Теперь обратимся к запутанному вопросу классификации направлений астрологии. К сожалению, все известные нам системы таких классификаций неполны и зачастую внутренне противоречивы. К примеру, С. Вронский выделяет следующие основные разделы астрологии: натальная астрология (занимающаяся “изучением, анализом и определением всего, что связано с человеком и его судьбой”), мунданная астрология (рассматривающая и анализирующая “влияние космических факторов на племена, народы, нации, на отдельные города и государства, на целые регионы и континенты”), медицинская астрология, метеорологическая астрология, хорарная астрология (рассматривающая и анализирующая гороскоп на момент “рождения какой-либо идеи, мысли или вопроса, или на момент события, или на момент обращения человека с вопросом к астрологу“) и аграрная астрология [Вронский, 1991, с. 17–18]. В другой своей работе Вронский добавляет к этому списку кармическую астрологию и эзотерическую астрологию [Додонова, 1991, с. 9]. Сходным образом, британский астролог А.Лео указывает, что астрология “делится на семь ветвей – эзотерическую, натальную, медицинскую, хорарную, национальную, астрометеорологическую и духовную” [Лео, 1996, с. 15].
Очевидно, что в подобных классификациях отсутствует единое основание. Так, объект исследования натальной астрологии (человек в целом) включает в себя объекты и медицинской астрологии, и духовной астрологии, и кармической астрологии. Аналогичным образом, мунданная астрология включает в себя (частично или даже полностью) метеорологическую и аграрную астрологию. С другой стороны, из классификаций Лео и Вронского выпущены такие разделы астрологии, как астроботаника, астроминералогия, астрология взаимоотношений и многие другие.
Представляется, что проблему классификации астрологических направлений можно легко решить, исходя из предложенного нами определения астрологии. Если принять, что астрология базируется “на принципе корреляции земных процессов и состояний земных объектов астрономическими факторами”, то мы получаем три главных основания для классификации. Её можно провести: 1) по учитываемым астрономическим факторам; 2) по изучаемым земным процессам и объектам; 3) по вариантам прочтения корреляции. Для полноты системы, к указанным основаниям добавим различение того, проводится ли изучение объектов в статике или динамике. Таким образом, отрасли астрологии можно классифицировать по четырём базовым основаниям:
I. Астрономические факторы, главенствующие при исследовании земных объектов и процессов.
Согласно классификации по данному основанию, отдельные направления астрологии посвящены изучению конкретных астрономических/астрологических объектов и их соотношению с земными событиями. Скажем, популярная астрология солнечных знаков даёт характеристики людям и событиям в зависимости от положения Солнца в знаках тропического Зодиака. Лунная астрология соотносит определённые типы событий и настроений с фазами Луны, “лунными днями” и с движением Луны по Зодиаку. Астрология неподвижных звёзд пытается выявить связь между земными процессами и астрологически выделенными звёздами. Астрология глубокого космоса занимается изучением астрологического “влияния” таких объектов, как квазары, чёрные дыры, галактики и т.п. Существуют и другие, довольно многочисленные, разделы астрологии: астрология затмений, астрология астероидов, астрология дуговых аспектов, астрология солнечной активности и так далее.
II. Изучаемые земные объекты.
Наиболее развитыми являются отрасли астрологии, изучающие мир человека в разных масштабах: от самых глобальных проблем человечества, нации, города, больших коллективов (мунданная астрология, от лат. mundus – “мир”) до исследования взаимодействия нескольких людей (астрология взаимоотношений) и изучения конкретного человека и его частных проблем (индивидуальная астрология, в которой можно выделить психологическую астрологию, медицинскую астрологию, кармическую астрологию и так далее). Однако объектом изучения астрологии являются не только люди, но и любые другие земные объекты и явления: как природные образования (этим занимаются астрогеология, астросейсмология, метеорологическая астрология, астроминералогия, астроботаника, астрозоология и т.п.), так и искусственные образования, порой даже не существующие физически (культурная эпоха, идея, вопрос).
III. Исторически сложившиеся астрологические традиции и школы.
В разных странах мира в различные эпохи были созданы свои, самобытные подходы в астрологии (если апеллировать к нашему определению астрологии – разные варианты прочтения корреляции). Исторически наиболее значимыми, судя по всему, являются:
· а) астрологическая традиция Древней Месопотамии;
· б) получившая от неё мощный толчок к развитию эллинистическая астрология;
· в) связанная с ними индийская традиция;
· г) астрология Дальнего Востока;
· д) тибетская астрология, базирующаяся на сочетании китайских и индийских концепций;
· д) астрологическая система индейцев Месоамерики;
· е) персидская и арабская астрология;
· ж) западноевропейская астрологическая традиция.
В русле отдельных традиций выделяются астрологические школы и течения, различающиеся между собой как астрономическими факторами, которые принимаются во внимание, как набором астрологических методик, так и сферами интереса.
IV. Изучение статических объектов или динамических изменений.
При изучении гороскопа или каких-либо астрологических принципов и концепций может превалировать анализ объектов
· в статике – как в натальной астрологии (от лат. natio – “рождение”), изучающей гороскопы рождения, – или
· в динамике: развитие объектов во времени изучает прогностическая астрология, выбором наиболее благоприятного времени для тех или иных действий занимается элективная астрология (от лат. electio – “выбор”); изменения характеристик объектов в пространстве изучают методики астролокальности, они же обеспечивают выбор наиболее благоприятного места на земном шаре для проявления тех или иных качеств объекта.
ГЛАВА 2
Исторические этапы развития
Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.