Доминанта как основа внимания
Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей. Доминанта является физиологической основой внимания. Таким образом, внимание осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности.
Методологические основы юридической психологии
К методам юр. психологии как и других наук предъявляются определенные требования: 1) изучаемое явление должно исследоваться в своем развитии, во взаимосвязи с окр. средой и другими системами. 2) изучаемое явление должно исследоваться объективно, т.е. субъективные оценки и мнения исследователя не должны влиять на процесс наблюдения и результаты исследования. В юридической психологии используется системный подход. Основа системного подхода заключается в изучении взаимосвязи структуры личности и системы правовых норм. Системный анализ изучает любую систему как составляющую более широкой системы, а ее элементы как самостоятельные системы. Объектом исследования юридической психологии и психологии юр. труда является личность как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. Методология юридической психологии отличается от др. наук тем, что она изучает личность в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела. Также юр. психология использует личностный подход. Основным объектом исследования выступает личность. Одной из важных задач юр. психологии является определение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами, создают для данной личности криминогенную ситуацию.
Классификация эмоций
Эмоции – процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции бывают: положительные отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма: 1) стенические (вызывают прилив энергии), 2) астенические. Виды положительных эмоций: 1. Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. 2. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. 3. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие. Виды отрицательных эмоций:
1. Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. 2. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. 3. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. 4. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. 5. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. 6. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам. Удивление является нейтральной эмоцией, но является невероятно сильной по воздействию, блокируя все предыдущие эмоции. Вызывается удивление в результате неожиданного развития обстоятельств, может переходить в интерес.
Ювенальная психология.
Предметом ювенальной юридической психологии являются психологические особенности и психологические проблемы детей и подростков в юридически значимых ситуациях.
Ювенальная психология изучает следующие проблемы: формирование правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении, развитие асоциальных установок, факторы, влияющие на становление агрессивно-насильственных тенденций и диссоциального поведения у подростков, проблемы судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей и потерпевших, профилактика правонарушений детей и подростков, воспитательные и реабилитационные меры, применяемые по отношению к тем из них, кто преступил закон.
Профессиограмма юриста
Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста. Структура Профессиограммы юриста: 1) Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения. 2) Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Значимость этой деятельности наиболее высока в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи. 3) Реконструктивная деятельность - это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе её синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности. 4) Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особую значимость эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных сотрудников, воспитателей ИТУ. В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли. 5) Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи. Организаторская деятельность требует концентрации внимания на настойчивости, целеустремлённости, организованности и т.п. 6) Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.). Наряду с развитой письменной речью, следует развивать способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.
Способности и задатки
С пособности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них. Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.
Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности. Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других. Задатки создают предпосылки для развития способностей. Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки. Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов: - Мотивационный механизм - без мотива, без желания, способности не будут реализованы. - Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности. - Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей. Классификация способностей: 1) Природные (врожденные, естественные) - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.).
2) Специфические человеческие способности включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения. 3) Общие - обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности. 4) Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности (литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др.). 5) Одаренность - особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Талант - высокая степень одаренности. Гениальность - высшая степень одаренности.
Мотив, потребность, цель
Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем. В психологии имеются различные классификации потребностей: первичные (висцерогенные) – в воде, пище, уринации, сексуальной разрядке, избегании голода и т. д. Вторичные (психогенные), которые продуцируются, порождаются теми или другими психическими состояниями или явлениями (например, представлениями). Если рассматривать потребности как психические явления, то следует различать их следующим образом. Во-первых, витальные, неустранимые потребности. Они обеспечивают существование организма (в кислороде, воде, пище и т. п.). Во-вторых, такие потребности, которые обеспечивают жизнь, деятельность, но не само существование, жизнь человека как личности (потребность поделиться, познавательная потребность и т. д.). Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию – невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры – электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д. Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов.
Процессы памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. I. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. II. Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). III. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
Понятие о воображении
Воображение - это психический процесс, благодаря которому появляются новые образы путем переработки содержания и опыта. Функции воображения: Прагматические функции проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей. Психотерапевтические функции состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. Психокоррекционные функции призваны разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов. Психодиагностические функции используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. Познавательные функции обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи - путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Виды воображения: Непроизвольное, или пассивное, воображение - самый простой вид воображения, состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Произвольное, или активное, воображение - преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. Формы воображения: 1) Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. 2) Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Галлюцинация - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.
Доминанта как основа внимания
Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей. Доминанта является физиологической основой внимания. Таким образом, внимание осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 218.