Рассматривая вопрос о соотношении религии и астрологии с культурологических позиций, необходимо сознавать, что хотя теологические концепции и составляют важнейшую сторону любой религии, но только ими религия не ограничивается. Ведь помимо веры в существование Бога или богов, то есть той или иной разновидности сверхъестественного, религия как феномен культуры включает в себя и другие компоненты, вырастающие из этой веры. Наиболее чёткая классификация данных компонентов, как нам представляется, была проведена И. А. Крывелёвым в труде “История религий” [Крывелёв, 1975]. В данной работе автор приводит следующие элементы религии:
Вопрос о соотношении астрологии с религиозными верованиями и представлениями был нами рассмотрен выше, а теперь вкратце обсудим взаимодействие астрологии с другими элементами религии. К сожалению, детальный обзор множества вариантов взаимодействия, определяющихся спецификой конкретной религии, национальными особенностями и тому подобным, здесь невозможен. Мы ограничимся лишь указаниями на принципиальную возможность тех или иных контактов между религией и астрологией, подкрепив их рядом примеров.
Церковь как общественный институт. Подобно многим иным социальным институтам, церковь неоднократно использовала астрологию. Даже если говорить о христианской религии, относящейся к астрологии более чем настороженно, то следует признать, что довольно большое количество акций церкви было проведено с учётом астрологических показателей. Обширное число подобных фактов приведено в фундаментальном многотомном исследовании Л. Торндайка, крупнейшего знатока истории оккультных наук в Европе [Thorndike, 1923; Thorndike, 1934; Thorndike, 1941; Thorndike, 1958].
Более того, занятия астрологией зачастую входили в обязанности служителей культа. Занятия астрологией были прерогативой жречества во многих религиях древности (у народов Месопотамии, у кельтов и галлов, у майя и ацтеков и др.). В тибетском буддизме астрология является одной из четырёх специализаций монахов в дацанах. В средневековой Европе монастыри являлись центрами образования, и поэтому нас не должно удивлять, что астрологи того времени были активными членами христианской церкви. Как отметил Л. Торндайк, трудно найти другой класс или группу людей, которые в эпоху Позднего Средневековья занимались бы астрологией активнее, чем монахи [Thorndike, 1934, Vol. III, p. 213].
С другой стороны, церковь как социальный институт имеет и механизмы, отслеживающие соблюдение запрета на нежелательные занятия – к коим может относиться и астрология. Наиболее очевидный пример подобного механизма – инквизиция католической церкви. Однако в данном конкретном случае этот пример не особенно удачен, поскольку занятия астрологией как таковой (если они не переплетались с еретическими воззрениями, а также с некромантией, вызыванием духов и прочими магическими практиками) никогда особенно не преследовались инквизицией [Броль, 1999, с. 121].
Культовые действия. Использование астрологии в культовых действиях имеет древнюю историю. Сохранились многочисленные свидетельства использования астрологических расчётов для определения дат и обрядовой стороны религиозных праздников [см. Календарные обычаи, 1989; Календарные обычаи, 1993], для определения времени жертвоприношений, для выбора места культовых действий, для ориентировки культовых сооружений по сторонам света [см. Подосинов, 1999] и тому подобного. Особый интерес представляет такой феномен, как разработка специальных культовых действий для предотвращения неблагоприятных событий, предсказанных астрологически. До наших дней дошёл санскритский текст 6 в. до н.э. “Адбхутабрахмана”, описывающий ведические ритуалы для предотвращения злых эффектов неблагоприятных предзнаменований [Pingree, 1982]. Подобные ритуалы были известны и в Древнем Двуречье (возможно, именно оттуда они были заимствованы индийцами). В Китае также существовала разработанная система действий, которые должны были предпринять придворные астрологи в случае негативных предзнаменований. Иногда, для того, чтобы обрядами и молитвами предотвратить предсказанное бедствие, к императорскому двору призывались и буддийские монахи. Считалось, что они имеют необыкновенные духовные силы, которых нет у мирян [Nakayama, 1969].
Специфические эмоциональные переживания (связанные с верованиями и культом соответствующей религии) и духовные пракики. Использование астрологии как катализатора религиозного чувства или ступени к его достижению характерно для многих традиций (гностики, индусы, даосы). В частности, главная задача даосских практик психотренинга и психической саморегуляции – выявить изначально заложенное в человеке космическое начала и подчинить психофизиологические процессы всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия для их естественного и полнокровного самопроявления и на макроскопическом уровне, в результате чего человек становится равноправным членом космической триады “Небо – Земля – Человек” [Абаев, 1989, с. 45]. Таким образом, для даосизма характерно представление о подобии микро- и макрокосма. Человек рассматривается как единое целое, не членимое на душу и тело. Духовное начало трактуется лишь как “утончённое” состояние ци. Это начало гибнет со смертью тела и растворяется в мировой ци, но дао-универсум вечен, следовательно, вечным может быть и подобный ему человек. Предельным выражением всеобщей закономерности функционирования Вселенной есть “великое Дао”, которое отождествлялось даосами с “истинной сущностью” человека и в полном подчинении которому они видели высшую цель культурного развития личности [там же, с. 45]. Обретение “великого единения” (датун) есть в то же время состояние полного самоотречения, так как для того, чтобы обрести единство с космическим целым, человек, по мнению даосов, должен избавиться от личных стремлений и, обнаружив в глубинах своего существа самопроизвольное движение безличного Дао, полностью подчиниться ему, следовать его объективным и универсальным закономерностям. И в достижении этой цели астрология оказывает существенную помощь.
Нормы нравственности. В истории культуры известны случаи, когда занятия астрологией с позиций религиозной морали осуждаются. К примеру, в Ветхом Завете отношение к гадательным практикам (в том числе, видимо, и к астрологии) резко отрицательное:
“Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них” (Левит 20: 27);
“Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это” (Втор. 18: 10–12). Здесь же поясняются идеологические причины подобного негативного отношения: “Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте” (Втор. 18: 14–15).
Очевидно, что запрет на обращение к гадателям, первоначально имевший для иудеев идеологический и законодательный характер, со временем стал запретом религиозно-нравственным.
Во многих направлениях христианства также существует неприятие общих духовных и нравственных установок человека, обращающегося к гадателям, чтобы облегчить свою жизнь всё равно каким способом; христианское же сознание принимает всё, что должно случиться, как ниспосланное от Бога, поскольку верует, что Бог благ. Поэтому при таком понимании астрологии для неё в жизни христианина просто не остается места, независимо от того, может она реально предсказывать события или нет.
С другой стороны, занятие астрологией и учёт астрологических закономерностей могут восприниматься как практика, способствующая развитию нравственных качеств личности. Так, для конфуцианцев астрология играла большую роль – во многом потому, что знание её законов могло помочь в достижении качеств идеальной личности (цзюнь-цзы). Воспитание цзюнь-цзы, приближение к идеальному образцу морального и культурного поведения, было одной из главнейших задач конфуцианского учения. Кроме того, астрология как учение о “вселенской гармонии” помогала в установлении общественного порядка, что конфуцианство как учение правящей элиты всячески приветствовало. “Управлять – значит упорядочивать”, – говорил Конфуций, усматривая в наведении “всеобщего порядка” сверхзадачу и конечную цель предложенного им пути нравственного, культурного, психического и социального развития человека и общества [Абаев, 1989, с. 32]. "Учитель сказал: “Правление посредством добродетели подобно Полярной звезде, которая покоится на своём месте, а все звёзды вращаются вокруг неё” " [Малявин, 1992, с. 229]. Таким образом, астрология стала естественным помощником в установлении конфуцианских ритуалов и поддержании конфуцианской морали.
Завершая данную тему, приведём рассуждение христианского апологета и выдающегося астролога Юлия Фирмика Матерна (4 в. н.э.) о том, как, по его мнению, астрология соотносится с нормами нравственности:
“Астрология возвышает и очищает душу; кто отдаётся её изучению, тот должен себя чувствовать чистым и святым, точно жрец, должен уподобляться божеству – только тогда он удостоится быть вестником небесной правды. Он должен быть доступен и общителен: нехорошо, если вопрошающий обращается с трепетом к тому, от кого он ждёт совета. Он должен быть целомудренным, трезвым, воздержанным: низкие страсти роняют славу божественной науки. Если у клиента на душе запрещённый вопрос – его следует ласково вразумить, доказывая ему всю тщетность его желания, но не бранить и, подавно, не доносить на него властям: не подобает жрецу обагрять себя кровью человека. Астролог должен быть хорошим семьянином; его дом должен быть центром для многочисленным хороших друзей, – вообще, он не должен чуждаться жизни, но, принимая в ней живое участие, должен держаться спокойного и бесстрастного образа действий, сторонясь от партийных распрей, сторонясь от всякого общения с крамольниками, не оскверняя своей души любостяжанием. Пусть его окружает слава мудрой простоты в общественной жизни, верности в союзах дружбы, безупречной честности во всех деяниях и помыслах; пусть он никогда не пятнает своей совести лжесвидетельством, никогда не извлекает прибыли из несчастья другого человека. Пусть он заблудшим будет верным руководителем, тем более, если эти заблудшие – его друзья: хорошо, если они ему будут обязаны просветлением своего ума. Никогда не должен он участвовать в ночных священнодействиях, ни с кем не должен иметь тайных совещаний: открыто, пред глазами всех, должен он совершать своё божественное дело. Укажет ему генитура какой-нибудь тайный порок его клиента, – он не должен о нём объявлять во всеуслышание, а говорить в сдержанных выражениях, намёками: несправедливо винить человека в том, что ему назначило враждебное течение звёзд. Зрелищ в цирке он не должен посещать, чтобы не прослыть приверженцем той или другой партии (Имеется в виду увлечение римлян конскими бегами и вызванное этим партийное деление. – Д.К.): жрецу приличествует строгое беспристрастие и в этом, и во всех других отношениях. Вот в каких принципах он должен воспитать свою душу, прежде чем приняться за изучение книг о влиянии звёзд на судьбу людей: в душе мутной, запятнанной гнусной страстью, слова высокой науки не оставят следа – всегда остаётся неучем тот, кто её оскверняет нечестивой волей. Чистым, целомудренным и непорочным да принимается астролог за святое дело, – тогда он ещё большего достигнет вещею силой своего духа, чем самим учением” [цит. по: Зелинский, 1994, с. 78–79].
ГЛАВА 5
Астрология и наука
Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.