Наиболее часто используются симметричные композиции титула:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В справочной литературе по художественному оформлению полиграфических изданий ( Б. В. Валуенко ) приводится три главные композиционные схемы построения однополосных симметричных титулов:

1. Текст титульного листа равномерно и полностью заполняет плоскость наборной полосы, как в книгах XVI—XIX веков.

2. Текст титульного листа разделен на три группы; первая (имя автора) располагается по верхнему полю, вторая (заглавие книги) ‑ по принципу золотого сечения, третья (место и год издания) ‑ по нижней границе поля.

3. Текст титульного листа разделен на две группы, расположенные по верхнему и нижнему краю наборной полосы.

По шрифтовому наполнению титульный лист может быть одногарнитурным или многогарнитурным. Одногарнитурность обеспечивает стилевое единство, оперирует плавными переходами от более крупных шрифтов к мелким в одном стиле написания. Многогарнитурная композиция титула воспринимается как более динамичная (за счет использования нескольких гарнитур и резких контрастов в размере шрифта).

В изданиях художественной литературы, юбилейных, книгах для детей, в композицию титульного листа вводится рисунок, орнамент, рисованный шрифт, многокрасочность. Рисунок на титуле может быть небольшой виньеткой или крупным и сложным изображением. Но, независимо от его размеров и сложности, обычно это изображение символического характера, усиливающее связь информации титула с содержанием книги.

В некоторых изданиях к титулу примыкают некоторые элементы оформления книги. Это авантитул, шмуцтитул и фронтиспис.

Авантитул помещается перед разворотом титула и несет дополнительную информацию (например, посвящение) или композиционно разгружает титул. На нем кратко дублируются некоторые выходные данные книги: наименование серии, название издательства, издательская марка.

Шмуцти́тул (нем. Schmutztitel) ‑ специальная страница, предваряющая раздел книги.

В старопечатных книгах шмуцтитулом называли страницу, размещённую перед титульным листом для защиты последнего от грязи и порчи. Отсюда название шмуцтитула: «Schmutz» по-немецки означает «грязь» ‑ «титул для грязи».

Как правило, шмуцтитул содержит краткое название той части или главы, началом которой является. Обычно располагается на правой печатной полосе с пустым оборотом. По исполнению шмуцтитул может быть наборным, рисованным, комбинированным, декоративным, сюжетно-иллюстративным. На шмуцтитул часто выносят смысловые цитаты или фразы, эпиграфы. Иногда в композицию шмуцтитула входит эмблема, орнамент, рамка, иллюстрация отражающая содержание раздела.

При экономном оформлении издания шмуцтитул заменяется «шапкой». Шапка ‑ заголовок, помещённый в самом верху начальной полосы книги или её части, главы и отделённый от последующего текста крупным пробелом.

Перед титульным листом, на одном развороте с ним, может быть помещен фронтиспис ‑ вступительная иллюстрация, отображающая основную идею книги или представляющая собой портрет автора. Иногда фронтиспис печатают на особой бумаге, подчеркивая его значение. В научной литературе фронтиспис может быть единственной иллюстрацией.

Вместо обычного фронтисписа, занимающего одну страницу, может быть дано более развернутое изобразительное вступление в книгу. Располагается такое вступление обычно после разворотного титула.

Следующая группа элементов внутреннего оформления книги непосредственно связана с текстом, выполняет функцию разделения и группировки текста в общей композиции, формирует ритм произведения, его архитектонику.

К таким элементам относят:

- наборные или рисованные буквицы;

- рисованные заголовки с введением орнаментальных украшений, эмблем или сюжетно-тематических рисунков;

- заставки и концовки в виде орнамента, виньетки или тематического изображения.

Ф. Скорина. Концевая полоса «Плач Иеремии».

Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая определенный раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Буквица (инициал) (от лат. initialis – начальный) – первая буква первого слова главы или раздела, или отдельного литературного произведения, например, сказки, отличающаяся более крупным масштабом и особенностью начертания. Ее главное назначение ‑ усилить действие первых строк, усилить впечатление от начала чтения. В древних рукописных книгах буквице придавалось большое значение, ее тщательно отрисовывали и украшали: она подчеркивала значение момента начала чтения книги. Часто буквица была красного цвета, отсюда и название первой строки ‑ красная строка.

Буквицы могут быть простыми ‑ наборными, могут быть сложными – рисованными (декоративными, тематическими, аллегорическими – в виде животных, птиц, драконов и др.). Как и другие виды убранства, они могут быть однокрасочные, двухкрасочные и многокрасочные. Оформление буквиц зависит от рода и вида литературы, от предполагаемого читателя, от особенностей структуры текста, от формата издания, гарнитуры и кегля шрифта основного текста. Буквица обычно стилистически соответствует характеру иллюстрирования.

Последняя полоса в книге, главе или разделе может завершаться концовкой, орнаментально-декоративной или сюжетной.

Концовка небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги. Иногда, особенно в старых книгах, можно видеть концевую полосу текста, заканчивающуюся строчками неравной длины, которые образуют треугольник, обращенный вершиной вниз. Текст как бы тает и завершается точкой.

Гравированные концовки в старопечатных книгах имеют такую же форму. Эту роль - роль точки ‑ выполняет концовка и в современных книгах. Отсюда ее круглая или близкая к ней форма. И величина концовки диктуется этим же принципом, она обычно не бывает большой.

Оформление оглавления или содержания подчиняется общему замыслу оформления всей книги. Если книга декорирована, то эта же стилистика декора распространяется и на оформление оглавления.

Оформление текстов в книгах для дошкольников или младших школьников иногда приобретает широкий характер: их не только украшают, но и иллюстрируют сюжетно-тематическими заставкой и концовкой, а иногда целой серией миниатюрных иллюстраций, заменяющих еще не умеющему читать ребенку текст. В книгах для дошкольников оформление содержания может быть вообще без текста, т.е. состоять из одних иллюстраций.

Несмотря на то, что далеко не все книги иллюстрируются, иллюстрация занимает в оформлении книги исключительное место, является частью общей композиции оформления книги.

Иллюстрации – изображения, раскрывающие, визуализирующие содержание литературного текста в художественных образах, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения. Задачи иллюстрирования могут частично решатся в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

Таков перечень основных элементов оформления книги. Кроме обязательного для каждой книги обложки и титула, все остальные элементы вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел автора и художника.

Формирование проекта оформления книги и определение главных линий его развития – безусловно, процесс творческий, исходной точкой которого является содержание литературного произведения; процесс в котором немаловажно участие исполнителей – многоликого полиграфического производства; процесс в котором понимание социальной функции книги как целостного организма является наиболее важным определяющим фактором, которым руководствуется художник книги.

 

2. Специфика иллюстрирования художественной литературы

Иллюстрации выделяются среди других элементов оформления тем, что их тематическая развертка, методы изображения, стилистика определяются повествовательными характеристиками про изведения, его видовыми и жанровыми особенностями.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 360.