Маркетинг человеческих ресурсов — вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале.
В последнее время в работе с человеческими ресурсами стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении человеческими ресурсами с 70-х гг. XX в. В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга человеческих ресурсов следует выделить два основных принципа.
Первый предполагает рассмотрение задач маркетинга управления человеческими ресурсами в широком смысле. Под маркетингом человеческих ресурсов в данном случае понимаются определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы рассматриваются в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к организации. Фактически это "продажа" организации своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга человеческих ресурсов в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.
Второй принцип предполагает толкование в более узком смысле — как особую функцию службы управления человеческими ресурсами. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности организации в кадровых ресурсах.
Главное отличие между вышеназванными принципами выделения задач заключается в следующем.
Широкое толкование маркетинга человеческих ресурсов подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления человеческими ресурсами (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т. п.).
В узком смысле маркетинг человеческих ресурсов предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.
Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга человеческих ресурсов, данному в начале раздела.
Далее представлены положения, характеризующие маркетинг человеческих ресурсов как специфическую, относительно обособленную функцию службы управления персоналом организации.
Задача маркетинга человеческих ресурсов (или персонал-маркетинга) — владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.
Маркетинговая деятельность в области человеческих ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана персонал-маркетинга. Общая методология маркетинга человеческих ресурсов базируется на основных положениях теории "производственного" маркетинга.
Схему основных этапов маркетинговой деятельности в области человеческих ресурсов можно проиллюстрировать следующим образом (рисунок 2.2).
Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана персонал-маркетинга и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ — отправная точка маркетинговой деятельности (таблица 2.1).
Рисунок 2.2 — Этапы маркетинга человеческих ресурсов
Таблица 2.1 — Внешние факторы, определяющие направления маркетинга человеческих ресурсов
Наименование фактора | Характеристика фактора |
Ситуация на рынке труда | Определяется общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем безработицы в заданном временном промежутке, структурной резервной армии труда и т. д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют два основных понятия, фактическое выражение которых является предметом анализа в управлении человеческими ресурсами: спрос на персонал, его количественная структура; предложение в области человеческих ресурсов (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т. д.) |
Развитие технологии | Определяет изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь, формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке человеческих ресурсов |
Особенности социальных потребностей | Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений |
Развитие законодательства | При решении вопросов управления человеческими ресурсами следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости |
Кадровая политика организаций-конкурентов | Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики |
Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в человеческих ресурсах и оптимальных источников покрытия этой потребности.
Перечисленные факторы по отношению к организации являются внешними, т. е. в значительной степени не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области управления человеческими ресурсами. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.
Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы представлены в таблице 2.2.
Полный и точный учет всех перечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области человеческих ресурсов. Персонал-маркетинг — это комплекс мероприятий по отбору специфического "товара" — кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации.
Таблица 2.2 — Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга человеческих ресурсов
Наименование фактора | Характеристика фактора |
Цели организации | Этот фактор можно считать общим для "производственного" маркетинга и маркетинга управления человеческими ресурсами. Четкость и конкретность системы целеполагания определяют строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области человеческих ресурсов |
Финансовые ресурсы | Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению человеческими ресурсами определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в человеческих ресурсах, ее покрытия, использования кадров, их подготовки и переподготовки и т. п. |
Кадровый потенциал организации | Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление человеческими ресурсами в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана управления человеческими ресурсами |
Источники покрытия кадровой потребности | Данный фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологии и т. д. |
Основные направления персонал-маркетинга можно определить по аналогии с общим ("производственным") маркетингом. Такими направлениями персонал-маркетинга являются:
— разработка требований к человеческим ресурсам;
— определение потребности в человеческих ресурсах;
— расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование человеческих ресурсов;
— выбор путей покрытия потребности в человеческих ресурсах.
Разработка требований к человеческим ресурсам производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Разработка требований к человеческим ресурсам заключается в формировании качественных характеристик человеческих ресурсов: способностей, мотиваций и свойств.
Выбор путей покрытия потребности в человеческих ресурсах зависит от влияния двух других направлений маркетинговой деятельности — разработки профессиональных требований к человеческим ресурсам и определения величины затрат на приобретение и дальнейшее использование человеческих ресурсов.
Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в человеческих ресурсах сводится к следующим основным этапам:
— установление источников покрытия потребности;
— определение путей привлечения человеческих ресурсов;
— анализ источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения человеческих ресурсов;
— выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.
В качестве источников покрытия потребности в человеческих ресурсах можно выделить следующие:
— учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки;
— коммерческие учебные центры;
— посреднические фирмы по подбору человеческих ресурсов;
— центры обеспечения занятости (биржи труда);
— различные профессиональные ассоциации и объединения;
— родственные организации;
— свободный рынок труда;
— собственные внутренние источники.
К внутренним источникам покрытия потребности в человеческих ресурсах относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение человеческих ресурсов с участков работы, имеющих резервы кадров, или в связи с изменениями номенклатуры и объемов производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, снятием продукции с производства.
Работе по перемещению кадров должен предшествовать анализ рациональности организации труда, расстановки человеческих ресурсов, использования рабочего времени сотрудников. Перемещения работников внутри организации позволяют в ряде случаев предупредить их уход, связанный с неудовлетворенностью работой.
При определении путей покрытия дополнительной потребности в человеческих ресурсах обычно выделяют по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников две разновидности таких путей: активные и пассивные.
Перечислим активные пути покрытия потребности в человеческих ресурсах:
— организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних договоров как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;
— организация представляет заявки по вакансиям в местные или межрегиональные центры занятости (биржи труда);
— организация использует услуги консультантов по человеческим ресурсам (они могут также выполнять посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму человеческих ресурсов (коммерческих бирж труда);
— организация вербует новые человеческие ресурсы через своих сотрудников. Это происходит главным образом в двух направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников и вербовка кандидатов в других организациях.
Назовем пассивные пути покрытия потребности в персонале:
— организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях;
— организация ожидает претендентов после вывешивания объявлений местного характера.
Перечисленные варианты путей привлечения человеческих ресурсов связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в человеческих ресурсах в данном случае являются:
— перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, причем оно может происходить либо с соответствующим переобучением, либо без него;
— перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или квалификации);
— формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.
Для изучения всех необходимых факторов, влияющих на формирование направлений маркетинговой деятельности, специалисту необходима информация, от качества и полноты которой зависит результативность анализа ситуации на рынке труда. Источниками информации для маркетинга человеческих ресурсов могут являться:
— учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
— учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;
— аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться также по заявкам организаций);
— информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
— специализированные журналы и специальные издания (например, справочник квалификационных требований к претендентам, издаваемый в европейских странах);
— сеть научно-технических библиотек, в которых также могут готовиться тематические аналитические обзоры;
— технические выставки, конференции, семинары;
— экономические публикации в газетах;
— рекламные материалы других организаций, в особенности организаций-конкурентов;
— презентации фирм в учебных заведениях, проведение учебными заведениями так называемых дней открытых дверей и т. п.
Таким образом, главными задачами маркетинга человеческих ресурсов являются: исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве человеческих ресурсов; изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам; поиск и приобретение человеческих ресурсов, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией.
Маркетинг человеческих ресурсов создает базу для проведения окончательного отбора кадров.
Следует отметить наличие различных подходов к решению проблемы удовлетворения потребности в человеческих ресурсах в организациях Японии, Западной Европы и США.
В Японии наем человеческих ресурсов осуществляют, как правило, на низшие должности. Это связано с доминирующей во многих японских организациях политикой "пожизненного найма", а также с некоторыми особенностями японской системы образования, при которой будущий сотрудник какой-либо организации готовится как специалист "широкого профиля", обладающий в большей степени общефилософской, общемировоззренческой, а не узкоспециализированной подготовкой. Считается, что овладение конкретными навыками труда в какой-либо области— это прерогатива конкретной японской фирмы, а не учебного заведения. Отсюда покрытие потребности в персонале низших должностей в японских организациях осуществляется за счет внешних источников, а потребности в человеческих ресурсах более высоких должностей — за счет внутренних источников.
Западноевропейские (в частности, германские) организации во многих случаях отдают предпочтение внутренним источникам покрытия потребности в человеческих ресурсах, хотя формально условия конкурса на замещение вакантной должности равнозначны как для внешних претендентов, так и для собственных сотрудников организации. Американские организации не делают различия по значимости внутренних и внешних источников покрытия потребности в человеческих ресурсах, предоставляя равные возможности при отборе на вакантную должность как своим сотрудникам, так и внешним претендентам.
Определение потребности в человеческих ресурсах — одно из важнейших направлений маркетинга человеческих ресурсов, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав человеческих ресурсов.
Интеграция вклада УЧР
Две важные цели УЧР — это достижение стратегической интеграции и согласование политики УЧР и практики управления персоналом организации. Стратегическую интеграцию можно описать как вертикальную — это обеспечение того, чтобы стратегии УЧР соответствовали стратегии бизнеса организации. Концепцию согласованности можно определить как горизонтальную интеграцию — это разработка ряда взаимно усиливающих и взаимодействующих между собой политических положений и практических шагов в сфере УЧР, т. е. дополняющие друг друга.
Стратегическая, или вертикальная, интеграция в основном обеспечивает организации квалифицированной и хорошо мотивированной рабочей силой, необходимой для достижения целей бизнеса. Этого можно достичь, привязывая стратегии ЧР к конкурентной стратегии бизнеса организации.
Горизонтальная интеграция осуществляется с помощью развития согласованного хорошо подогнанного набора взаимосвязанных и взаимно усиливающих друг друга политических и практических решений в сфере УЧР. Этого можно достичь, применяя совместные процессы, например анализ компетентности, который обеспечивает общую справочную схему или управление показателями работы; последнее касается и определения должностных обязанностей, развития работников и вознаграждений. Объединение будет более вероятным, если мнения руководителей подразделений и специалистов совпадают в сфере УЧР.
Достижению интеграции способствует, если при планировании любого нововведения полностью и всесторонне рассматривается его влияние на другие аспекты политики и практических мероприятий в сфере УЧР, в частности то, как это нововведение может поддержать практические мероприятия и в целом стратегию организации.
Целью в таком случае должно быть достижение более систематического подхода, для чего связываются теоретические и практические меры. Эта цель предполагает, что чем больше практические мероприятия поддерживают друг друга, тем с большей вероятностью они дадут хорошие результаты. Связывание различных видов деятельности позволяет при развитии в одной области достичь улучшения результативности в целом.
Главную роль при этом играют основы организации труда.
Организация труда — определенный порядок, система трудовой деятельности человека; система мероприятий, устанавливающая порядок и условия осуществления трудовой деятельности.
Организация труда является составной частью организации производства, поэтому рациональная организация производства может быть построена только на базе совершенных и эффективных подсистем организации трудовых процессов. Чем совершеннее организация труда на предприятиях, тем выше его результаты, в том числе производительность труда.
Процесс труда включает три основных взаимодействующих между собой элемента: собственно труд, предметы труда и средства труда. Это соединение в пространстве и времени производственных или экономических факторов. Рациональная организация труда предполагает такой способ соединения всех элементов трудового процесса в единую взаимосвязанную систему, при которой будет использовано наименьшее количество ресурсов для достижения целей предприятия, в том числе для производства и реализации продукции.
Комплексная система организации труда и производства включает 11 подсистем организации и управления трудом: разделение и кооперация труда, правильный выбор формы и вида которых обеспечивают планировка и организация рабочих мест, способствующие созданию на рабочих местах условий для высокоэффективного труда, сохранения высокой трудоспособности и здоровья работников; развитие гибких форм организации труда, включая режим гибкого рабочего времени, паломничество (в том числе электронное), совмещение профессий, прием работников с условием самообеспечения работой и др.
При совершенствовании организации трудовых процессов в современном производстве все 11 подсистем следует применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте, на всех производственных участках и предприятиях.
Комплексная система организации труда призвана решить следующие проблемы:
— комплексного проектирования трудовых, технологических и производственных процессов, которые до настоящего времени не имеют научного решения. В науках об организации труда и организации производства существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов. Представляется сейчас весьма важным создать научные методы планирования новых и совершенствования действующих производственных процессов на основе использования стандартов трудовых движений, действий, приемов и комплексов в сочетании с прогрессивными технологическими способами и научными методами;
— обоснования трудовых нормативов и норм в условиях перехода к свободным рыночным отношениям, сохранения и развития организующего значения норм и нормативов. Передовая зарубежная практика убедительно подтверждает, что в мире нет ни одной страны с рыночной экономикой, в которой не применялись бы нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и хорошо обоснованные;
— создания нормальных условий труда и уровня его интенсивности, поскольку труд, который не оценивается или оценивается неверно, становится бессмысленным и малопродуктивным. Поэтому нужна большая научная и практическая работа по нормализации интенсивности и повышению производительности труда на российских предприятиях;
— создания мотивов и стимулов высокоэффективного труда. Сказываются неустойчивое состояние многих предприятий, низкий уровень минимальной оплаты и тарифных ставок, величина которых не соответствует прожиточному минимуму. Несоответствие уровня оплаты труда на российских предприятиях требованиям рынка необходимо ликвидировать, подняв оплату труда до стабильного и нормального рыночного значения. Это возможно только при соответствующем повышении производительности труда и эффективности производства;
— взаимосвязи личных и общих трудовых, социальных и производственных процессов с эффективностью производства. Это проблема комплексного управления эффективностью труда и производства, которая требует учитывать основные законы и положения рыночной экономики, заинтересованность работников в повышении эффективности труда, человеческих ресурсов и всего производства на предприятиях.
Содержание труда различных категорий работников характеризуется совокупностью внутренних и внешних факторов, определяющих процесс производства соответствующей продукции или услуг. Все процессы изготовления разнообразной продукции и выполнения рыночных услуг предусматривают также взаимодействие технических, экономических и человеческих факторов. Именно поэтому каждый производственный процесс имеет свое конкретное технологическое и трудовое содержание.
Технологический процесс предусматривает целенаправленное изменение формы, размеров и структуры предметов труда, превращение исходных материалов в готовую продукцию. Технологические процессы разрабатываются специалистами-технологами и могут осуществляться как при непосредственном участии человеческого фактора, так и с помощью машин и механизмов.
Все производственные процессы на предприятиях протекают как совокупность технологических и трудовых процессов, осуществляемых в результате труда руководителей, специалистов и рабочих. Совокупный трудовой процесс представляет собой взаимодействие всех работников предприятия, занятых выполнением своих производственных функций. Простой трудовой процесс характеризуется совокупностью трудовых приемов или функций, выполняемых отдельным работником на своем рабочем месте. Именно установленные должностные функции, предусмотренные обязанности и соответствующая технология данного производства определяют содержание труда конкретных категорий человеческих ресурсов — от руководителя, менеджера высшего звена до рабочего, исполнителя заданной работы.
Следовательно, содержание труда каждого работника зависит от того конкретного рабочего места или должности, которые он занимает, и от их экономической роли в общей производственной системе, организационной структуре или функциональном аппарате управления предприятием. Чем полнее определены функции каждого рабочего места или должности на предприятии, тем точнее можно установить круг обязанностей и содержание труда каждой категории работников.
В общем виде содержание труда руководителей или менеджеров высшего звена определяется составом или совокупностью тех основных функций, которые они призваны выполнять в своей организации.
В отечественном менеджменте содержание труда человеческих ресурсов тех или иных категорий также в основном зависит от установленных функциональных обязанностей. В состав основных трудовых функций службы управления человеческими ресурсами организации обычно входит комплекс следующих взаимосвязанных видов деятельности:
— определение потребности в работниках различных категорий исходя из стратегии деятельности организации;
— анализ рынка труда и управление полной и эффективной занятостью работников;
— подбор, расстановка и адаптация человеческих ресурсов на производстве;
— планирование карьеры и обеспечение профессионального роста работников;
— создание рациональных условий труда и обеспечение безопасности работы и здоровья человеческих ресурсов; организация трудовых процессов рабочих и разработка нормативов затрат и результатов труда;
— анализ использования рабочего времени и фактической занятости человеческих ресурсов на производстве;
— управление производительностью труда на предприятии и оценка использования ресурсов;
— обоснование структуры доходов человеческих ресурсов, выбор форм и систем оплаты труда;
— организация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии;
— участие в проведении тарифных соглашений и разработке коллективных трудовых договоров;
— разработка и осуществление социальной политики предприятия;
— развитие партнерских отношений между работниками и работодателем, профилактика и устранение трудовых конфликтов;
— определение общей линии финансовой политики с учетом рыночной конъюнктуры и платежеспособности предприятия;
— выработка решений в области кадровой политики и социальной сфере деятельности;
— координация работы всех подразделений и служб предприятия, а также руководителей других звеньев управления;
— создание благоприятной трудовой обстановки для рационального использования умственных, физических и предпринимательских способностей человеческих ресурсов;
— разработка предложений, направленных на повышение качества работы, уровня жизни и закрепление человеческих ресурсов на предприятии.
Содержание основных трудовых функций, выполняемых как в целом службой управления человеческими ресурсами, так и отдельными сотрудниками, во многом зависит от объемов производства, размеров предприятия, сложности продукции, численности и квалификации человеческих ресурсов, степени автоматизации труда и производства, состояния и места предприятия на рынке и многих других внутренних и внешних факторов. Из представленного содержания основных трудовых функций службы управления человеческими ресурсами очевидна не только важность, но и сложность выполняемой ею деятельности, связанной с трудом различных категорий работников и требующей учета комплекса экономических, организационных, технических, психофизиологических, правовых, социальных и многих других факторов, обеспечивающих высокий конечный результат всего производства и каждого его работника.
Содержание труда человеческих ресурсов на каждом предприятии должно в наиболее полной степени соответствовать как внутренним потребностям работника и производства, так и внешним требованиям рынка. Всякие изменения состояния внешней или внутренней среды должны оказывать гибкое воздействие и на содержание труда работников.
В отечественной и зарубежной экономической науке и практике наибольшее распространение для оценки результатов труда человеческих ресурсов в настоящее время получила система так называемых коэффициентов трудовых показателей, характеризующих вклад работников в развитие организации.
Главной производственной силой общества являются трудовые ресурсы — носители отношений, складывающихся в процессе формирования использования этих ресурсов.
Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.
Трудовые ресурсы как экономическая категория отражают отношения населения, обладающего физическими и интеллектуальными способностями к воспроизводству рабочей силы.
Трудовые ресурсы как планово-учетная категория представляют население в трудоспособном возрасте — как занятое, так и незанятое в общественном производстве.
Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население, способное к участию в трудовом процессе (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года, за исключением пенсионеров по инвалидности и льготам).
Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика — это фактическая средняя численность трудоспособного населения.
Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность.
Общая трудоспособность предполагает наличие у человека качеств, определяющих способность к труду вообще, не требующему специальной подготовки.
Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, требующему специальной подготовки.
При анализе и оценке человеческих ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки учитываются такие показатели, как профессионально-квалификационная структура, удельный вес работников по всем видам деятельности, а также уровню квалификации по отдельным половозрастным группам.
Важнейшими факторами, определяющими использование трудовых ресурсов и формирующими рынок труда, который призван выполнять движения рабочей силы, являются многоукладность экономики, переход к рыночным отношениям.
В рыночных отношениях обязательно должны существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом.
Рабочая сила — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменения экономической и политической систем одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Человек может активно проявлять себя в работе, позитивно взаимодействуя с коллегами и обладая культурой общения, помочь ему в этом может умение управления персоналом.
Значение и навыки в области взаимоотношений руководителей и подчиненных, деловых отношений в целом нужны не только уже состоявшемуся работнику, но и не обладающему вообще житейским опытом человеку.
На всех действующих предприятиях основной частью организации производства является умелое использование трудовых ресурсов и организация труда.
Важнейшим признаком совершенной организации трудовых и производственных процессов в условиях рыночных экономических отношений может служить устойчивое финансовое положение организаций или предприятий, обеспечивающее не только производственную стабильность, но и дальнейшее развитие трудового и производственного потенциала.
Рационально организованный труд, как правило, является трудом производительным и эффективным.
Результаты труда определяют не только трудовую отдачу человеческих ресурсов и уровень жизни людей, но и экономическое развитие предприятия.
Рассмотрим основные научные направления совершенствования организации труда в условиях рыночной экономики.
Процесс труда включает в себя три основных и тесно взаимодействующих между собой элемента: труд, предметы труда и следствия труда. Научная организация решает экономическую, социальную и психофизиологическую задачи.
Научная организация труда предполагает такой способ соединения всех элементов трудового процесса в единую взаимосвязанную систему, при котором будет использовано наименьшее количество трудовых и материальных ресурсов.
В состав научной системы организации труда и производства, согласно отечественным и зарубежным исследованиям, должны входить следующие 10 подсистем организации и управления трудом:
— разделение и кооперация труда, правильный выбор формы и вида, которых создает экономические основы для специализации рабочих и роста их профессиональной квалификации;
— расположение и обслуживание рабочих мест, четкий и постоянный порядок на которых обеспечивает у работников выработку так называемых автоматических навыков выполнения трудовых приемов;
— проектирование трудовых процессов, которое должно строиться на принципах экономии рабочего времени и энергетических затрат человека;
— обоснование трудовых нормативов и норм, требующих установления оптимальных затрат труда на выполнение работ;
— нормализация условий и интенсивности труда, регламентирующая условия, тяжесть и интенсивность в пределах допустимых норм;
— освоение трудовых процессов и норм труда, предусматривающее достижение равновесия фактических и проектных затрат времени на выполнение работы;
— экономическая оценка затрат и результатов труда, заключающаяся в достижении максимальных результатов при заданных затратах труда или минимальных затратах труда;
— соблюдение трудовой и производственной дисциплины и регламента работы, которое основано на выполнении проектных требований в процессе работы;
— мотивация и стимулирование продуктивности труда, которые предусматривают удовлетворение личного интереса каждого работника в высокой оплате труда;
— разработка системы управления трудовыми процессами, предусматривающей комплексное воздействие различных факторов на конечные результаты труда и производства.
Не существует ни одной страны в мире с рыночной экономикой, в которой не применялись бы нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и научно обоснованные.
Рассмотрим основные научные направления совершенствования организации труда, такие как нормирование труда, формы его разделения и кооперации, методы его оптимизации на предприятиях.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда, применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Работодатель для выполнения работниками норм выработки обязан обеспечить нормальные условия труда:
— исправное состояние помещений, сооружений, машин и оборудования;
— своевременное предоставление технической и иной необходимой для работы документации;
— надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
— соответствие условий труда требованиям охраны труда и безопасности производства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 886.