Классификация бухгалтерских информационных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        Рис. 2.1 Классификация бухгалтерских информационных систем

• масштабы производства;

• степень охвата функций бухгалтерии;

• уровень автоматизации всей системы управления предприятием; • архитектура технического обеспечения;

• степень настройки системы.

По первому классификационному признаку могут быть выделены бухгалтерские системы, предназначенные для малых, средних и крупных предприятий. Это определяет особенности технического, программного и информационного обеспечения системы, накладывает ограничения на размеры баз данных оперативной и дисковой памяти, состав периферийного оборудования, средств сбора и регистрации информации, а так же предъявляет определенные требования к квалификации бухгалтера в области информационных технологий. Существенно различаются ценовые показатели бухгалтерской информационной системы для малых, средних и крупных предприятий.

Пакеты бухгалтерских информационных систем, используемые на малых предприятиях:

 «Баланс 5 минут » (фирма «Аквилон»);

 «БухКомплекс» («Атлант-информ»);

 «КомТех» («Компьютерные технологии»);

 «1С-бухгалтерия» («1С»);

 «Парус» («Парус»);

 «БЕСТ-ОФИС» («Интеллект сервис») и др.

Пакеты бухгалтерских информационных систем, используемые на средних предприятиях:

«Бухгалтерия» («Новые системы»);

«БухКомплекс» («Атлант-Информ»);

«БОСС-бухгалтер» («АйТи»);

«КомТех» («Компьютерные технологии»);

«Парус» («Парус»); 

«Галактика» («Галактика»);

«Инфо-Бухгалтер» («Информатик»); «Интегратор» («Инфософт») и др .

Пакеты бухгалтерских информационных систем, используемые на крупных предприятиях

«Галактика» («Галактика»);

«БОСС» («Ай-Ти»);

«БЕСТ» («Интеллект-Сервис»);

«Флагман» («Инфософт») и др .

По второму признаку (степень охвата функций бухгалтерии) выделяют следующие виды бухгалтерских систем: мини-бухгалтерия, интегрированная система бухгалтерского учета и комплексы бухгалтерских АРМ. 

Отличительными чертами систем класса «мини-бухгалтерия» является небольшой объем учетных операций и отсутствие функционального деления по участкам учета. Набор функций реализованных в программах данного класса ограничен. Такие системы предназначены для бухгалтерий численностью от одного до трех человек, без ярко выраженной специализации сотрудников на конкретных разделах учета и обладающих достаточной бухгалтерской квалификацией. 

Этот класс, ориентированный на малый бизнес, включает в себя большое количество популярных сегодня программ, достаточно универсальных и логически законченных под общим названием «Проводка - Главная книга Баланс», выполняющих в основном функции ведения синтетического и не сложного аналитического учета. К программным продуктам данного класса, имеющим наибольшую популярность и распространение, можно отнести следующие пакеты: «1С:бухгалтерия», « Инфософт», «Финансы без проблем». Кроме использования этих пакетов на малых предприятиях возможно их применение как головных модулей на средних и крупных предприятиях.

Интегрированные бухгалтерские системы предоставляют пользователям более широкие возможности по сравнению с классом «мини-

бухгалтерия» и обеспечивают ведение учета по всем основным участкам. Их основной отличительной особенностью является возможность организации учета на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе, на основе которой формируется отчетность. Интегрированные бухгалтерские системы позволяют организовывать работу в локальной сети. Программные продукты этого класса также ориентированны на функционирование на небольших хозяйственных субъектах, хотя нередко используются на средних и крупных предприятиях. Наиболее известными программными пакетами этого класса являются «БОСС» («Ай-Ти»), «БЕСТ» («Интеллект-сервис»), «Парус» («Парус»).

Комплексы бухгалтерских АРМ ориентированны на использование в бухгалтериях средних и крупных предприятий при наличии явного разделения функций между бухгалтерами. Бухгалтерский комплекс представляет собой систему из отдельных взаимосвязанных АРМ, каждое из которых предназначено для автоматизации отдельного участка бухгалтерского учета (финансы, зарплата, торговый зал, склад и т.д.).

Работа отдельных АРМ может быть организованна как на одном, так и на разных компьютерах, объединенных в локальной сети. Совместная работа различных АРМ обеспечивается чаще всего через АРМ главного бухгалтера. 

Помимо собственно бухгалтерских АРМ, в систему могут быть включены АРМ руководителя предприятия, менеджера коммерческого отдела, АРМ по учету кадров и другие. 

Примерами таких бухгалтерских комплексов являются продукты фирм «Галактика», «Ай-Ти», «1С», «Интеллект-сервис», «Омега» и др.

По третьему признаку (уровень автоматизации всей системы управления предприятием) различают простую бухгалтерию, комплексную систему автоматизации и корпоративные системы. 

Простая бухгалтерия автоматизирует в системе управления предприятия только решение задач бухгалтерского учета. Она характерна для малых и средних предприятий. Простая бухгалтерия является основной информационной системой предприятия и предоставляет информацию о производственно-хозяйственной деятельности для всех участков системы управления предприятия.

Комплексная система автоматизации управления предприятием представляет собой набор функциональных АРМ, работающих на централизованно хранимой базе в сети. Они отличаются от набора изолированных АРМ, прежде всего принципом совместимости которые требуют выполнения следующих условий:

1. единый план счетов;

2. единая учетная политика;

3. единая общесистемная нормативно – справочная информация;

4. одновременность учетных периодов для различных АРМ.

Такие системы имеют отраслевую ориентацию. Каждый АРМ обладает функциональной полнотой, функции не дублируются по различным АРМ, которые могут работать, как в комплексе с другими АРМ, так и не зависимо от них.

Комплекс КСБУ имеет административные системы и отдельные подсистемы которые предоставляют санкционированный доступ пользователям АРМ, выполняют создание архивных копий баз данных, обмен данных с другими программными системами и др. функции.

Как правило, функции КСБУ шире чисто бухгалтерских. Так для расчета зарплаты дополнительно ведется учет кадров, для учета движения товарноматериальных ценностей управление продаж и покупок. В ряде систем сделан акцент на электронный документооборот. 

Таким образом, комплексная система автоматизации управления предприятием – это некая операционная среда, которая способна предоставить актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия, в том числе территориально распределительного и имеющего сложную структуру, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа.                                                                                                          

В комплексной системе автоматизации бухгалтерская информационная система играет роль подсистемы и отвечает за организацию учетной системы предприятия. Комплексные системы автоматизации чаще внедряются на средних и крупных предприятиях.

Типичными представителями систем данного класса являются следующие разработки «БОСС» («Ай-Ти»), «БЕСТ» («Интеллект-сервис»), «Галактика» («Атлант-Информ») и др.

На шестом международном конкурсе (1998г.) программного обеспечения в области бухгалтерского учета и финансов впервые как отдельный класс рассматривали корпоративные системы.

Корпоративная информационная система автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления предприятия. Она является многопользовательской и функционирует в распределенной вычислительной сети. Внедрение такой системы под силу только крупному предприятию.

Среди корпоративных информационных систем мирового класса можно отметить следующие системы Sapr 3, Sun System, Concord и др.

Ряд отечественных фирм «Инфософт», «Монолит-инфо», «Ай-Ти» и др.

так же предлагают информационные продукты для построения корпоративных информационных систем.

По четвертому признаку (архитектуры технического обеспечения) выделяют локальные АРМ и ИС с сетевой архитектурой обработки информации.

Локальные АРМ позволяют решать на компьютере отдельные учетные задачи. Существует немало программных продуктов предназначенных исключительно для автоматизации расчетов с персоналом по оплате труда, складского учета или другого участка учета. Очень часто АРМ имеют большую самостоятельную ценность, поскольку дают возможность эффективно решать задачи ответственных и сложных участков учета, они могут использоваться в бухгалтерских и управленческих службах наряду с бухгалтерскими информационными системами других разработчиков, если те по каким либо причинам не соответствуют потребностям предприятия. 

Информационные системы с сетевой архитектурой обработки информации позволяют создать единое информационное пространство учетной системы предприятия. Существуют различные подходы интегрирования учетных данных в рамках компьютерной сети. Два из них наиболее популярны.

Первый подход. Общей для всех пользователей системы является лишь нормативно-справочная информация (НСИ), а бухгалтерские данные конкретных разделов учета обособленны и распределены по рабочим местам бухгалтерии. Для информационного обмена между смежными участками и ведения сводного учета здесь необходима передача данных между рабочими местами, которую выполняет администратор сети. Такой подход реализован , например, в бухгалтерской информационной системе « Бухучет – Финансы – Бизнес» фирмы «Инфософт».

Второй подход. Разработчики определяют основную концепцию сетевой обработки данных как способность организовать доступ к учетным данным в реальном масштабе времени, т.е., таким образом, чтобы любой введенный в базу данных системы документ был оперативно доступен бухгалтерам, ведущим смежные участки учета и имеющим возможность его использования. Этот подход реализован, например, в системе «Парус» фирмы «Парус». 

По пятому принципу (степени настройки систем) различают частично настраиваемые, минимально настраиваемые и полностью настраиваемые бухгалтерские системы.

В современных условиях быстрого изменения нормативно законодательной базы, разработчики бухгалтерских информационных систем стремятся обеспечить гибкость своих программ, возможность их настройки. Однако степень такой настройки различна.

К полностью настраиваемым относятся программы класса «Бухгалтерский конструктор». Они отличаются наличием развитого языка макропрограммирования и средств настройки. Они предоставляют пользователям возможность изменять методику учета, корректировать учетную политику предприятия, адаптировать программу к особенностям учета на любом предприятии. К данному классу программ относятся все разновидности программ «1С», «Финансы без проблем», «Турбо-бухгалтер» и ряд других разработок.

Частично настраиваемые бухгалтерские системы позволяют изменять рабочий план счетов, создавать новые формы отчетных документов, дают возможность проводить бухгалтеру расчеты в электронных таблицах и т.д.

 Минимально настраиваемые бухгалтерские системы ограничиваются возможностью изменять ставки налогов, редактировать текстовые файлы форм первичных документов и т.д.

 

 Общая характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета.

 

На рынке компьютерных программ в России представлен широкий спектр бухгалтерских программ, предназначенных для различных предприятий. Рассмотрим основные особенности автоматизированных систем бухгалтерского учета:

1) программы позволяют автоматизировать все участки бухгалтерского учета, могут использоваться на любых предприятиях, что характеризует их универсальность;

2) программы предназначены для работы в различных операционных средах. 

В зависимости от этого они подразделяются на программы под DOS, Windows,

Windows 98, Windows NT, ОS/2;

3) пользователям предлагается стандартная настройка программ, включающая настройку плана счетов бухгалтерского учета, справочников аналитического учета, первичных документов и стандартных форм отчетности;

4) учет в программах основан на регистрации бухгалтерских проводок, отражающих совершаемые хозяйственные операции;

5) программы обеспечивают ведение синтетического и аналитического учета в количественном и суммовом выражении;

6) для организации аналитического учета предусмотрено использование любого количества справочников объектов аналитического учета;

7) для работы с первичными документами предусмотрен большой набор стандартных первичных документов;

8) имеется набор готовых к использованию стандартных форм бухгалтерской отчетности;

9) программы располагают сервисными возможностями адаптации к изменяющемуся законодательству, структуре производства и другим изменениям.  

Многие фирмы выпускают программы в двух вариантах – локальном и сетевом. Следует отметить, что сетевые варианты намного сложнее и дороже, требуют осуществления новой технологии «клиент–сервер», специального оборудования и операционных систем, а также наличие штата специалистов по обслуживанию вычислительной сети. 

Как правило, сетевые версии помимо программ бухгалтерского учета ориентированы на компьютерную обработку управленческой информации всей организации. Специалисты программного обеспечения постоянно совершенствуют свои разработки, внося в них необходимые изменения и дополнения, в результате чего появляются новые версии программ.

Программ для автоматизации бухгалтерского учета на рынке программных средств представлено огромное количество. Зачастую пользователю предлагаются десятки и сотни программных продуктов одного назначения, значительно отличающиеся друг от друга и по качеству и по цене. При этом и цена, и количество продаж зачастую мало зависят от реального качества программного продукта. Это создает серьезную ситуацию: перед пользователем стоит задача сориентироваться в их многообразии и сделать правильный выбор. Для этого пользователю важно знать основные показатели потребительского качества программных средств. При выборе бухгалтерской информационной системы для предприятия пользователь может руководствоваться следующими критериями:

1) функциональной полнотой системы;

2) областью применения системы;

3) возможностью настройки на постоянно изменяющиеся требования бухгалтерского и налогового законодательства;

4) открытостью к наращиванию и модификации системы с точки зрения технического, программного и информационного обеспечения;

5) взаимодействием с внешними и внутренними информационными системами (например, справочно-правовыми, налоговыми, кадровыми и т.д);

6) наличием средств защиты информации и распределения доступа;

7) обучающими возможностями и дружественностью интерфейса;

8) уровнем и полнотой сервисного обслуживания;

9) качеством документации, прежде всего инструкции пользователя;

10) 10) ценовыми параметрами.

Каждый из названных показателей, в зависимости от вида программного продукта, может иметь разный процентный коэффициент и разделяться на более мелкие составляющие.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 483.