Характеристика непатологических и пограничных эмоциональных состояний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость). Реактивные состояния — острые аффективные реакции, временные расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение). Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния. 1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах у лиц с патологическими чертами характера. Повышенная тормозность коры у этих людей обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излишней аффектации; громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения. 2. Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. 3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях. Психопатия — врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности. Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституциональные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других—психогенное воздействие окружающей среды (так называемое патохарактерологическое развитие индивида). Задержка психического развития - каждому возрастному периоду соответствует определенная мера развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. минимум базовых структур психики. Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители.

 

 

81. Психологический портрет "жертвы" преступления

Наука виктимология изучает характер и поведение жертвы преступления, выявляет причины и условия, при которых человек становится жертвой преступления. Виктимность - приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, кᴏᴛᴏᴩые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления. С определенной долей условности принято выделять психологические аспекты виктимности (специальную виктимность) и виктимность общую, связанную с полом, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы. К примеру, в ряде исследований установлено, что: • жертву убийства характеризуют неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, злоупотребление спиртным, зачастую жертва знакома с преступником; • жертвы изнасилований часто неразборчивы в знакомствах, эксцентричны, или, наоборот, нерешительны, личностно незрелы, не имеют опыта половых отношений, инфантильны; • жертвы истязаний в большинстве случаев знакомы с преступником и находятся в той или иной зависимости от него (жена, сожительница, ребенок, мать); по характеру они часто слабовольны и не имеют устойчивых жизненных позиций, сформированных интересов, порой ведут аморальный образ жизни, нередко их социальный статус выше статуса истязателя; • жертвы мошенников чрезмерно доверчивы, некомпетентны, легковерны, в ряде случаев жадны или испытывают материальные трудности, нередко суеверны. Перечисленные преимущественно психологические качества жертв тех или иных преступлений так или иначе связаны с признаками, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к общей виктимности.

 

Классификация эмоций

Эмоции – процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции бывают: положительные отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма: 1) стенические (вызывают прилив энергии), 2) астенические. Виды положительных эмоций: 1. Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. 2. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. 3. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие. Виды отрицательных эмоций:

1. Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. 2. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. 3. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. 4. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. 5. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. 6. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам. Удивление является нейтральной эмоцией, но является невероятно сильной по воздействию, блокируя все предыдущие эмоции. Вызывается удивление в результате неожиданного развития обстоятельств, может переходить в интерес.

 

Ювенальная психология.

Предметом ювенальной юридической психологии являются психологические особенности и психологические проблемы детей и подростков в юридически значимых ситуациях.

Ювенальная психология изучает следующие проблемы: формирование правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении, развитие асоциальных установок, факторы, влияющие на становление агрессивно-насильственных тенденций и диссоциального поведения у подростков, проблемы судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей и потерпевших, профилактика правонарушений детей и подростков, воспитательные и реабилитационные меры, применяемые по отношению к тем из них, кто преступил закон.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.