В настоящее время в России и за рубежом широко освещается вопрос об интеграции детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в детское сообщество.
Если для детей с интеллектуальным развитием, близким к нормальному, интегрированный вид обучения вполне приемлем, то для детей с нарушениями интеллектуальной сферы такое обучение не представляется возможным. Множество детей, имеющих нарушения развития, по различным причинам посещают общеобразовательные учреждения, при правильном отношении к такому ребенку обучение с детьми, не имеющими отклонений идет на пользу обеим сторонам.
При отсутствии специальных учреждений для детей с нарушениями может быть эффективна комбинированная форма интеграции, когда 2—3 ребенка с нарушениями развития включаются в группу обычного учреждения, при этом вводится дополнительная ставка учителя-дефектолога.
Дети, обучающиеся в домашних условиях или в общеобразовательных учреждениях, а также их родители нуждаются в помощи специалистов. На помощь может прийти новый вид обучения, включающий в себя надомное обучение и кратковременное посещение специальных образовательных учреждений.
Психолого-медико-педагогической комиссией формируются группы в количестве 6—10 человек в зависимости от характера и тяжести нарушения, а также особенностей развития обучаемых детей. С этими группами специалисты-дефектологи проводят индивидуальные коррекционные занятия или занятия с мини-группами из 2—3 человек.
На этих занятиях присутствуют родители, с которыми также проводится работа. Количество проводимых занятий определяется желанием родителей.
В конце года проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выяснить текущее состояние развития ребенка и разработать индивидуальную программу обучения. В зависимости от состояния ребенок может быть переведен в общеобразовательное учреждение или в другую группу либо продолжить обучение в той же группе. В группы принимаются дети до 7—8 лет.
Важное значение имеет коррекционное обучение детей раннего возраста. Чем раньше проводится диагностика нарушения и последующая коррекция, тем больше шансов у ребенка достигнуть развития, максимально близкого к норме, и влиться в общество нормально развивающихся детей.
В работе с группой детей должны привлекаться другие сотрудники специального образовательного учреждения — педагог-психолог, музыкальный работник, воспитатель физической культуры. Все эти специалисты могут проводить индивидуальные занятия на дому или групповые занятия при посещении детьми образовательного учреждения.
Урок в специальной школе
В дополнение к задачам, решаемым общеобразовательной школой, специальная школа ставит перед собой ряд специфических задач, связанных с особенностями развития обучающихся в них детей.
Основной формой организации учебной деятельности в специальной школе является урок. В общепринятом смысле классно-урочная система характеризуется постоянством группы обучаемых, проведением занятий в определенное время и с определенной продолжительностью.
Существует классификация уроков по типам в зависимости от постановки дидактических задач:
· урок изучения нового материала,
· урок закрепления пройденного материала,
· урок проверки знаний,
· учетный (или контрольный) урок и
· комбинированный урок, объединяющий разные типы уроков.
Примерная структура комбинированного урока:
1) начало урока;
2) проверка домашнего задания и повторение изученного материала;
3) подготовка к изучению нового материала;
4) объяснение нового материала;
5) закрепление и подведение итогов;
6) задание на дом.
Структура комбинированного урока может меняться в зависимости от поставленных педагогом целей урока.
Например, сначала может быть проведено обьяснение нового материала, а затем проверка усвоенных знаний и т.д.
При составлении плана урока в специальной школе педагог должен предусмотреть индивидуальные особенности каждого ребенка:
v уровень интеллектуального развития,
v темп работы,
v особенности познавательной деятельности,
v способности запоминания,
v понимания обращенной речи и умения сохранять внимание.
Начало урока должно настроить детей на рабочую деятельность, для чего могут быть использованы какие - то элементы психогимнастики и т.д.
Следующий этап — проверка домашнего задания в специальной школе носит скорее закрепляющий характер, нежели контролирующий.
Объяснение нового материала — одна из самых сложных составляющих комбинированного урока в специальной школе.
Нельзя забывать, что дети с нарушениями развития могут отличаться пониженной работоспособностью в силу возможностей здоровья.
Поэтому при выборе образовательных методов и средств педагог должен выбрать наиболее оптимальную тактику, способствующую максимальному усвоению материала в небольшой отрезок времени.
Помочь в удержании внимания учащихся на уроке способна организация практической деятельности детей на уроке, а также частая смена видов деятельности.
Большое значение в организации уроков играет введение двигательных упражнений, учитывающих специфику нарушений учащихся. Дети не должны проводить все время урока, неподвижно сидя за партами.
5. Основные методические требования к уроку в специальной школе
Организация образовательной деятельности в специальной школе опирается на ряд принципов, направленных на приобретение учащимися знаний и умений, способствующих процессу социализации и адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Назовем их:
1) построение образовательно-коррекционной деятельности с учетом медицинского, психологического, педагогического подхода в изучении личности обучаемого ребенка;
2) применение интегрированного и дифференцированного подходов в образовательно - воспитательном процессе;
3) направленность образовательного процесса на коррекцию и уменьшение нарушений здоровья и жизнедеятельности;
4) формирование адекватных личностных качеств ребенка в процессе обучения;
5) многообразие методик и приемов обучения детей с нарушениями развития;
6) оптимальное сочетание словесной речи педагога, наглядных материалов и предметной деятельности учащихся;
7) использование проблемных ситуаций на уроке как одно из максимально эффективных средств развития познавательной деятельности.
Учебная деятельность требует постоянного контроля со стороны педагога и определения уровня усвоения материала учащимися. Ее осуществление проводится с помощью анализа урока. Согласно общеобразовательной педагогике, анализ урока выполняется по следующему плану:
1) место урока в структуре образовательного процесса;
2) организация урока (тип и структура урока, подготовка учащихся к активному участию в процессе проведения урока, уровень подготовленности учащихся к теме урока и т.д.);
3) содержание урока (подбор материала соответственно программе обучения, воспитательно-коррекционная направленность урока, теоретико-практические и межпредметные связи);
4) методическая сторона урока (оборудование и средства обучения, индивидуальная работа с учениками, оценка знаний);
5) манера поведения и общения педагога;
6) поведение и активность учащихся на уроке;
7) опыт проведенного урока в дальнейшей образовательной деятельности.
Учитывая перечисленные принципы обучения, требования к уроку можно сформулировать так (В. В. Воронкова):
1) рассмотрение обучения как совокупности образовательной, коррекционной, воспитательной деятельности;
2) оптимизация учебно-воспитательного процесса;
3) составление содержания урока как части обучающей программы;
4) поддержание междисциплинарных связей;
5) поддержание внутрипредметных связей;
6) четкость организации урока;
7) повышение самостоятельности учащихся.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 367.