Одной из составляющей социальной защиты населения как системы мер, направленной на выживание на уровне принятых в стране минимальных стандартов потребления, служит социальная помощь, которая представляет собой комплекс мер, направленных на оказание материальной помощи или оказание каких-либо услуг наименее защищенным слоям населения, в том числе инвалидам.
Социально-педагогическая деятельность как составляющая социальной помощи направлена на достижение максимальной социализации личности во всех жизненных сферах и проявлениях. Социально-педагогическая деятельность носит междисциплинарный характер, но основная роль принадлежит социальному педагогу, осуществляющему процесс социального становления личности.
Система социально-педагогической помощи включает в себя различные учреждения и образования — государственные, негосударственные, муниципальные — и имеет сложную развернутую структуру.
В последнее время появился новый тип междисциплинарных учреждений, таких как психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, специальные дома инвалидов для детей и взрослых.
Основной вклад в оказание социальной помощи наименее защищенной части населения оказывают различные федеральные и региональные целевые программы.
Для людей с ограниченными возможностями это две федеральные программы: «Социальная защита инвалидов», направленная на создание условий, необходимых для полноценной жизни таких людей в обществе и на создание единого комплекса, способствующего разрешению проблем инвалидов; и программа «Дети-инвалиды», решающая такие задачи, как профилактика и диагностика на ранних сроках детской инвалидности, оказание различных видов помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития, создание системы реабилитации детей с нарушениями развития и др.
За рубежом система социально-педагогической помощи включает в себя различные социальные и образовательные учреждения и семьи. Каждая семья, имеющая ребенка с особыми образовательными потребностями, получает квалифицированную социально-педагогическую, психологическую, медицинскую и материальную поддержку.
С самого раннего возраста создается индивидуальная программа обучения и образования для каждого ребенка, имеющего нарушения развития, и его семьи.
Взрослые люди с ограниченными возможностями имеют право выбора условий своей жизни, проходят специализированные курсы профессиональной подготовки и социальной адаптации в обществе, направленные на достижение такой личностью независимой жизни. Существует множество частных школ, постоянно разрабатывающих и совершенствующих методики обучения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Лекция № 6
Тема:” CПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ (ЗПР), УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. НОВЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ”
План
1. C пециальное образование детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития)
Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)
Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии
Урок в специальной школе
5. Основные методические требования к уроку в специальной школе
1. Cпециальное образование детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития)
Почти 50 % среди неуспевающих учеников младших классов составляют так называемые дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.
Такие дети отличаются :
недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания,
памяти,
речевой деятельности,
замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми,
низкой познавательной активностью.
Задержки психического развития могут быть вызваны:
Ø неблагоприятным воздействием различных факторов во время внутриутробного развития ребенка,
Ø длительными хроническими заболеваниями, особенно в раннем возрасте,
Ø или в случае длительного нахождения ребенка в условиях депривации.
В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждения центральной нервной системы, что обусловливает неравномерность проявлений недостаточности развития.
Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется, прежде всего, в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с задержкой психического развития способны освоить программу общеобразовательной средней школы и даже продолжить свое образование.
На сегодняшний день этот вид нарушения развития довольно хорошо изучен, существуют методики, позволяющие отделить детей с задержкой психического развития от других категорий детей, имеющих нарушения развития.
Разработана классификация детей с задержкой психического развития согласно происхождению нарушения:
· задержка развития конституционального,
· соматогенного,
· психогенного,
· церебрально-органического происхождения.
Для оказания помощи детям с задержками психического развития в нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения.
Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в специализированных образовательных учреждениях компенсирующего типа (ДОУ, школы-интернаты, специальные школы, классы для детей с задержкой психического развития, а также компенсирующие группы в структуре общеобразовательных учреждений), в которых работа с детьми ведется в трех направлениях:
v диагностико-консультативном,
v коррекционноразвивающем и
v лечебно-оздоровительном.
С учетом особенностей развития ребенка и уровня его образованности подбирается коррекционно-педагогическая образовательная программа. Вводятся специальные образовательные предметы и занятия.
Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)
Одним из нарушений развития человека является нарушение умственного развития.
Людей с такими нарушениями называют умственно отсталыми, в эту категорию входят лица с поражениями коры головного мозга, вследствие чего страдает в первую очередь познавательная сфера, эмоционально-волевая.
v Нарушения умственного развития могут возникнуть в силу целого ряда причин: наследственных заболеваний и генетических нарушений;
v перенесенных матерью заболеваний или патогенных факторов (таких, как физические и психические травмы, алкоголь и наркомания, применение некоторых лекарственных препаратов и др.), влияющих на плод в период внутриутробного развития;
v травм, интоксикаций.
Чаще всего повреждения мозга возникают во время внутриутробного развития, во время родов или в период раннего детского возраста (до трех лет).
Таким детям ставится диагноз олигофрения. Реже встречаются случаи нарушения мозга после трех лет, при этом личность подвергается процессу деменции — теряет сформированные психические функции.
Также существует группа лице нарушениями умственного развития, отягощенными заболеваниями нервной системы.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности нарушения мозга подразделяются на
· дебильность,
· имбецильность,
· идиотию, причем идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости.
Все дети, имеющие такие нарушения, способны к обучению в той или иной степени (за исключением особо тяжелых форм идиотии). Чем раньше начата коррекционная работа, тем больших успехов может достигнуть ребенок с умственной отсталостью.
За рубежом детям с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития предлагается обширный выбор образовательных учреждений, дети в них группируются по уровню интеллектуального развития. По окончании таких заведений каждый человек имеет право продолжить общее или профессиональное образование. Существует целый ряд профессий, которые могут освоить лица с нарушениями развития, во многих странах существует система защищенного труда.
В России долгое время обучение детей с нарушениями умственного развития было принято осуществлять в специализированных домах - интернатах. В последнее время появляется тенденция воспитания таких детей в семье, открываются центры, предлагающие разнообразную помощь семьям, имеющим умственно отсталых детей. Рассматривается возможность открытия специальных школ для детей с нарушениями умственного развития. Зачастую такие дети обучаются в общеобразовательных учреждениях.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.