Психологическое профилирование в процессе расследования преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профилирование правонарушителей — это поведенческий и следственный инструмент, который предназначен для оказания помощи следователям в поисках преступника или правонарушителя, чтобы профилировать его или составить его «психологический портрет». Психологическое профилирование должно составлять основу стратегии интервьюирования и тестирования подозреваемых и должно быть нацелено на то, чтобы определить, соответствуют ли их личностные особенности стандартным характеристикам преступников, которые базируются на результатах исследований. Например, интервьюирование и тестирование подозреваемых может проводиться с целью определить, вписывается ли он в эмпирически сложившуюся типологию преступника. Составление психологического портрета преступника позволяет правоохранительным органам сузить круг розыска.

24. Судебно-психологическая экспертиза сделок с "пороками" воли

Обобщенным психологическим критерием порока воли является неспособность дееспособного лица при совершении сделки понимать значение своих действий или руководить ими вследствие особого эмоционального состояния, неправильного представления о цели деятельности или под влиянием внешнего воздействия (насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств). С целью защиты прав и свобод граждан, законодательством определены условия заключения сделки, при несоблюдении которых суд может признать сделку недействительной. Такие сделки получили название сделки с пороком воли. Данные сделки характеризуются тем, что у лица отсутствует желание на совершение сделки, у него нет внутренней воли на ее совершение, но, тем не менее, он ее совершает. Объектом экспертизы порока воли служит психическая деятельность субъекта гражданско-правовых отношений в период формирования у него намерения к совершению сделки, изъявления (декларации) этого намерения и фактического совершения сделки. Проведение судебно-психологической экспертизы позволяет выяснить, в каком эмоциональном состоянии находился участник сделки в момент ее осуществления. Как могло повлиять это эмоциональное состояние на познавательную деятельность, на способность воспринимать и оценивать информацию. Каков уровень развития интеллектуальной способности имеет человек, и позволяет ли ему этот уровень успешно ориентироваться в окружающей действительности.

Способности и задатки

С пособности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них. Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.

Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности. Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других. Задатки создают предпосылки для развития способностей. Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки. Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов: - Мотивационный механизм - без мотива, без желания, способности не будут реализованы. - Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности. - Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей. Классификация способностей: 1) Природные (врожденные, естественные) - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.).

2) Специфические человеческие способности включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения. 3) Общие - обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности. 4) Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности (литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др.). 5) Одаренность - особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Талант - высокая степень одаренности. Гениальность - высшая степень одаренности.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 299.