Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в России и за рубежом широко освещается вопрос об интеграции детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в детское сообщество.

Если для детей с интеллектуальным развитием, близким к нормальному, интегрированный вид обучения вполне приемлем, то для детей с нарушениями интеллектуальной сферы такое обучение не представляется возможным. Множество детей, имеющих нарушения развития, по различным причинам посещают общеобразовательные учреждения, при правильном отношении к такому ребенку обучение с детьми, не имеющими отклонений идет на пользу обеим сторонам.

При отсутствии специальных учреждений для детей с нарушениями может быть эффективна комбинированная форма интеграции, когда 2—3 ребенка с нарушениями развития включаются в группу обычного учреждения, при этом вводится дополнительная ставка учителя-дефектолога.

Дети, обучающиеся в домашних условиях или в общеобразовательных учреждениях, а также их родители нуждаются в помощи специалистов. На помощь может прийти новый вид обучения, включающий в себя надомное обучение и кратковременное посещение специальных образовательных учреждений.

Психолого-медико-педагогической комиссией формируются группы в количестве 6—10 человек в зависимости от характера и тяжести нарушения, а также особенностей развития обучаемых детей. С этими группами специалисты-дефектологи проводят индивидуальные коррекционные занятия или занятия с мини-группами из 2—3 человек.

На этих занятиях присутствуют родители, с которыми также проводится работа. Количество проводимых занятий определяется желанием родителей.

В конце года проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выяснить текущее состояние развития ребенка и разработать индивидуальную программу обучения. В зависимости от состояния ребенок может быть переведен в общеобразовательное учреждение или в другую группу либо продолжить обучение в той же группе. В группы принимаются дети до 7—8 лет.

Важное значение имеет коррекционное обучение детей раннего возраста. Чем раньше проводится диагностика нарушения и последующая коррекция, тем больше шансов у ребенка достигнуть развития, максимально близкого к норме, и влиться в общество нормально развивающихся детей.

В работе с группой детей должны привлекаться другие сотрудники специального образовательного учреждения — педагог-психолог, музыкальный работник, воспитатель физической культуры. Все эти специалисты могут проводить индивидуальные занятия на дому или групповые занятия при посещении детьми образовательного учреждения.

Урок в специальной школе

В дополнение к задачам, решаемым общеобразовательной школой, специальная школа ставит перед собой ряд специфических задач, связанных с особенностями развития обучающихся в них детей.

Основной формой организации учебной деятельности в специальной школе является урок. В общепринятом смысле классно-урочная система характеризуется постоянством группы обучаемых, проведением занятий в определенное время и с определенной продолжительностью.

Существует классификация уроков по типам в зависимости от постановки дидактических задач:

· урок изучения нового материала,

· урок закрепления пройденного материала,

· урок проверки знаний,

· учетный (или контрольный) урок и

· комбинированный урок, объединяющий разные типы уроков.

Примерная структура комбинированного урока:

1) начало урока;

2) проверка домашнего задания и повторение изученного материала;

3) подготовка к изучению нового материала;

4) объяснение нового материала;

5) закрепление и подведение итогов;

6) задание на дом.

Структура комбинированного урока может меняться в зависимости от поставленных педагогом целей урока.

Например, сначала может быть проведено обьяснение нового материала, а затем проверка усвоенных знаний и т.д.

При составлении плана урока в специальной школе педагог должен предусмотреть индивидуальные особенности каждого ребенка:

v уровень интеллектуального развития,

v темп работы,

v особенности познавательной деятельности,

v способности запоминания,

v понимания обращенной речи и умения сохранять внимание.

Начало урока должно настроить детей на рабочую деятельность, для чего могут быть использованы какие - то элементы психогимнастики и т.д.

Следующий этаппроверка домашнего задания в специальной школе носит скорее закрепляющий характер, нежели контролирующий.

Объяснение нового материала — одна из самых сложных составляющих комбинированного урока в специальной школе.

Нельзя забывать, что дети с нарушениями развития могут отличаться пониженной работоспособностью в силу возможностей здоровья.

Поэтому при выборе образовательных методов и средств педагог должен выбрать наиболее оптимальную тактику, способствующую максимальному усвоению материала в небольшой отрезок времени.

Помочь в удержании внимания учащихся на уроке способна организация практической деятельности детей на уроке, а также частая смена видов деятельности.

Большое значение в организации уроков играет введение двигательных упражнений, учитывающих специфику нарушений учащихся. Дети не должны проводить все время урока, неподвижно сидя за партами.

5. Основные методические требования к уроку в специальной школе

Организация образовательной деятельности в специальной школе опирается на ряд принципов, направленных на приобретение учащимися знаний и умений, способствующих процессу социализации и адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Назовем их:

1) построение образовательно-коррекционной деятельности с учетом медицинского, психологического, педагогического подхода в изучении личности обучаемого ребенка;

2) применение интегрированного и дифференцированного подходов в образовательно - воспитательном процессе;

3) направленность образовательного процесса на коррекцию и уменьшение нарушений здоровья и жизнедеятельности;

4) формирование адекватных личностных качеств ребенка в процессе обучения;

5) многообразие методик и приемов обучения детей с нарушениями развития;

6) оптимальное сочетание словесной речи педагога, наглядных материалов и предметной деятельности учащихся;

7) использование проблемных ситуаций на уроке как одно из максимально эффективных средств развития познавательной деятельности.

Учебная деятельность требует постоянного контроля со стороны педагога и определения уровня усвоения материала учащимися. Ее осуществление проводится с помощью анализа урока. Согласно общеобразовательной педагогике, анализ урока выполняется по следующему плану:

1) место урока в структуре образовательного процесса;

2) организация урока (тип и структура урока, подготовка учащихся к активному участию в процессе проведения урока, уровень подготовленности учащихся к теме урока и т.д.);

3) содержание урока (подбор материала соответственно программе обучения, воспитательно-коррекционная направленность урока, теоретико-практические и межпредметные связи);

4) методическая сторона урока (оборудование и средства обучения, индивидуальная работа с учениками, оценка знаний);

5) манера поведения и общения педагога;

6) поведение и активность учащихся на уроке;

7) опыт проведенного урока в дальнейшей образовательной деятельности.

Учитывая перечисленные принципы обучения, требования к уроку можно сформулировать так (В. В. Воронкова):

1) рассмотрение обучения как совокупности образовательной, коррекционной, воспитательной деятельности;

2) оптимизация учебно-воспитательного процесса;

3) составление содержания урока как части обучающей программы;

4) поддержание междисциплинарных связей;

5) поддержание внутрипредметных связей;

6) четкость организации урока;

7) повышение самостоятельности учащихся.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 367.