Тема 2: Региональные особенности европейского Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.  Выделить основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. Обратить внимание на особенности изобразительного искусства региона на основании изучения религиозной живописи братьев Ван Эйк, погружения в мрачные фантазии Иеронима Босха, народный колорит Питера Брейгеля - старшего. Отметить повышенную экспрессию и личностное начало немецкой религиозной живописи. Изучить особенности творчества великого живописца, гравера и мыслителя Альбрехта Дюрера.

2. Проследить влияние протестантизма на духовную жизнь Германии.

(Доклад): Иоганн Гуттенберг и появление первых печатных книг              революция в культуре Европы.

(Доклад): “Похвала глупости” Эразма Роттердамского -  великий памятник немецкого гуманизма.

3. Выявить особенности художественной культуры Возрождения в Англии на основании анализа гуманистических тенденций в творчестве Джефри Чосера и Уильяма Шекспира. Показать выдающуюся роль Шекспира в мировой художественной культуре.

(Доклад): Человек перед лицом истории - хроники Шекспира.

(Доклад): Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира.

4. Основываясь на анализе гуманизма Франсуа Рабле, поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара, философской концепции Мишеля Монтеня, сделать вывод об особенностях французской модели Ренессанса. Доказать придворный характер французского искусства (архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло).

5. Показать отличительные черты эпохи Возрождения в Испании, а так же специфику становления художественной культуры страны. Охарактеризовать стилевой синкретизм испанской живописи.

(Доклад): Призрачное искусство Эль Греко (Доменико Тьетокопули).

 

Литература:

v Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977

v Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965

v Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979

v Бахтин М.М. Дополнения и изменения к "Рабле" // Вопросы философии. 1992. N 1

v Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1990

v Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973

v Бордонов Ж. Мольер. М., 1983

v Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в.М., 1967

v Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994

v Герси Т. Шедевры немецкого Возрождения

v Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990

v Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975

v История искусства Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Италия. Испания. Фландрия. М., 1988  

v История французской литературы. М., Л. 1946. Т.1

v Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // европейский альманах. История. Традиции. М., 1991

v Крусман В.Э. На заре английского гуманизма. Одесса, 1915

v Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974

v Культура Западной Европы в эпоху Возрождения / Брагина Л.М. и др. М., 1996

v Либман М.Я. Искусство французского Возрождения. Опыт анализа // Классическое и современное искусство Запада. М., 1989

v  Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991

v Люблинская А.Д. Особенности культуры Возрождения и Реформация во Франции // Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л, 1981

v Михайлов А.Д. Некоторые черты французского Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967

v Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968  

v От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969

v Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.,1989

v Пуришов Б.И. О своеобразии немецкого Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967

v Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1971.

v Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985

v Спор о древних и новых. /Сост. В.Я.Бахмутский М., 1985

v Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983

v Утопический роман XVI - XVII вв./Волгина В.П., Шуваева Ф.Б. М., 1956

v Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988

Тесты:

 

ВАРИАНТ 1.

 Тест 1.

Средневековый философ, поэт, ученый и теоретик музыки Северин Боэций (480— 524 гг.) обосновал деление знаний на семь свободных искусств, куда входили

1) арифметика, 2) грамматика, 3) диалектика, 4) геометрия, 5) риторика, 6) астрономия, 7) музыка, расположив их в высшей ступени (квадриум) и низшей (тривиум). Какие из свободных искусств входили в квадриум?

 

Тест 2.

В Западной Европе XI—XII вв. господствует романский стиль. Главный тип архитектурных сооружений этого периода:

1) замок-крепость; 2) монастырский ансамбль 3) храм; 4) башня-крепость.

 

Тест 3.

Ведущий вид искусства в готике: 1) скульптура; 2) архитектура; 3) иконопись; 4) живопись

 

Тест 4.

К героическому эпосу средневековой Европы относятся

1) «Песнь о Роланде», 2) «Песнь о Нибелунгах», 3) «Песнь о моем Сиде», 4) «Беовульф», 5) «Саги» и др.

 Какое из этих произведений было создано во Франции?

 

Тест 5

Средневековая школьная наука называлась: 1) риторика; 2) схоластика; 3) теология; 4) философия

 

Тест 6.

Основоположником возрожденческого гуманизма стал:

1) Пико делла Мирандола; 2) Данте Алигьери; 3) Франческо Петрарка; 4) Николай Кузанский

 

Тест 7.

Сандро Боттичелли — выдающийся живописец раннего Возрождения, работы которого снискали ему славу самого эмоционального и лиричного художника Возрождения. В какой из вышеназванных картин Боттичелли соединил в единую композицию фигуры Венеры, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др: 1) «Благовещение»; 2) «Весна»; 3) «Покинутая»; 4) «Рождение Венеры»; 5) «Мадонна во славе»

Тест 8.

Определите, какие работы принадлежат Рафаэлю: 1) фреска «Страшный суд»; 2) «Джоконда», 3) фреска «Тайная Вечеря», 4) «Сикстинская Мадонна».

 

Тест 9.

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Укажите правильное определение сфумато:

1) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;

2) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды; 

3) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник;

4) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением.

 

Тест 10.

Тициан — глава венецианской школы живописи Высокого Возрождения — в своих картинах добивается реалистической убедительности мифологических и библейских образов. В какой из нижеперечисленных картин на основе библейского сюжета раскрывается благородство одного персонажа и уродливое стяжательство другого.

1) «Любовь земная и небесная»; 2) «Вознесение Марии»; 3) «Динарий кесаря»; 4) «Святой Себастьян».

 

Тест 11.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения создали выдающиеся литературные произведения: Определите, какие из вышеперечисленных произведений написал Франческо Петрарка

1) «Декамерон», 2) «Освобождение Иерусалима», 3) «Чернокнижник»,

4) «Книга песен».

 

Тест 12

Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким- либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

1) фетишизм; 2) тотемизм; 3) анимизм

 

Тест 13

Древнеримский философ, автор труда «О Граде Божьем», в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей? 1) Тертуллиан; 2) Марк Аврелий; 3) Августин Блаженный.

Тест 14

 К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»? 1) цивилизация; 2) общество; 3)культура.

Тест 15

 Какие религии относятся к мировым? 1) зороастризм, синтоизм, даосизм; 2) буддизм, христианство, индуизм; 3) ислам, кришнаизм, бахаизм; 4) иудаизм, конфуцианство, мусульманство; 5) православие, католицизм, протестанстизм; 6) буддизм, христианство, ислам.

Тест 16

 Что составляет, с точки зрения М. Вебера, основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма? 1) аскетическая этика протестантских сект; 2) особенности католического вероисповедания; 3) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.

Тест 17

 Какое произведение стало символом эпохи Возрождения? 1) «Божественная комедия» Данте Алигьери; 2) «Государь» Н. Макиавелли; 3) «Мемуары» Д. Казановы.

Тест 18

 Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства? 1) Т. Мор; 2) Аристотель; 3) Платон.

Тест 19

 Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию
«секуляризация»? 1) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение; 2) всякая форма освобождения от религии и церковных институтов; 3) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния; 4) верны все определения.


Тест 20

Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом? 1) атеизм; 2) религиозный анархизм; 3) свобода совести.

Тест 21

Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса: 1) Англия; 2) Франция; 3) Исландия; 4) Германия;

а) «Песнь о Роланде»; б) «Сага об Эрике Рыжем»; в) «Песнь о
Нибелунгах»; г) баллады о Робин Гуде;


Тест 22

Соотнесите имя (цифры), название сочинения (значки) и высказывание средневековых схоластов (буквы):

 

1) Фома Аквинский

2) Иоанн Дунс Скотт

3) Пьер Абеляр

4) Росцелин

 

А) «Главное – не дела, а убеждения»

Б) «Воля - превыше разума»

В) «Необходимо найти доказательства сущности Бога в пределах естественного разума»,

Г) «Универсалии – суть просто слова, или сотрясения воздуха».

 

@ «Да и нет»,

§ «Сумма теологий»,

$ «Письмо Абеляру»

® «Трактат о первоначале».

 

 

Тест 23

 

Соотнесите название произведения  героического эпоса (цифры) и отрывок, ему соответствующий (буквы):

 

1. «Беовульф»,

2. «Песнь о Нибелунгах»,

3. «Старшая Эдда»,

 

 

А) «…Счастливо жили

Дружинники в зале,

Пока на беду им

Туда не явилось

Ада исчадие:

Гренделем звался

Пришелец мрачный,

Живший в болотах,

Скрывавшийся в топях,

Муж злосчастливый,

Жалкий и страшный

Выходец края.

В котором осели

Все великаны

С начала времен,

С тех пор как Создатель

Род их проклял…»

__________________________________________________

Б) «Внимайте мне все

Священные роды великие с малыми

Хемдаля дети!

Один, ты хочешь,

Чтоб я  рассказала

О прошлом всех сущих,

О древнем, что помню

 

Великанов я помню,

Рожденных до века,

Породили они меня в давние годы:

Помню девять миров

И девять корней

И древо предела,

Еще не проросшее…»

 

В) «О том дворе блестящем, о тех богатырях,

О подвигах великих и доблестных делах,При жизни совершенных отважными бойцами,Я мог бы вам без устали рассказывать часами. И вот Кримхильде знатной однажды сон приснился,Как будто вольный сокол у ней в дому прижился,Но был двумя орлами заклеван перед нею.Смотреть на это было ей всех смертных мук страшнее…»

Тест 24

Кто из них были современниками?

А) А.Дюрер и М.Лютер

Б) Х.Колумб и Джотто ди Бондоне

В) Ф.Петрарка и Сандро Боттичелли

Г) Савонарола и Сервантес

 

Тест 25

 

Расположите перечисленные события в порядке их совершения:

 

 

1) Открытие университета в Оксфорде

2) Создание «Беовульфа»

3) Создание «Старшей Эдды»

4) Триченто в Италии

5) Создание фресок Мазаччо

6) Смерть Колумба

7) Завершение в Риме строительства Собора Св.Петра под руководством Микеланджело

 

Тест 26

Какие из нижеперечисленных черт были наиболее важными для человека средневековья? Пронумеруйте их в порядке убывания

 

1)Благочестие____, 2)забота о спасении души___, 3)служение богу___, 4)достижение социального возвышения____, 5)богатство и успех в делах___, 6)тяжелый и упорный труд___, 7)семейное счастье____.

 

Тест 27

Дата: 2019-02-02, просмотров: 363.