Диагностика должна быть комплексной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача диагностики – установление структуры ведущего дефекта.

Диагностика должна основываться на:

1) сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития как нормально развивающегося ребенка, так и ребенка с отклонениями в развитии; результатов нейропсихологического исследования при поражении головного мозга у детей и взрослых;

2) эволюционно-онтогенетическом подходе в распознавании нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии (Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.А. Гиляровский, В.В. Ковалев, Л.О. Бадалян);

3) нозологическом принципе в дифференциальной диагностике нервно-психических заболеваний, выявлении определенного неврологического или психического заболевания, обусловливающего отклонения в развитии (важность этого принципа отмечала Г.Е. Сухарева (1955) – основоположник отечественной детской психиатрии);

4) современной концепции психического дизонтогенеза, которая включает представления о:а) мозговой организации высших психических функций (ТФС – теория

функциональных систем – П.К. Анохин; НПИ – нейропсихологические исследования – А.Р. Лурия; РРР – регулирующая роль речи – Л.С. Выготский; ФАМ – функциональная ассиметрия мозга); б) нормальном, отклоняющемся и нарушенном развитии; в) факторах, влияющих на тип дизонтогении; г) клинических формах психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева; В.В. Ковалев; В.В. Лебединский); д) закономерностях различных форм психического дизонтогенеза (В.И. Лубовский); е) первичном и вторичном дефектах развития (Л.С. Выготский); е) об уровнях нервно-психического реагирования (В.В. Ковалев)

Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия (В.В. Ковалев)

Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.

2. Психомоторный (4–7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, в частности, лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи, мутизм); возрастает роль психогенных факторов – неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям.

Аффективный (7–12 лет) – ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом – от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями,

Эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными ипохондрическими идеями, такими как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации

Принципы комплексного медико-психолого-педагогического обследования

Принцип развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте.

Принцип системного изучения нарушений психического развития с определением иерархии в структуре дефекта.

Принцип качественного анализа структуры дефекта.

Принцип этио-патогенетического подхода с учетом взаимосвязи генетических и внешне-средовых факторов

Задачи комплексной медико-психолого-педагогической диагностики

Диагностировать различные формы отклонений в развитии (установить структуру ведущего нарушения развития).

Оценить степень сформированности высших психических функций (установить вторично связанные с ним отклонения в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.