Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т. д.
На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая — работодателями.
Рынок труда отличается от рынков обычных товаров. В нем действуют присущие человеческому фактору регуляторы и социальные силы.
Труд, как и целенаправленная деятельность, и предприимчивость как свойства труда, изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества.
Совместная деятельность людей в первобытную эпоху практически совпадала с процессом труда и направлялась преимущественно на добывание пищи. Занимаясь охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирая съедобные моллюски, растения и другие дары природы, люди не знали иного разделения труда, чем по полу и возрасту.
В настоящее время труд рассматривается как сознательная целенаправленная созидательная деятельность с приложением человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.
Каждый человек обладает различной степенью способности или неспособности к тому или иному виду деятельности.
Задача руководителя — оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям. Во многих случаях работники не достигают желаемых результатов в труде, разочаровываются в своей работе только потому, что они не прошли профотбор, им не оказали помощи в профессиональной ориентации.
В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различаются несколько трактовок занятости населения на рынке труда: полная, рациональная, эффективная, социально-эффективная, потенциальная.
В международной практике под полной занятостью понимается не поголовная занятость трудоспособного населения, а такое состояние, когда спрос на рабочие руки равен их предложению.
Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:
— полноту включения в общественное производство активной части населения, т. е. степень удовлетворения населения в рабочих местах;
— уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, как важнейшего элемента рациональной занятости;
— соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.
Важнейшими факторами, определяющими использование трудовых ресурсов и формирующими рынок труда, призванными выполнять функции основного регулятора движения рабочей силы, являются: многоукладность экономики, переход предприятий на эффективные формы хозяйствования.
В рыночных условиях обязательно должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т. е. естественная норма безработицы.
Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.
Рынок труда в настоящее время является наиболее стабильным элементом российской экономики.
Под рынком труда понимают сферу формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы.
Ценой рабочей силы является заработная плата.
Рынок труда имеет ряд особенностей, отличающих его от рынков обычных товаров:
— принятый работник может искать другую работу как внутри, так и вне организации, а работодатель подбирает кандидатов как среди занятых, так и среди незанятых работников;
— в процессе использования рабочая сила не утрачивается работником;
— на структуру спроса и предложения влияют степень осведомленности трудоспособного населения о конъюнктуре рынка, социально-политическая ситуация и мнение каждого индивида;
— значительная дифференциация в структуре спроса и предложения, увеличивающаяся по мере развития экономики.
Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику.
Рынок труда подразделяется на открытый и скрытый. Открытый рынок охватывает все трудоспособное население, которое ищет работу и нуждается в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, ученические места. Открытый рынок состоит из официальной и неофициальной частей.
Официальная часть включает зарегистрированные места в службе занятости.
Неофициальная часть включает потребность трудоустройства, основанного на непосредственных контактах между работодателями и лицами, ищущими работу.
Скрытый рынок рабочей силы составляют работники, сохраняющие статус занятых, но вероятность потери работы у них велика.
Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.
Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования предложения рабочей силы, которые, в свою очередь, делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.
Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом РФ.
В сфере управления экономикой Правительство разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства, в их числе Министерство труда и социальной защиты РФ.
Основными задачами Министерства труда и социальной защиты РФ являются:
— координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;
— разработка основных направлений социальной политики Правительства;
— подготовка рекомендаций по регулированию уровня жизни и доходов населения;
— формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
— участие в заключении генеральных отраслевых (тарифных) соглашений;
— регулирование рынка труда, занятости населения и др.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области охраны труда, типовых норм труда, организации и нормировании труда, порядка регистрации безработных граждан и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Ведущим подведомственным органом исполнительной власти является Федеральная служба по труду и занятости.
Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
— контроль и надзор в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения;
— оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
— предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
— деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
— подбор работодателям необходимых работников;
— бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с информационной ориентацией в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения;
— организация и направление на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан, психологическая поддержка;
— обеспечение социальной поддержки;
— направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;
— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Судебную власть по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.).
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:
— единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
—единства ограничений обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
— единства требований к подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
— учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые обязательны для государств — членов Международной организации труда (МОТ), каковым является Россия.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 281.