При прогнозировании потребности в человеческих ресурсах приходится решать ряд задач. К числу основных задач относятся:
— учет внешних и внутрифирменных факторов, влияющих на потребность персонала;
— поиск источников замещения вакансий персонала;
— выбор путей поиска кандидатур;
— учет влияния правовой среды.
Вакансии на предприятии могут появляться по двум причинам: внешним и внутрифирменным. К внешним причинам относятся:
— конъюнктура рынка труда;
— колебания спроса и предложения рабочей силы;
— политико-экономические причины. Внутрифирменные причины связаны:
— с продвижением по службе и кадровыми перемещениями;
— ротацией (например, процесс поочередного овладения различными операциями, видами работы и профессиями в пределах одного и того же предприятия);
— заменой сотрудников из-за ухода на пенсию, призыва в армию, болезни;
— всевозможными конкурсами;
— расширением номенклатуры.
Для решения задачи прогнозирования потребности персонала используются следующие основные источники:
— биржи труда;
— центры трудоустройства;
— школы, колледжи, университеты;
— частные агентства;
— родственные предприятия;
— иммиграция;
— профсоюзы.
Выбор путей прогнозирования сводится к следующим вариантам:
— обращение в агентство;
— неформальные связи;
— презентации и Public Relations.
Правовые аспекты прогнозирования рассматриваются с позиций соответствия ТК РФ.
ЛЕКЦИЯ 5. ПРОЦЕСС ПОДБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА
Процесс подбора персонала
В процессе подбора персонала в зависимости от размера организации работодателем должны быть решены следующие основные вопросы:
1. Сколько дополнительных работников потребуется организации?
2. Где организация планирует искать требуемых работников?
3. Какие специальные квалификации и опыт действительно необходимы?
4. Каким образом организация планирует распространять информацию о вакансиях?
5. Как планируется оценивать эффективность работы по подбору персонала?
Подбор персонала предполагает изучение соответствия выдвигаемых кандидатов функциональным обязанностям по конкретной должности. Подбор работников и менеджеров, их расстановка относятся к классу управленческих задач, не имеющих стандартной, строго формализованной технологии решения.
Потребности людей различны, поэтому человеку, ищущему работу, необходимо самостоятельно уяснить, что его в большей степени интересует:
— большое, среднее или малое предприятие;
— частный или государственный сектор;
— какая отрасль экономики и вид деятельности;
— работа с механизмами или людьми;
— режим и напряженность труда: спокойный, ровный режим или импульсивный ритм работы;
— характер отношений с начальником;
— работа индивидуальная, в небольшой группе или в большом коллективе, творческая или рутинная;
— местонахождение работы, т. е. работа рядом с домом, переезд на новое место жительства, выезды в длительные командировки и т. д;
— зарплата и системы мотивации труда;
— работа на одном или в разных местах; в помещении или на открытом воздухе и многое другое.
При подборе персонала работникам кадровой службы следует достаточно точно выяснить те цели и ожидания, которые человек принесет с собой в организацию. Это помогает создавать и использовать эффективную систему мотивации труда.
В свою очередь, подбор кадров всех категорий должен производиться на каждом предприятии на основе заранее сформулированных квалификационных требований к специалисту соответствующего производственного или функционального подразделения. В практике работы служб управления персоналом на отечественных предприятиях обычно используются два возможных источника подбора кадров: внутренний и внешний. Внутренний источник подбора кадров предполагает использование имеющихся трудовых ресурсов и позволяет предприятию обходиться без нового набора; внешний включает привлечение персонала из различных учебных заведений, родственных предприятий по рекомендациям работников предприятия и т. п.
Подбор персонала — это система мер, предусматриваемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми профессиональными навыками и моральными качествами и способных выполнять на производстве все должностные обязанности. С точки зрения организации на подбор работников влияют три основных фактора: уровень выдвигаемых требований к персоналу, общая кадровая политика, сложившийся имидж организации, включая оплату труда. В завершение сформулируем ряд важнейших принципов подбора персонала на предприятиях в условиях рыночных отношений:
— свобода выбора будущей профессии должна быть обеспечена возможностью получения соответствующего образования, причем приоритет должен быть отдан государственной системе;
— выбранная профессия должна в полной мере соответствовать способностям работника и потребностям отечественной экономики;
— рыночный спрос на все категории персонала должен быть сбалансирован с объемами производства и наличием рабочих мест как в экономике, так и на предприятии;
— как принято в мировой экономике, профессиональный отбор и оценка всех категорий работников должны осуществляться по конечным результатам труда;
— закрепление персонала на производстве и его профессиональное движение следует осуществлять с учетом японского опыта пожизненного найма;
— цена рабочей силы в отечественной экономике должна быть поднята до уровня развитых зарубежных стран.
Все отечественные предприятия и организации, соблюдающие эти правила кадровой политики, будут высококонкурентными как на региональном, так и на общероссийском рынке труда, смогут привлекать высококвалифицированных выпускников высшей, средней и начальной профессиональной школы.
Руководство организаций проводит подбор тогда, когда возникает или осознается потребность в работниках определенной профессии и квалификации. Потребность является результатом планирования персонала (новое штатное расписание) или текучести кадров. Главная задача менеджера по персоналу — обеспечить наличие нужных людей в нужное время на нужном рабочем месте. Организация должна найти такого человека, который соответствует требованиям, определяемым посредством анализа содержания работы или должности (специальными знаниями, квалификацией, практическими навыками, определенными способностями и опытом работы, степенью ответственности за подчиненных и т. д.).
Схематически подбор персонала может быть представлен следующим образом:
Рисунок 5.1 — Схема подбора персонала
Процесс подбора персонала определяется в значительной степени политикой, принятой в организации в отношении человеческих ресурсов. Так, при приоритетной ориентации организации на продвижение собственных работников определяющим будет подбор внутри организации. Если же организация ориентируется на приток работников извне, то и роль подбора работников извне будет приоритетной. Важно постоянно помнить, что подбор работников на постоянную работу — далеко не единственный вариант удовлетворения потребностей организации. Сотрудников можно не только нанимать, но и брать напрокат. Временный наем давно уже стал распространенной практикой.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 312.