Медико-социально-педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития.
Медико-социально-педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как:
Ø реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей;
Ø оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития;
Ø помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребенка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д.
Медико-социально-педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико-педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями — благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др.
Одной из важнейших задач медико-социально-педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития.
За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях.
Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребенка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально-педагогического патронажа проводят специальные занятия с ребенком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребенок не такой, как другие.
В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.
3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
Специализированное дошкольное образование закладывалось в начале XX в. и получило свое основное развитие в 1970-е гг. Именно в это время были заложены основные принципы специального дошкольного образования:
организация специализированных учреждений в зависимости от вида отклонения,
введение специальных занятий и специализированного персонала в штат педагогов,
небольшая наполняемость групп детей,
бесплатность специального дошкольного образования в отличие от общеобразовательных учреждений.
На сегодняшний день это широкая система образовательных учреждений, готовая предложить свою квалифицированную педагогическую, медицинскую, социальную помощь детям с нарушениями развития и их родителям.
В основном это детские сады компенсирующего вида или компенсирующие группы детских садов комбинированного типа, а также центры развития ребенка.
За рубежом широко принято интегрирование детей с нарушениями развития в детские учреждения общеобразовательного типа. В нашей стране такие инновации приживаются с трудом из-за недостаточного специального кадрового и материально-технического обеспечения.
Целесообразной такая интеграция считается только применительно к аномальным детям с уровнем развития, близким к нормальному. Также в нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощи,
оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах.
Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.
Если сравнивать состояние специального образования советских времен и настоящего времени, можно отметить закрытость и изолированность системы специального образования в связи с существовавшей в советское время установкой на снижение показателей неблагополучия.
Дети с выявленными нарушениями распределялись в зависимости от вида нарушения в закрытые специализированные учреждения.
Обучению и воспитанию подвергались только дети с определенными категориями нарушений, такими как нарушения слуха, зрения, и дети с некоторыми видами нарушения интеллекта.
Все остальные — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями интеллекта, с комбинированными нарушениями — обучению не подлежали, воспитывались в семьях и оказание им государственной помощи носило медицинский характер.
4. Школьная система специального образования
Специальное образование для детей школьного возраста получало свое развитие и становление на протяжении XX в. Была образована система специализированных учреждений для детей с нарушениями развития, обучение в которых происходит в соответствии с особыми образовательными стандартами. Направление в такое учебное учреждение получают дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Выпускники таких учреждений получают государственный документ, подтверждающий получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Основную массу этих учреждений составляют школы-интернаты.
В специальной школе, помимо общего образования, дети получают также медицинскую, психологическую, социальную и другую необходимую помощь. Для детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные детские дома и школы-интернаты.
На основании медицинского заключения о невозможности обучения в специальном заведении может быть организовано обучение в домашних условиях.
При этом образовательное учреждение, расположенное рядом, предлагает свою методическую помощь, консультирование, проводит промежуточную аттестацию обучаемого, выдает документ, подтверждающий уровень полученного образования.
Для детей со сложными и тяжелыми недостатками развития организуются реабилитационные центры различных профилей. Для детей с нарушениями речи существуют специальные логопедические центры, которые могут быть организованы на основе общеобразовательных учреждений.
В настоящее время специальное образование подразделяется на 8 школ, во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.
Школа I вида — специальное образовательное учреждение для глухих детей.
Школа II вида — специальное образовательное учреждение для слабослышащих и ранооглохших.
Школа III вида — специальное образовательное учреждение для слепых.
Школа IV вида — специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.
Школа V вида — специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Школа VI вида — специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Школа VII вида — специальное образовательное учреждение для детей с задержками психического развития.
Школа VIII вида — специальное образовательное учреждение для умственно отсталых детей.
Все виды школ, кроме последнего, дают своим выпускникам так называемое цензовое образование. Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам.
5. Профориентация. (Система профобразования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью)
Каждый человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в нашей стране имеет право на профессиональную реабилитацию. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» существуют федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Государственной службой медико-социальной экспертизы проводится тщательное обследование такого человека представителями различных научных сфер, таких как медицина, психология, педагогика, социология и др. На основании этого обследования человеку присваивается группа инвалидности и составляется индивидуальная реабилитационная программа, которая носит рекомендательный характер и не является обязательной к исполнению.
Разделение на группы инвалидности проводится по степени тяжести нарушения.
Первая группа инвалидности присваивается лицам с тяжелыми нарушениями, возникшими вследствие травм, заболеваний или врожденных дефектов развития и повлекшими за собой сложности, связанные с обучением, трудовой деятельностью, передвижениями, самообслуживанием, контролированием своих действий и т.д.
Вторая группа присваивается лицам с нарушениями, степень тяжести которых можно назвать средней, вследствие этих нарушений возникают ограничения трудовой деятельности, самообслуживания, ориентации, общения, контроля за своими действиями и т.д.
Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкие, но умеренные нарушения, вследствие которых происходит некоторое ограничение способностей к самообслуживанию, обучению, трудовой деятельности и т.д.
Индивидуальная реабилитационная программа строится с учетом особенностей развития личности: уровня умственного и физического развития, особенностей нарушения, особенностей психической и эмоциональной сферы человека, с учетом его интересов и предпочтений.
Подготовка к профессиональной ориентированности человека с нарушениями развития начинается еще в школе. Если интеллектуальные способности сохранены, то можно говорить о дальнейшем профессиональном или высшем образовании в той же мере, что и касательно людей с нормальным развитием. За рубежом создаются условия для адаптации таких людей к обычной жизни, и лица с ограниченными возможностями могут вести действительно полноценную жизнь.
В России существуют специализированные вузы для студентов с ограниченными возможностями, также существуют специализированные факультеты и группы в общеобразовательных вузах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 688.