Понятие о памяти, виды и типы памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по способу активности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала) — на кратковременную, долговременную и оперативную. Двигательная (или моторная) памятьэто запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Эмоциональная памятьэто память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминаются со­бытия, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив­ные события быстро забываются. Образная памятьэто память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. По способу запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла.

 

 

Процессы памяти

 

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. I. Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации. Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности. II. Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформи­ровалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). III. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.