетная классификация……………...…….21

4.3 Практическое занятие 3 (ПЗ-3) Организационно-правовые основы

бюджетной системы……………………………………………………………….….…22

4.4 Практическое занятие 4 (ПЗ-4) Межбюджетные отношения………………….22

4.5 Практическое занятие 5 (ПЗ-5) Бюджеты государственных

внебюджетных фондов…………………………………………………………………..23

4.6 Практическое занятие 6 (ПЗ-6) Общая характеристика доходов бюджетов.….24

4.7 Практическое занятие 7 (ПЗ-7) Общая характеристика расходов бюджетов…24

4.8 Практическое занятие 8 (ПЗ-8) Планирование и прогнозирование

доходов и расходов бюджетов…………………………………………………………..25

4.9 Практическое занятие 9 (ПЗ-9) Финансирование бюджетных учреждений.….25

4.10 Практическое занятие 10 (ПЗ-10) Управление государственным (муниципальным) долгом………………………………………………………….…….26

4.11 Практическое занятие 11 (ПЗ-11) Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы……………………………………….…27

4.12 Практическое занятие 12 (ПЗ-13) Процесс исполнения законов о бюджете. .27

4.13 Практическое занятие 13 (ПЗ-13) Основы составления бюджетной отчетности…………………………………………………………………………….….28

4.14 Практическое занятие 14 (ПЗ-14) Бюджетный контроль и бюджетные правонарушения…………………………………………………………………….…...28

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организационно-методические данные дисциплины

№ п.п.

Наименование темы

Общий объем часов по видам самостоятельной работы

 

подготовка курсового проекта подготовка реферата/эссе индивидуальные домашние задания (ИДЗ) самостоятельное изучение вопросов (СИВ) Подготов ка к занятиям (ПкЗ)   Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Понятие и роль бюджета и бюджетной системы РФ. - - - 4 2 -
2 Бюджетная классификация - - - - 3 -
3 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ. - - - - 3 -
4 Межбюджетные отношения - - - - 6 -
5  Бюджеты государственных внебюджетных фондов - - - 4 2 -
6 Общая характеристика доходов бюджетов - - - - 3 -
7 Общая характеристика расходов бюджетов - - - 4 3 -
8 Планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджетов - - - 4 6 -
9 Финансирование бюджетных учреждений - - - 4 3 -
10 Управление государственным (муниципальным) долгом - - - - 6 -
11 Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы- - - - 2 2 -
12 Процесс исполнения законов о бюджете - - - - 2 -
13 Основы составления бюджетной отчетности. - - - 2 3 -
14 Бюджетный контроль и бюджетные правонарушения - - - 4 3 -
15 Курсовой проект 100 - - - - -
Итого 100 - - 28 88 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Курсовой работы

Составление плана является одним из важнейших этапов в подготовке курсовой работы. Правильно составленный план является залогом успешной реализации цели курсовой работы.

План - это структурная разработка предстоящего исследования. Все вопросы, выбранные для исследования, должны быть логически связаны и в совокупности раскрывать содержание темы.

План курсовой работы должен состоять из введения, содержательной части, заключения в форме выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

Структура содержательной части может быть различной.

Структура работы предусматривает деление ее основного текста на 2 или 3 приблизительно равные части, обозначаемые далее как разделы (главы). Главы могут подразделяться на подразделы (параграфы). Курсовая работа может состоять из двух - трех глав с выделением в них параграфов.

Формулировка глав и параграфов плана должна отражать исследовательский характер курсового проекта (см. приложение ). Проект плана разрабатывается студентом после изучения учебной (базовой) литературы. На основе учебников, учебных пособий и монографий определяются вопросы, формирующие основу будущей работы, без освещения которых невозможно раскрыть выбранную тему.

Составление плана происходит на основе ознакомления с дополнительной литературой — монографиями и научной периодической литературой по данной проблеме. План может формироваться на основе изучения статистических сборников и аналитических публикаций в экономической литературе, бухгалтерской отчетности конкретного субъекта бюджетных отношений.

Окончательный вариант плана разрабатывается на этапе более глубокого изучения темы курсового проекта.

При составлении плана необходимо учитывать:

·  если главы подразделяется на параграфы, их не должно быть менее двух и более трех;

·  формулировка названий разделов не должна дублировать название работы, названия параграфов не должны дублировать название главы;

·  параграфы не должны формулироваться более широко, чем названия

глав.

Планы не должны быть перегружены излишней детализацией, количество структурных единиц должно быть достаточным для полного раскрытия темы работы. Однако это не исключает, что студент должен иметь подробно расписанный «рабочий» вариант плана курсовой работы.

Студент самостоятельно разрабатывает план курсовой работы и в обязательном порядке согласовывает его с научным руководителем.

При оформлении курсовой работы в его структуре слово «план» не фигурирует, вместо него указывается слово «Содержание», т.к. план курсовой работы указывается в его содержании, которое располагается на странице, следующей за титульным листом.

Кроме того, необходимо договориться с научным руководителем о режиме общения: личное общение, электронная почта и пр.

 

Оформление работы, списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите

Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

1.  Титульный лист.

2.  Содержание (план работы).

3.  Введение.

4.  Содержательная часть.

5.  Заключение.

6.  Список использованной литературы.

7.  Приложения.

Текстовой материал проекте также должен быть представлен в напечатанном виде (набрана на компьютере) через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа стандартного формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, размер Times New Roman - 14. Каждая страница должна иметь поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, сверху -20 мм, снизу -20 мм.

Нумерация страниц работы является сквозной — начинается с введения, на котором проставляется цифра «3» и продолжается до последней страницы приложений. Первая и вторая страницы — это титульный лист и план курсового проекта; на них нумерация не проставляется. Номер страницы указывается вверху по центру страницы. Рекомендуемый объем работы - в среднем 30-35 страниц без учета приложений. Более подробно требования к оформлению работы, набранной на компьютере, изложены в приложении 3.

Титульный лист должен строго соответствовать установленной форме как по содержанию, так и по его расположению на листе (см. приложение 2). На титульном листе приводятся данные о студенте (факультет, группа, фамилия и инициалы) и о научном руководителе (научное звание, фамилия и инициалы). Студент подписывает работу в правом нижнем углу титульного листа.

Содержание помещается после титульного листа и содержит: порядковые номера только для разделов, подразделов и пунктов основной части работы, их названия и номера страниц. Для введения, заключения, списка использованной литературы и приложений порядковые номера в плане не проставляются; только номера страниц в тексте. Содержание пишется через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 14.

Текст работы. Каждый раздел, подраздел, пункт работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Начало нового раздела можно поместить на той же странице, на которой окончился предыдущий раздел (подраздел или пункт), но не непосредственно внизу страницы. Название разделов (глав), а также слова: Содержание, Введение, Заключение и Список использованных источников - пишется по центру строки, через 1 интервал. Каждая глава начинается с нового листа. Курсовой проект должен иметь не менее 2-х глав, каждая из которых подразделяется на 2 параграфа.

Подзаголовки (параграфы) должны раскрывать сущность главы, могут быть проиллюстрированы таблицами, формулами рисунками. Первая глава, как правило, содержит теоретическое исследование выбранной темы курсовой работы, вторая глава – практическое, где проводится цифровой материал, его анализ, производятся соответствующие расчеты и дается оценка проведенному исследованию. Анализ полученных значений показателей отражает экономическую эффективность проекта.

Табличный и графический материал следует соответственно оформить и систематизировать, дать заголовок и номер. Цитаты необходимо выверить, точно воспроизвести и заключить в кавычки. Все таблицы, цифры, цитаты должны иметь ссылки на источники литературы.

Ссылки на цитату или источник данных, приведенных в тексте, приводятся за текстом в квадратных скобках с указанием номера использованного источника из списка литературы, указанного в работе. При написании текста можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Заключение начинается с новой страницы. Выводы и предложения могут иметь порядковые номера, а могут быть изложены без перечислений, по произвольной форме.

Список использованной литературы. Перечень литературы, приводимой в списке к курсовой работе, составляет примерно 20 источников. Рекомендуется располагать источники в строго алфавитном порядке. При этом список использованных источников должен включать: нормативно-правовые документы, учебно-методическую литературу, периодические издания, информацию официальных интернет-сайтов. Образцы оформления списка использованных источников приведен в приложении 4.

Приложения к курсовой работе - это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть разными: копии форм бухгалтерской отчетности, отдельные положения из инструкций, таблицы, графики и т.п. Они не входят в установленный объем курсовой работы, хотя страницы подлежат нумерации. Их объем может быть любым. Приложения также нумеруются по порядку буквами русского алфавита, в порядке их отражения в тексте работы. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Например: (см. приложение А).

Курсовая работа должна быть надежно скреплена и вложена в папку в расчете на длительное хранение.

Несоблюдение требований, предъявляемых к написанию и оформлению курсовой работы (отсутствие плана, введения, заключения, списка литературы, неправильно оформленный титульный лист, не проставленная нумерация страниц, не скрепленная работа и т.д.), может послужить причиной автоматического отказа в приеме курсовой работы научным руководителем.

 

Защита курсово й работы

Курсовая работа в завершенном виде должна быть представлена на кафедру не позднее чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Работа должна быть выполнена в соответствии с приведенными в данных Методических указаниях требованиями. Если при оформлении работы допущены грубые нарушения (небрежно написана, отсутствует план, введение или заключение и т.п.), она не принимается к рассмотрению.

На титульном листе фиксируется дата сдачи работы на кафедру. За нарушение сроков сдачи курсовой работы ее оценка снижается.

После проверки научным руководителем работа передается студенту с отзывом. В отзыве научного руководителя отмечаются положительные стороны и недостатки работы. Студент готовится к защите с учетом отзыва научного руководителя и его замечаний.

Защита курсовой работы принимается научным руководителем и проводится в форме свободной беседы.

Курсовая работа оценивается по сто-балльной системе, которая затем конвертируется в оценку из пяти баллов. При этом принимаются во внимание: структура проекта, полнота раскрытия темы, самостоятельность студента в процессе выполнения проекта, стиль изложения, оформление и сроки сдачи работы (максимальное количество баллов за каждый пункт предъявляемых к работе требований содержится в Приложении 5). Оценка курсового проекта выставляется только по результатам защиты. На титульном листе делается пометка: «Защищен с оценкой..., дата, подпись научного руководителя». Студент, не представивший курсовую работу или получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к экзамену по данному предмету.

Несмотря на то, что новизна и оригинальность не являются обязательными элементами курсовой работы студентов-бакалавров 3-го курса, наличие этих элементов желательно. На данном этапе важно, чтобы студент продемонстрировал свое умение ориентироваться в контексте исследований по выбранной теме и самостоятельно применять изученные им методы и подходы для решения научных и практических задач.

 

2.8 Контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовых работ

Кафедра «Финансы и кредит» осуществляет постоянный контроль за ходом подготовки и защиты курсовых работ. В начале семестра студенты 3 курса получают от кафедры тематику курсовых работ по дисциплине «Бюджет и бюджетная система», после чего они должны выбрать тему и встретиться с научным руководителем и представить ему проект плана и список литературы по выбранной теме. Кафедра устанавливает срок сдачи курсовых работ на кафедру, но не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Конечный срок защиты курсовых работ не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии

Ход подготовки курсовых работ систематически отслеживается кафедрой и обсуждается на заседаниях кафедры.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Бюджет государства и его роль в социальном и экономическом развитии.

2. Бюджетная политика Российской Федерации на современном этапе.

3. Бюджетная система Российской Федерации: этапы становления и современные направления развития.

4. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации.

5. Федеральный бюджет, его особенности и роль в экономическим и социальном развитии страны.

6. Доходы федерального бюджета и пути их укрепления.

7. Расходы федерального бюджета и направления их оптимизации.

8. Проблемы обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

9. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере субъекта Российской Федерации).

10. Проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

11. Местные бюджеты и особенности их функционирования на современном этапе развития.

12. Доходы и расходы  местных бюджетов, особенности их формирования и пути роста.

13. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов.

14. Направления повышения бюджетной устойчивости муниципальных образований.

15. Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы.

16. Фонд социального страхования Российской Федерации и его роль в реализации социальных функций государства.

17. Межбюджетные трансферты и их роль в финансовом выравнивании субъектов Российской Федерации.

18. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании местных бюджетов.

19. Формы финансовой помощи и механизмы ее предоставления.

20. Дефицит бюджетов бюджетной системы и источники его финансирования.

21. Государственный внешний долг Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы управления.

22. Государственный внутренний долг Российской Федерации: состояние и современные проблемы управления.

23. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: теоретические и правовые основы.

24. Организация управления федеральным бюджетом.

25. Особенности организации управления бюджетами субъектов Российской Федерации.

26. Резервный фонд Российской Федерации и фонд национального благосостояния состояния: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств.

27. Инвестиционный фонд в бюджетах бюджетной системы: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств.

28. Финансирование бюджетных учреждений.

29. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент бюджетного планирования.

30. Программно-целевое планирование и финансирование бюджетных расходов.

 

       2.10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1.Основная литература

Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 363 с.– ЭБС ЮРАЙТ

Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 418 с.– ЭБС ЮРАЙТ

2. Дополнительная литература

Крохина, Ю. А. Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 479 с. – ЭБС ЮРАЙТ

2. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 301 с.– ЭБС ЮРАЙТ

3. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 594 с – ЭБС ЮРАЙТ

4. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 333 с. – ЭБС ЮРАЙТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ

3.1 Раздел 1 Роль бюджета, бюджетное устройство РФ

Тема «Планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджетов»

1. Содержание и характеристика основных показателей прогноза социально-экономического развития территории.

2. Содержание и характеристика основных направлений бюджетного послания

Президента.

Тема «Финансирование бюджетных учреждений»

       1. Финансовое обеспечение учреждений органов власти.

2. Финансовое обеспечение учреждений науки.

 

При изучении вопросов самостоятельного изучения 2 раздела  дисциплины необходимо обратить внимание на следующее:

1. Проследить связь с ранее изученным материалом, в том числе и на лекционных занятиях.

2. Всю информацию по данным вопросам можно найти в основной и дополнительной литературе, необходимой для изучения дисциплины «Бюджет и бюджетная система», а также используя научные журналы, сайты Интернета.

3. Постараться найти практические примеры применения изучаемых вопросов.

4. При изучении данных вопросов необходимо делать краткий конспект в тетради для лучшего их усвоения в объеме 0,5-1 страницы.

5. Данные вопросы не должны представлять особой сложности для самостоятельного изучения их студентами, в силу того, что все основные вопросы представленных тем, рассматриваются в полном объеме на лекциях и практических занятиях.

       3.3 Раздел 3 Бюджетный процесс.

       Тема «Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы»

1. Региональный аспект бюджетного процесса

 

При изучении вопросов самостоятельного изучения 3 модуля дисциплины необходимо обратить внимание на следующем:

1. Проследить связь с ранее изученным материалом, в том числе и на лекционных занятиях.

2. Всю информацию по данным вопросам можно найти в основной и дополнительной литературе, необходимой для изучения дисциплины «Бюджет и бюджетная система», а также используя научные журналы, сайты Интернета.

3. Постараться найти практические примеры применения изучаемых вопросов.

4. При изучении данных вопросов необходимо делать краткий конспект в тетради для лучшего их усвоения в объеме 0,5-1 страницы.

5. Данные вопросы не должны представлять особой сложности для самостоятельного изучения их студентами, в силу того, что все основные вопросы представленных тем, рассматриваются в полном объеме на лекциях и практических занятиях.

 

3.4 Раздел 4 Экономическая и контрольная работа государственных органов

      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ

 

4.1 Практическое занятие 1 (ПЗ-1) Понятие и роль бюджета и бюджетной системы РФ.

1. Раскрыть основные функции государства.

2. Стратегия и тактика экономической политики страны.

3. Типы государственного устройства, их характеристика.

4. Распределение экономических функций по уровням государственного управления.

5. Раскрыть сущность бюджета как сложной категории.

6. Роль и значение бюджета для государства.

7. Раскрыть функции бюджета.

8. Состав и структура бюджетной системы РФ.

9. Бюджетное устройство РФ.

10. Перечислить и раскрыть принципы организации бюджетной системы РФ.

11. Значение и сущность бюджетной политики государства.

12. Основные направления развития бюджетной политики РФ.

При подготовке к изучению вопросов темы необходимо в первом вопросе раскрыть основные функции государства. Определить стратегию и тактику экономической политики страны. Затем охарактеризовать типы государственного устройства. В четвертом вопросе рассмотреть экономические функции по уровням государственного управление. В пятом раскрыть сущность бюджета. Далее выявить роль и значение бюджета для государства. Раскрыть и охарактеризовать функции бюджета. Описать состав и структуру бюджетной системы РФ. Охарактеризовать бюджетное устройство РФ. Раскрыть принципы организации бюджетной системы РФ. Охарактеризовать значение и сущность бюджетной политики государства. Определить основные направления развития бюджетной политики РФ.                           

4.2 Практическое занятие 2 (ПЗ-2) Бюджетная классификация.

1. Роль и значение бюджетной классификации.

3. Основные показатели системы национальных счетов

4. Состав бюджетной классификации.

5. Характеристика классификации доходов бюджета.

6. Структура кода классификации дохода бюджета

7. Группы и подгруппы налоговых доходов согласно бюджетной классификации.

8. Группы и подгруппы неналоговых доходов согласно бюджетной классификации.

9. Группы и подгруппы безвозмездных поступлений согласно бюджетной классификации.

10. Характеристика классификации расходов бюджета.

11. Структура кода классификации расходов бюджета.

12. Основные разделы расходов бюджета согласно бюджетной классификации.

13. Характеристика операций сектора государственного управления, отраженного в бюджетной классификации по группе доходы и расходы.

14. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

 Роль и значение консолидированного бюджета.

15. Понятие и состав консолидированного бюджета РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

16. Понятие и значение бюджетной консолидации.

 

       При подготовке к изучению вопросов темы необходимо определить роль и значение бюджетной классификации. Проанализировать состав и структуру бюджетной классификации. Обратить внимание на терминологию используемую в данной теме. Ознакомиться с основными показателями Системы национальных счетов. Разобраться в составе налоговых и неналоговых доходов бюджетной классификации. Обратить внимание на экономическую группировку операций сектора государственного управления. Описать состав бюджетной классификации. Рассмотреть состав консолидированного бюджета РФ, его структуру.

 

4.3 Практическое занятие 3 (ПЗ-3) Организационно-правовые основы бюджетной системы.

1. Характеристика бюджетных правоотношений.

2. Составные части бюджетных отношений.

3. Состав бюджетного законодательства.

4. Характеристика норм бюджетного права.

5. Понятие юридической силы акта.

6. Характеристика источников правового регулирования.

7. Иерархический порядок форм правового бюджетного регулирования.

8. Характеристика Бюджетного Кодекса.

9. Основные условия вступления в законную силу нормативного акта и

прекращения его действия.

10. Состав и структура бюджетных отношений.

11. Характеристика элементов бюджетных отношений.

12. Методы регулирования бюджетных отношений.

 

При подготовке к изучению вопросов данной темы обратить внимание на состав участников бюджетных правоотношений. Разобраться со структурой нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. Уделить внимание обязательным условиям вступления в силу нормативных актов, а также усвоить иерархическое строение нормативных актов в РФ. В обязательном порядке ознакомится и разобраться с терминологией и основными определениями данной темы.

 

4.4 Практическое занятие 4 (ПЗ-4) Межбюджетные отношения.

 

1. Бюджетный федерализм, его экономический и политический принципы.

2. Признаки федеративных систем.

3. Принципы бюджетного федерализма.

4. Сущность бюджетного федерализма и его три основные проблемы.

5. Три типа организации бюджетной системы федеративных государств.

6. Основные бюджетные полномочия федеральных органов власти.

7. Основные бюджетные полномочия органов власти субъектов Федерации.

8. Основные полномочия муниципальных органов власти.

9. Понятие межбюджетных отношений и основные их принципы.

10. Характеристика перераспределительного механизма в межбюджетных отношениях.

11. Этапы формирования межбюджетных отношений, краткая их характеристика.

12. Сущность и значение межбюджетных реформ.

13. Механизмы бюджетного выравнивания и его цель.

14. Взаимоотношения в рамках бюджетного федерализма на современном этапе..

15. Характеристика межбюджетных отношений на современном этапе.

16. Характеристика условных и безусловных трансфертов.

17. Функции межбюджетных трансфертов.

18. Характеристика форм финансовой помощи.

19. Характеристика фондов финансовой помощи.

20. Характеристика дотаций, субсидий, субвенций.


       При подготовке к изучении вопросов данной темы необходимо разобраться в основными понятиями межбюджетных отношений. Определить суть их, разобраться с принципами организации межбюджетных отношений. Обратить на этапы формирования межбюджетных отношений и сущность проведенных межбюджетных реформ. Разобраться в механизме предоставления межбюджетных трансфертов, обратить внимание на условия их предоставления, а также определить сущность и необходимость функционирования каждого фонда финансовой помощи, формируемого в бюджетах бюджетной системы.

 

4.5 Практическое занятие 5 (ПЗ-5) Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

1. Понятие государственного внебюджетного фонда и их состав в бюджетной системе.

2. Какую роль играют государственные социальные внебюджетные фонды в бюджетной системе РФ.

3. Цель функционирования каждого существующего государственного внебюджетного фонда.

4. Организационно-финансовая характеристика государственных внебюджетных фондов.

5. Характеристика доходов бюджета ПФ РФ.

6. Характеристика расходов бюджета ПФ РФ.

7. Характеристика 20-ти значного бюджетного кода по доходам и расходам ПФ РФ.

8. Характеристика доходов бюджета ФСС РФ.

9. Характеристика расходов бюджета ФСС РФ.

10. Характеристика 20-ти значного бюджетного кода по доходам и расходам ФСС РФ.

11. Характеристика доходов бюджета ФФОМС РФ.

12. Характеристика расходов бюджета ФФОМС РФ.

13. Характеристика 20-ти значного бюджетного кода по доходам и расходам ФФОМС РФ.

 

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо разобраться с источниками доходов каждого внебюджетного фонда, определить цели их функционирования. Использовать информационно-справочную систему «КонсультантПлюс», где найти законы о бюджетах государственных внебюджетных фондах, на базе которых определить основные направления использования денежных средств государственных внебюджетных фондов и основные источники их финансирования.

4.6 Практическое занятие 6 (ПЗ-6) Общая характеристика доходов бюджетов.

1. Роль и значение доходов бюджетов.

2. Основные принципы формирования доходов бюджетов.

3. Понятие собственных доходов бюджетов.

4. Виды налоговых доходов бюджетов.

5. Роль и значение налогов для бюджетов бюджетной системы.

6. Состав налогов налоговой системы.

7. Взаимосвязь налоговой и бюджетной системы.

8. Состав неналоговых доходов бюджетов.

9. Роль и значение неналоговых доходов для бюджетов бюджетной системы.

10. Состав безвозмездных поступлений бюджетов.

11. Роль и значение безвозмездных поступлений для бюджетов бюджетной системы.

12. Состав резервных фондов и значение резервных фондов для бюджетов бюджетной системы.

13. Порядок использования средств фондов финансовой помощи и резервных фондов.

14. Сущность и значение Инвестиционного фонда и фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

15. Сущность и значение фонда Президента РФ и фонда Правительства РФ.

16. Сущность и значение Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния.

При подготовке к практическому занятию по данной теме студенту необходимо

овладеть терминологией налоговых отношений, понятии «Налог», « налоговая система», «сбор», «налоговая политика» и другие. Выяснить какие налоговые доходы поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет и местный бюджет. Определить, что представляют собой неналоговые доходы и какой их состав, а также состав и значение таких поступлений в бюджет как «безвозмездные поступления»

 

4.7 Практическое занятие 7 (ПЗ-7) Общая характеристика расходов бюджетов.

1. Определение расходов бюджета.

2. Основные критерии формирования расходов бюджетов.

3. Основы осуществления и разграничения расходных обязательств.

4. Текущие и капитальные расходы бюджета.

5. Виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ, их местных бюджетов.

6. Реализация расходных обязательств в бюджетном процессе.

7. Действующие и принимаемые расходные обязательства.

8. Характеристика бюджетных ассигнований.

9. Формы бюджетного финансирования.

10. Сущность бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

11. Основные параметры расходов федерального бюджета.

12. Определение эффективности бюджетных расходов.

13. Цели и задачи повышения эффективности бюджетных расходов.

14. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов.

15. Повышение эффективности бюджетных расходов.

 

При подготовке к практическому занятию студент должен овладеть следующими

Терминами «бюджетные расходы», «Бюджетные обязательства», «бюджетные ассигнования», и др. Разобраться в классификации расходов бюджета, уделить внимание изучению видов расходов бюджетов, при этом определить какие расходы осуществляются из федерального бюджета, какие расходы осуществляются из региональных бюджетов, какие расходы осуществляются из местных бюджетов.

 

4.8 Практическое занятие 8 (ПЗ-8) Планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджетов.

1.Понятие прогнозирование бюджетных доходов и планирование бюджетных доходов.

2. Задачи и принципы бюджетного планирования.

3. Модели бюджетного планирования.

4. Виды бюджетных прогнозов и применяемые методики.

5. Показатели, используемые при построении прогнозов налоговых и неналоговых доходов бюджетов.

6. Основная задача планирования налоговых поступлений.

7. Этапы налогового планирования.

8. Планирование неналоговых доходов.

9. Применяемая методика планирования налоговых поступлений в бюджет.

10. Понятие прогнозирование бюджетных расходов и планирование бюджетных расходов.

11. Методы прогнозирования (планирования) расходов бюджетов.

12. Состав показателей среднесрочного финансового плана.

 

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с основными определениями, используемыми в данной теме: налоговое планирование, прогнозирование, сводное финансовое планирование, смета и пр. Обратить особое внимание на методы используемые при планировании налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов, бюджетных ассигнований. Определить формы и методы предоставления бюджетных средств бюджетополучателям. Определить роль главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов по доходам бюджета при планировании и прогнозировании бюджетных показателей. Изучить показатели бюджетных планов и роль среднесрочного финансового планирования.

 

4.9 Практическое занятие 9 (ПЗ-9) Финансирование бюджетных учреждений.

1. Понятие бюджетной организации и ее роль в современной экономике.

Характеристика финансовых ресурсов бюджетных организаций.

Планирование и финансирование расходов органов государственного управления.

Планирование и финансирование расходов учреждений здравоохранения.

Планирование и финансирование расходов учреждений образования.

Планирование и финансирование расходов учреждений ЖКХ.

Планирование и финансирование расходов научных учреждений.

Планирование и финансирование расходов учреждений культуры.

Планирование и финансирование расходов учреждений национальной обороны и правоохранительной деятельности.

 

При изучении вопросов данной темы необходимо разобраться с определением бюджетного учреждения, автономного учреждения, казенного учреждения. Изучить основные источники финансирования данных учреждений: субсидии, доходы от прочей деятельности. Для каждого вида деятельности учреждения изучить состав его доходов и расходов, а также методику составления сметы для осуществления последующего финансирования. Обратить внимание на взаимоотношения данных учреждений с органами власти и систему подчиненности, систему нормативно-правового регулирования данными отношениями.

 

4.10 Практическое занятие 10 (ПЗ-10) Управление государственный (муниципальным) долгом.

1. Характеристика государственного кредита, его значение для бюджета.

2. Особенности государственного кредита.

3. Функции государственного кредита.

4. Значение программ государственного заимствования.

5. Классификация государственных кредитов и займов.

6. Бюджетные кредиты и условия их предоставления.

7. Задачи, решаемые в процессе управления государственным кредитом.

8. Понятие государственного долга и его элементов.

9. Состав государственного долга.

10. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг.

11. Характеристика внутреннего и внешнего государственного долга.

12. Показатели, характеризующие государственный долг.

13. Индикаторы долговой зависимости.

14. Процесс управления государственным долгом.

15.Предельные размеры государственного и муниципального долга.

16. Предельные размеры средств, направленные на погашение государственного или муниципального долга.

17. Условия списания долговых обязательств.

18. Цели управления государственным долгом.

19. Принципы управления государственным долгом.

20. Система управления государственным долгом, ее элементы.

21. Методы регулирования государственным долгом.

22. Формы управления государственным долгом.

23. Направления использования заемных средств.

 

При изучении вопросов данной темы обратить особое внимание на основные определения: государственный кредит, государственный долг, государственные гарантии, реструктуризация, рефинансирование, текущий долг, капитальный долг. и др. Разобраться по составу и структуре государственных логовых обязательств. Обратить внимание на систему управления кредитными и долговыми обязательствами органов власти. Изучить условия и факторы влияющие на формирование долговых обязательств и условия их погашения. Обратить внимание на методы управления государственным долгом. Разобраться в классификации государственного кредита, определить его основные отличия от коммерческого кредита.

 

4.11 Практическое занятие 11 (ПЗ-11) Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы.

1. Характеристика участников процесса составления бюджетов и их полномочия.

2. Организация процесса составления бюджетов.

3. Задачи, решаемые в процессе составления бюджета.

4. Характеристика документов, являющихся основой составления бюджетов.

5. Нормативно-правовое регулирование процесса составления бюджетов.

6. Процесс составления проектов бюджетов субъектов РФ.

7. Процесс составления проектов бюджетов муниципальных образований.

8. Основные направления бюджетной и налоговой политики государства.

9. Характеристика участников процесса рассмотрения и утверждения бюджетов и их полномочия.

10. Состав пакета документа, представляемого на рассмотрение и утверждение бюджета.

11. Сроки и процедура рассмотрения и утверждения проекта бюджета.

12. Характеристика чтений проекта закона о бюджете на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местном уровне.

13. Основные характеристики бюджета.

14. Процедура временного управления бюджетов.

 

При подготовке к практическому заданию по данной теме студенту необходимо рассмотреть основные определения, используемые в данной тематике: бюджетный процесс, сводный финансовый план, бюджетное послание, и пр. Необходимо определить, с чего начинается каждый этап бюджетного процесса и когда он заканчивается, что является результатом данного этапа. Рассмотреть характеристики основных участников каждого этапа бюджетного процесса. Обратить особое внимание на процедуры бюджетных чтений, их основные характеристики. Найти в бюджетном кодексе определение по исполнению бюджета в финансовом году, если проект бюджета был отклонен. Обратить особое внимание на процедуры решения конфликтов при обсуждении проекта бюджета.

 

4.12 Практическое занятие 12 (ПЗ-13) Процесс исполнения законов о бюджете.

1.Характеристика участников процесса исполнения бюджета и их функции.

2. Функции главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

3. Организация процесса исполнения бюджетов.

4. Казначейская система исполнения бюджетов бюджетной системы.

5. Процедура исполнения бюджета по доходам.

6. Процедура исполнения бюджета по расходам, его этапы.

 7. Расчетно-кассовое обслуживание бюджетополучателей.

8. Характеристика лицевых счетов бюджетополучателей.

 9. Процедура закрытия финансового года.

При изучении данных вопросов темы следует обратить внимание на бюджетные полномочия участников процесса исполнения закона о бюджете. Рассмотреть основные определения используемые в данное теме: сводная бюджетная роспись, главные распорядители бюджетных средств, бюджетная роспись, лимитные обязательства, бюджетная смета и пр. при этом необходимо изучить последовательность действий участников данного процесса в получении и расходовании денежных средств. Определить какую роль играют органы Федерального казначейства при кассовой и казначейской системе исполнения бюджета. Какие принципы лежат в основе исполнения бюджета по доходам и по расходам. Каковы особенности закрытия финансового года бюджетными учреждениями.

 

4.13 Практическое занятие 13 (ПЗ-13) Основы составления бюджетной отчетности.

1. Характеристика участников составления бюджетной отчетности.

2. Понятие бюджетного учета, основные его элементы.

3. Состав и характеристика бюджетной отчетности.

4. Организация бюджетного учета, методы учета.

5. Понятие управленческого учета в бюджетной сфере.

6. Процесс составления бюджетной отчетности, его этапы.

7. Анализ бюджетной отчетности и процедура его проведения.

8. Характеристика показателей анализа бюджетной отчетности.

9. Сроки и процедура принятия отчета об исполнении бюджетов бюджетной системы.

10. Значение бюджетных показателей в развитии экономики государства.

 

При изучении вопросов данной темы необходимо изучить бюджетные компетенции участников процесса составления бюджетной отчетности. Обратить внимание на состав бюджетной отчетности годовой и квартальной, особенности применения бюджетного учета. Особое внимание уделить изучению бюджетных показателей и процессу анализа бюджетных показателей. Обратить внимание на функции Счетной Палаты РФ, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства при формировании бюджетной отчетности. Какое значение имеют публичные слушания отчетов об исполнения бюджетов для развития государства. Определить сроки формирования бюджетной отчетности и сроки публикации законов об исполнении бюджетов

 

4.14 Практическое занятие 14 (ПЗ-14) Бюджетный контроль и бюджетные правонарушения.

1. Понятие административного и парламентского бюджетного контроля.

2. Задачи бюджетного контроля.

3. Характеристика органов власти, осуществляющих бюджетный контроль.

4. Основные элементы системы государственного и муниципального бюджетного контроля.

5. Классификация видов бюджетного контроля.

7. Основные методы проведения финансово-бюджетного контроля.

8. Понятие бюджетного аудита и его сущность.

9. Аудит эффективности использования бюджетных средств.

10. Понятие бюджетной дисциплины и ее основные положения.

11. Виды бюджетных правонарушений.

12. Понятие нарушения бюджетного законодательства.

13. Понятие юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

14. Органы власти, осуществляющие штрафные санкции в области бюджетных правонарушений.

15. Понятие административного правонарушения и уголовного преступления в бюджетном законодательстве.

16. Ответственность за бюджетные правонарушения.

При подготовки к занятию необходимо обратить внимание на следующие моменты: перечень и содержание бюджетных нарушений, санкции возлагаемые на нарушителей бюджетных правоотношений. Изучить основные формы и методы проведения бюджетных проверок в системе бюджетного контроля. Обратить внимание на полномочия контрольных органов. Рассмотреть работу Счетной палаты и ее полномочий при осуществлении бюджетного контроля, и как проходит процедура аудита бюджетных организаций. Найти основные отличия между парламентским и административным бюджетным контролем. Обратить внимание на расчет эффективности использования бюджетных средств (бюджетных расходов). Изучить основные понятия и определения касающиеся данной темы дисциплины

 

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические рекомендации для

самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Бюджет и бюджетная система

Направление подготовки (специальность) Экономика

Профиль образовательной программы Финансы и кредит

Форма обучения очная

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организация самостоятельной работы ……………………………............................4

2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)..........5

2.1 Цель курсового проектирования……..………………………………………….……5

2.2 Основные этапы работы и требования, предъявляемые к

курсовой работе…..…………………………………………………………………….….6

2.3 Подбор литературы, составление личного рабочего плана

выполнения курсовой работы…….…….…………………………….…………………..7

2.4 Составление плана курсовой работы, формирование структуры

курсовой  работы….……………………………………………………..……………..….8

2.5 Написание курсовой работы на основе анализа и обобщение

изученной литературы по выбранной теме…...………………………..………………..9

2.6 Оформление работы, списка использованных источников и

литературы, приложений и получение допуска к защите.……………..……………...14

2.7 Защита курсовой работы …………………………………………….…………….15

2.8 Контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовых работ…..…..…….16

2.9 Примерная тематика курсовых работ….…………………………………..…….…16

2.10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….……….17

2.11 Рекомендуемые интернет-сайты…………………………………………………...18

3. Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов ………18

4. Методические рекомендации по подготовке к занятиям …………………………21

4.1 Практическое занятие 1 (ПЗ-1) Понятие и роль бюджета и бюджетной

системы РФ……………………………………………………………………………….21

4.2 Практическое занятие 2 (ПЗ-2) Бюджетная классификация……………...…….21

4.3 Практическое занятие 3 (ПЗ-3) Организационно-правовые основы

бюджетной системы……………………………………………………………….….…22

4.4 Практическое занятие 4 (ПЗ-4) Межбюджетные отношения………………….22

4.5 Практическое занятие 5 (ПЗ-5) Бюджеты государственных

внебюджетных фондов…………………………………………………………………..23

4.6 Практическое занятие 6 (ПЗ-6) Общая характеристика доходов бюджетов.….24

4.7 Практическое занятие 7 (ПЗ-7) Общая характеристика расходов бюджетов…24

4.8 Практическое занятие 8 (ПЗ-8) Планирование и прогнозирование

доходов и расходов бюджетов…………………………………………………………..25

4.9 Практическое занятие 9 (ПЗ-9) Финансирование бюджетных учреждений.….25

4.10 Практическое занятие 10 (ПЗ-10) Управление государственным (муниципальным) долгом………………………………………………………….…….26

4.11 Практическое занятие 11 (ПЗ-11) Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы……………………………………….…27

4.12 Практическое занятие 12 (ПЗ-13) Процесс исполнения законов о бюджете. .27

4.13 Практическое занятие 13 (ПЗ-13) Основы составления бюджетной отчетности…………………………………………………………………………….….28

4.14 Практическое занятие 14 (ПЗ-14) Бюджетный контроль и бюджетные правонарушения…………………………………………………………………….…...28

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организационно-методические данные дисциплины

№ п.п.

Наименование темы

Общий объем часов по видам самостоятельной работы

 

подготовка курсового проекта подготовка реферата/эссе индивидуальные домашние задания (ИДЗ) самостоятельное изучение вопросов (СИВ) Подготов ка к занятиям (ПкЗ)   Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Понятие и роль бюджета и бюджетной системы РФ. - - - 4 2 -
2 Бюджетная классификация - - - - 3 -
3 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ. - - - - 3 -
4 Межбюджетные отношения - - - - 6 -
5  Бюджеты государственных внебюджетных фондов - - - 4 2 -
6 Общая характеристика доходов бюджетов - - - - 3 -
7 Общая характеристика расходов бюджетов - - - 4 3 -
8 Планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджетов - - - 4 6 -
9 Финансирование бюджетных учреждений - - - 4 3 -
10 Управление государственным (муниципальным) долгом - - - - 6 -
11 Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы- - - - 2 2 -
12 Процесс исполнения законов о бюджете - - - - 2 -
13 Основы составления бюджетной отчетности. - - - 2 3 -
14 Бюджетный контроль и бюджетные правонарушения - - - 4 3 -
15 Курсовой проект 100 - - - - -
Итого 100 - - 28 88 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Цель курсового проектирования

       Курсовая работа, выполняется студентами 3 курса по дисциплине «Бюджет и бюджетная система» и занимает важное место в учебном процессе изучения дисциплин профиля по кафедре «Финансы и кредит». Курсовая работа является учебной, самостоятельной и квалификационной работой, в которой раскрываются теоретические и практические аспекты выбранной студентом темы.

       Цель выполнения курсовой работы заключается в закреплении, углублении и систематизации теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Бюджет и бюджетная система», а также других дисциплин кафедры «Финансы и кредит», изучаемых на 2 курсе - «Макроэкономика», на 3 курсе - «Финансы». Подготовка курсового проекта является важным звеном в образовательном процессе по формированию компетенций бакалавра по направлению «Экономика», отраженных в соответствующих рабочих программах дисциплин кафедры «Финансы и кредит».

       Компетенции, формируемые у студентов в результате освоения дисциплины «Бюджет и бюджетная система» и написания курсовой работы:

       ПК-3: способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

ПК-19: способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

ПК-20: способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

        Выполнение курсовой работы предполагает:

       - углубление и систематизацию знаний по теоретическим и прикладным вопросам в бюджетных отношениях и бюджетом процессе;

       - развитие навыков сбора, анализа и обобщения теоретического материала и самостоятельной работы с первоисточниками информации;

       - развитие умения применять полученные в процессе обучения в университете теоретические и практические знания для решения конкретных научных и прикладных задач в бюджетной деятельности, аргументировать выводы и обосновывать свои предложения по решению этих задач, принимать управленческие решения;

       - развитие навыков творческой работы, проведения самостоятельных научных исследований, овладения методикой научного исследования.

       В курсовой работе студенту необходимо показать свои знания, навыки, а также свои способности применять их на необходимом уровне для решения практической или научной задачи.

       Курсовая работа в учебном плане выполняет важную контрольную функцию. Качество его выполнения, уровень защиты отражает умение студента использовать категориальный аппарат теории бюджетных отношений при анализе практических и статистических данных для выработки практических предложений по выбору вариантов управленческих решений, формированию бюджетной политики макро и микроуровня, анализу и оценке их экономической эффективности и т.п.

 

2 .2 Основные этапы работы и требования, предъявляемые к курсовой работе

Студент обязан выполнить курсовую работу в соответствии с требованиями, которые установлены в Методических указаниях по подготовке курсового проектирования, а также в соответствии с графиком выполнения курсовых работ, который составляется с научным руководителем.

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

- выбор темы курсовой работы, определение ее новизны, согласование темы с руководителем, получение задания;

-  подбор литературы, ее систематизация для анализа, составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы;

-  составление плана курсовой работы, формирование структуры курсового проекта;

-  написание курсовой работы на основе анализа и обобщения собранной литературы и практической информации по выбранной теме;

-  формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций, обоснование своей точки зрения по исследуемому вопросу, стиль изложения;

- оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите;

- защита курсовой работы;

- контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовой рабооты.

       Выбор темы курсов ой работы. Выбор темы курсовой работы является определяющим моментом для проведения исследования. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка исходя из научных интересов к изучаемой проблеме и с учетом его будущей профессиональной деятельности. Студент имеет право предложить собственную формулировку темы, но в этом случае он должен обосновать свой выбор и согласовать тему с научным руководителем. В любом случае, тема должна быть интересна студенту, и, в то же время, студент должен адекватно оценивать свои возможности ее реализации. Подготовка курсовой работы может явиться началом исследования, которое студент планирует проводить в дальнейшем. Поэтому рекомендуется выбирать тему таким образом, чтобы результаты курсовой работы можно было использовать при подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра либо магистерской диссертации.

       Прежде чем утверждать тему, студенту необходимо убедиться в доступности необходимого материала для ее раскрытия. Для этого следует провести предварительный библиографический поиск в Интернете, в каталоге библиотеки и электронных базах данных Оренбургского ГАУ.

       Для утверждения темы необходимо написать заявление по утвержденной форме.

        Основные этапы работы студента по курсовому проектированию

ЭЭтап Содержание Сроки
1. Ознакомление с примерным списком тем и научным руководителем Первое практическое занятие в семестре, в котором предусмотрено написание курсовой работы
2. Выбор темы, подбор литературы и согласование с научным руководителем В течение 3-х недель с начала занятий в семестре
3. Список группы с темами курсовых проектов, староста группы передает в электронном виде на кафедру В течение 3-х дней после процедуры выбора и согласования тем курсовых работ
4. Работа над текстом курсовой работы 4-6 недель.
5. Оформление курсовой работы и передача готовой работы научному руководителю для проверки Не позднее, чем за 2 недели до установленного срока защиты.
6. Проверка курсовой работы 10 дней после сдачи работы научному руководителю
7. Возврат проверенной курсовой работы студенту. Доработка курсовой работы в случае необходимости и подготовка к защите.  10 дней после сдачи работы научному руководителю
8. Защита курсовой работы Не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии

 

2.3 Подбор литературы, составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы

Подбор научной литературы, необходимой для написания курсовой работы, студент осуществляет самостоятельно или с помощью научного руководителя. Для этого, в первую очередь, используется список источников, приводимых в рабочих программах дисциплин кафедры «Финансы и кредит». Изучение нормативных документов, учебников и учебных пособий, рекомендованных в качестве основных и дополнительных источников в соответствующих рабочих программах, позволит студенту обеспечить основу специальных знаний по выбранной теме курсовой работы.

При написании курсовой работы не стоит ограничиваться только изучением учебников, учебных пособий и нормативных документов. Для проведения полного и всестороннего исследования необходима глубокая проработка изучаемых вопросов с выделением дискуссионных моментов, с приведением различных точек зрения ученых и практиков, реальных ситуаций практической деятельности при осуществлении оценки бюджетных отношений, анализе бюджетной деятельности, анализе статистических данных и других аспектов экономической деятельности участников бюджетных отношений. Это предполагает изучение монографий, публикаций в научных периодических изданиях, статистических данных и публикаций в печати, а также на Интернет-порталах федеральных и муниципальных органов власти, на официальных сайтах учреждений и организаций и т.п. Предпочтение следует отдавать исследованиям, опубликованным за последние три-пять лет. Анализ статистических данных целесообразно проводить за период не менее трех последних лет, что позволит проследить изменения, происходящие в экономике изучаемого субъекта, и выявить актуальные проблемы, требующие решения.

Подбор литературы лучше начинать с работ более общего характера (учебники, учебные пособия и монографии), а затем переходить к источникам, освещающим конкретные проблемы бюджетных отношений (публикации в научных периодических изданиях, на Интернет-сайтах и др.).

 Подбирая литературу, необходимо использовать больше новейших изданий. Литература по теме курсового проекта может быть подобрана студентом с помощью предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей используются указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, а также систематические, алфавитные и электронные каталоги библиотек. Использованные в работе источники информации должны включать: нормативно-правовые акты; учебно-методическую литературу; периодические издания и монографии; интерент-сайты;

Систематизацию и окончательный подбор библиографии следует производить в полном соответствии с подробным (развернутым) планом написания курсовой работы.

 

2.4 Составление плана курсового проекта, формирование структуры

Курсовой работы

Составление плана является одним из важнейших этапов в подготовке курсовой работы. Правильно составленный план является залогом успешной реализации цели курсовой работы.

План - это структурная разработка предстоящего исследования. Все вопросы, выбранные для исследования, должны быть логически связаны и в совокупности раскрывать содержание темы.

План курсовой работы должен состоять из введения, содержательной части, заключения в форме выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

Структура содержательной части может быть различной.

Структура работы предусматривает деление ее основного текста на 2 или 3 приблизительно равные части, обозначаемые далее как разделы (главы). Главы могут подразделяться на подразделы (параграфы). Курсовая работа может состоять из двух - трех глав с выделением в них параграфов.

Формулировка глав и параграфов плана должна отражать исследовательский характер курсового проекта (см. приложение ). Проект плана разрабатывается студентом после изучения учебной (базовой) литературы. На основе учебников, учебных пособий и монографий определяются вопросы, формирующие основу будущей работы, без освещения которых невозможно раскрыть выбранную тему.

Составление плана происходит на основе ознакомления с дополнительной литературой — монографиями и научной периодической литературой по данной проблеме. План может формироваться на основе изучения статистических сборников и аналитических публикаций в экономической литературе, бухгалтерской отчетности конкретного субъекта бюджетных отношений.

Окончательный вариант плана разрабатывается на этапе более глубокого изучения темы курсового проекта.

При составлении плана необходимо учитывать:

·  если главы подразделяется на параграфы, их не должно быть менее двух и более трех;

·  формулировка названий разделов не должна дублировать название работы, названия параграфов не должны дублировать название главы;

·  параграфы не должны формулироваться более широко, чем названия

глав.

Планы не должны быть перегружены излишней детализацией, количество структурных единиц должно быть достаточным для полного раскрытия темы работы. Однако это не исключает, что студент должен иметь подробно расписанный «рабочий» вариант плана курсовой работы.

Студент самостоятельно разрабатывает план курсовой работы и в обязательном порядке согласовывает его с научным руководителем.

При оформлении курсовой работы в его структуре слово «план» не фигурирует, вместо него указывается слово «Содержание», т.к. план курсовой работы указывается в его содержании, которое располагается на странице, следующей за титульным листом.

Кроме того, необходимо договориться с научным руководителем о режиме общения: личное общение, электронная почта и пр.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.