ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Рассмотрев общую картину, отражающую уровень жизни Республики Беларусь и проведя анализ 7-ми его основных показателей, были выявлены определенные проблемы, из-за которых уровень жизни в Республике Беларусь находится на довольно низком уровне. Отразим данные проблемы в виде рисунка 3.1.

 

 

 

Рисунок 3.1 – Проблемы, замедляющие рост уровня жизни в Республике Беларусь

       Примечание – Источник: собственная разработка.

 

    Данные проблемы являются довольно сложнорешаемыми в связи с тем, что для их решения в Республике Беларусь необходима глобальная перестройка всей экономической системы, просуществовавшей с распада Советского Союза.

    У каждой из приведенных выше проблем существует несколько решений, однако в данной работе будет рассмотрено по 1 решению на каждую проблему. Итак, составим таблицу 3.1, в которую внесем варианты решения проблем, описанных на рисунке 3.1.

 

Таблица 3.1 – Предложения по повышению уровня жизни в Республике Беларусь

Проблема Предложение
Низкий ВВП Увеличение уровня ВВП путем приватизации государственных предприятий
Высокая волатильность курса национальной валюты Увеличение сальдо внешней торговли до положительных значений
Низкая численность населения Стимуляция населения к росту рождаемости

    Примечание – Источник: собственная разработка.

 

    Теперь рассмотрим данные предложения подробнее:

    1) увеличение уровня ВВП путем приватизации государственных предприятий. Данные мероприятия необходимо было проводить уже давно (1991–2001 гг.), т.к. именно тогда от этого мог бы быть получен максимальный экономический эффект. Однако, руководство Республики Беларусь предпочло данному методу по повышению уровня ВВП развитие агропромышленного комплекса (АПК) и, если в 1991–2005 гг. данный вектор развития экономики еще приносил определенные результаты, то с 2006 г. и по настоящее время в АПК и в особенной его части – сельском хозяйстве наблюдается спад, приводящий к снижению выручки предприятий (вплоть до нулевых либо вовсе отрицательных значений). В связи с этим, государству приходиться выделять дополнительные средства (дотации) таким предприятиям во избежание их ликвидации.

    Таким образом предлагается продать значительную часть (предположительно – 70 %) государственных предприятий частным инвесторам. Данное решение повлечет за собой ряд последствий:

    - в связи с запоздалостью принятия данного решения, большинство предприятий Республики Беларусь может не продаваться, т.к. оборудование и технологии, используемые на них, давно устарели, а их модернизация потребует больших затрат. Для решения данной проблемы предлагается предоставлять инвесторам дополнительные условия (например, выкуп предприятия в кредит, дополнительные налоговые льготы при работе и др.);

    - при грамотном руководстве приватизированное предприятие начнет приносить все больше доходов в госбюджет (налоги), что позволит увеличить уровень ВВП;

    - после проведения приватизации с большой долей вероятности с предприятий будет уволено большой количество сотрудников (вплоть до 90 %). Это увеличит уровень безработицы в стране. В качестве решения данной проблемы предлагается направлять сотрудников, подлежащих увольнению (либо уже уволенных) на льготные, либо вовсе бесплатные курсы по повышению квалификации;

    Воплощение данного решения в жизнь в первое время (около 1 года) может повлечь за собой народные волнения и снижение уровня ВВП, однако спустя 1–2 года уровень ВВП должен значительно увеличится;

    2) увеличение положительного сальдо внешней торговли. По результатам анализа уровня жизни в Республике Беларусь можно сказать, что в стране наблюдается постоянная девальвация белорусского рубля. Это крайне негативное явление затрагивает практически все основные экономические показатели. Кроме того, снизить уровень девальвации всегда непросто, т.к. причины, ее порождающие, весьма сложны.

    В данном случае для снижения уровня девальвации в стране предлагается использовать такой метод, как повышение уровня сальдо внешней торговли. В последние годы в Республике Беларусь наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли (минус 4072 млн долл. США в 2016 г.). Это негативное явление обосновано превышением уровня импорта над уровнем экспорта. Данное явление является одной из главных причин возникновения девальвации. В связи с этим предлагается повысить уровень экспорта как минимум на значение отрицательного сальдо и/или понизить уровень импорта на такое же значение. Осуществить это возможно с помощью:

    - приватизации государственных предприятий (в этом случае предполагается, что частный инвестор будет проводить более гибкую маркетинговую политику, в т.ч. за рубежом);

    - импортозамещения;

    - активного развития науки и новых технологий. В настоящее время в Республике Беларусь уже существует парк высоких технологий, к тому же программисты из Республике Беларусь довольно высоко ценятся во всем мире. В связи с чем необходимо и дальше развивать данное направление.

    Данные методы позволят повысить экспорт и понизить импорт товаров и услуг Республики Беларусь, что в будущем приведет к снижению девальвации национальной валюты и увеличению уровня жизни в стране;

    3) стимуляция населения к росту рождаемости. В настоящее время в Республике Беларусь бытует мнение, что иметь более 1 ребенка в семье – это очень сложно и сопряжено с огромными финансовыми затратами, в связи с чем численность населения уже долгие годы находится на относительно одинаковом уровне. Однако, если так продолжится, то совсем скоро естественная убыль населения превысит, а затем и значительно превысит рождаемость. Чтобы не допустить этого, предлагается стимулировать семьи рожать 2 и более детей.

    В настоящее время в Республике Беларусь уже существуют льготные кредиты для молодых семей и социальная поддержка многодетных семей, однако этих программ недостаточно для нормального стимулирования населения к повышению рождаемости. Таким образом предлагается:

    - реорганизовать программу семейный капитал: учредить выплаты, эквивалентные 5 тыс долл. США за рождение 2-го ребенка, выплаты за рождение 3-го и последующих детей оставить на уровне 10 тыс долл. США;

    - учредить программу выдачи льготного жилья молодым семьям, подразумевающую погашение государством части стоимости покупки жилья семьям, состоящим в браке более 3 лет;

    - учредить иные льготы (например, снижение ставки подоходного налога молодым родителям).

    Внедрение данного предложения повлечет за собой увеличение уровня рождаемости, что является составляющей частью показателя уровня жизни.

    Таким образом в данной главе курсовой работы были выявлены основные проблемы, замедляющие рост уровня жизни населения Республики Беларусь. Ими стали: низкий ВВП, высокий уровень девальвации национальной валюты и низкий уровень рождаемости. Для их решения был выработан план мероприятий, включающий приватизацию государственной собственности, повышение уровня сально внешней торговли до положительного уровня и стимуляцию населения к рождаемости 2-х и более детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе написания данной курсовой работы были рассмотрены следующие важнейшие составляющие такого показателя развития государства и нации в целом, как уровень жизни:

    - теоретическая сущность, факторы роста и показатели уровня жизни. В ходе теоретического исследования было выявлено, что уровень жизни – это динамичный процесс, испытывающий воздействие множества факторов. Он определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека (населения). Помимо понятия уровня жизни, существует также понятие качества жизни. Это более широкое понятие, включающее качество населения, качество окружающей среды, непосредственно уровень жизни и качество окружающей среды. Вместе с этим необходимо отметить, что насколько плох бы ни был уровень жизни, всегда можно найти методы (факторы) для его улучшения;

    - проанализированы основные показатели уровня жизни в Республике Беларусь в динамике. В качестве показателей уровня жизни в данном анализе выступали: ВВП, ВВП на душу населения, средняя заработная плата, инфляция, ставка рефинансирования, численность населения и безработица. В целом можно отметить, что в Республике Беларусь наблюдается постепенное ухудшение уровня жизни: показатели ВВП и средней заработной платы падают, длительное время численность населения находится на одном уровне. Однако есть и положительные показатели: в Республике Беларусь постепенно снижается инфляция и ставка рефинансирования, а уровень безработицы длительное время находится на уровне 1 %. В сравнении с другими странами, Республика Беларусь в значительной степени отстает от развитых стран, однако опережает своего юго-восточного соседа – Украину;

    - в ходе анализа основных показателей уровня жизни в Республике Беларусь были выявлены следующие проблемы, которые уже длительное время замедляют его рост: низкий уровень ВВП, высокая волатильность курса национальной валюты, а также низкая численность населения страны. Для их устранения были выработаны следующие методы по увеличению уровня жизни: увеличение роста ВВП путем приватизации государственных предприятий, увеличение сальдо внешней торговли до положительного уровня, стимуляция населения к росту рождаемости. Реализовать данные мероприятия по повышению уровня жизни будет непросто, однако сделать это необходимо, т.к. в обратном случае Республику Беларусь в будущем ждет значительно ухудшение уровня жизни.

    Таким образом можно сказать, что задачи курсовой работы выполнены, а цель – достигнута.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 84.