1. Раннеевропейская художественная культура. Культура и литература европейского Средневековья. Религиозное влияние. Рождение Европы.
Зарождение европейской культуры. Исторические изменения в истории Запада в V-XV вв. Средневековая культура как многоуровневое явление. Проблема периодизации средневековья. Истоки средневековья: античность и «варварство», христианство и язычество. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Иерархическая социокультурная модель восточной деспотии и ее индоевропейские истоки. "Арийская" проблема. Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации. Основные этапы европейской культуры и принципы их периодизации.
Возникновение и христианизация европейских королевств. Города и монастыри – цивилизационные центры средневековой Европы. Возникновение новых социально динамичных феодальных сословий. Особенности форм социума и быта. Замки феодалов. Университеты. Городские коммуны. Монашеские ордена. Рыцарские ордена. Интеграционная роль Римско-католической церкви в феодальной Европе. Крестовые походы. Инквизиция.
Эволюция социального строя. Столкновение двух культурных ориентаций: церковной (официальной) и народной (карнавальной). Сущность средневекового способа отношения к миру, божественная модель отражения образа мира в сознании человека Средневековья.
Отношение к бедности, труду, способы христианизации. Проблемы порабощения крестьянства, близости к природе, цикличности мироощущения в эпоху раннего Средневековья. Смешение христианских и языческих воззрений.
Концепция художественного творчества. Ограниченность художественного творчества иконографической традицией и трансцендентными спиритуалистическими образами иллюзорного мира. Возвышение христианского учения как основная цель творчества. Имманентный принцип совершенствования социума. Завершение к XII веку процесса формирования феодального общества, расцвет в это столетие средневековой философии, словесности искусства. Сложившаяся к этому времени система жанров словесности. Их ценностная иерархия, влияние на представление о жанре религиозного, сословного и других экстралитературных факторов.
Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной.
Героический эпос как коллективная память, поведенческий эталон и средство эстетического самоутверждения. Эпос развитого Средневековья («Сказание о Беовульфе», «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде») как региональное воплощение определенной картины мира, общечеловеческих и специфически феодальных ценностей.
Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Связь родовых саг с историей Исландии, с особенностями строя и обычаев у древних исландцев. Своеобразие повествовательной техники, композиции исландских саг. Своеобразие темы судьбы. Соотношение «Старшей Эдды» и саг как разных типов раннего эпоса. Различие их хронотопов, представлений об идеальном герое, характера изображения событий.
«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.
Героический эпос как средство ритуально-символического отражения действительности, а, следовательно, как проявление типологической близости средневековых культур Востока и Запада.
Общественная жизнь средних веков: замок, монастырь, город, дворец, сельская община. Феодализм как форма политической культуры. Рыцарство и монашество как образы жизни. Христианский мессианизм: «Суммы» против еретиков и язычников, культурная подоплека крестовых походов. Реабилитация средневекового знания. Первые университеты. Первые госпитали и больницы. Средневековая география и средневековый бестиарий. Алхимия и порох. Астрология и новая картина мира. Эпоха великих изобретений: измерительная техника (часы механические, астролябии, компас, морская карта и др.); транспорт («королевские дороги», подкова, хомут, стремя, обод, шпора); регулярная почта; книжное дело; цеховые ремесла. Цифровая машина Р. Луллия. Парацельс и химические лекарства. Создание школьной системы. Монастырская и духовная культура. Литургия и карнавал. Достижения словесности. Народный театр и народная литература. Архитектурный и художественный подвиг средневековья. Романика и готика — первые великие стили европейской культуры. Витражи, скульптура, иконографическая программа.
Культовая архитектура как основа романского синтеза, объединение художественно-идеологических, функциональных и конструктивных принципов в единое целое. Монастырская церковь как господствующий тип культового здания и как выражение духа эпохи. Монастырь как главная идеологическая сила и культурный центр с налаженным хозяйством, располагавшим необходимым для строительства силами и средствами. Готика порождение совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, как результат их равнодействующей. Происхождение и развитие готики. Готика как символ христианской монархии.
Собор как важнейшее общественное место города и олицетворение божественной вселенной. Связь собора с рыцарской культурой. Сущность готики: сопоставление противоположностей, способность объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Балансирование на грани двух контрастных сфер как предпосылка особой остроты и захватывающей пронзительности готики. Единство противоположностей и многозначность готического феномена как причина противоречивости оценок сущности готического стиля.
Церковная музыка. Менестрельная культура. Появление рыцарского романа.
«Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни.
«Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме.
Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Отражение в них процессов этнической и государственной консолидации и сложных сеньориально-вассальных отношений. Религиозная тематика в эпических поэмах. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.
Своеобразие композиции, связанное с наличием двух основных тем (войны Карла с маврами и предательства Ганелона). Соотношение эпической безмерности и эпической вины в образе Роланда, сложность образа Карла Великого, неоднозначная трактовка образа Ганелона. Значение образа Оливье. Тема «милой Франции». Особенности изображения мавров.
Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. Своеобразие образа инфантов Карионских в ряду антагонистов положительных героев эпоса. Специфика отношений Сида с маврами. Проникновение в поэму черт городского сознания.
Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Соотношение латинского и народного языков в разные периоды Средневековья, сферы устойчивого применения латинского языка (богослужение, теология, историография, юриспруденция). Постепенное вытеснение латинского языка из жанров «массовой» религиозной словесности (жития, видения, exempla, проповедь). Особый дидактический характер этих жанров, обуславливающий специфику их поэтики.
Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий». Развитие традиций исповедальной литературы, заложенных Августином. Черты городского сознания. Абеляр как представитель средневекового свободомыслия, его отношение к авторитетам и к разуму человека.
Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры. Влияние куртуазной лирики. Известные нам имена и основные жанры. Ключевые темы и образы.
Городская культура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Важнейшие предпосылки для ее формирования. Характерные особенности городской литературы («общедоступность», комизм и т. д.). Ее основные жанры. Их место в общей системе жанров Средневековья.
Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции). Специфика его композиции, конфликта. Система персонажей.
Общая характеристика фаблио, шванка, испанской и итальянской средневековой новеллы. Специфика возникающей в них картины мира. Своеобразие композиции, хронотопа, система персонажей как устойчивые признаки жанра. Связь новеллы с exempla, восприятие идеалов рыцарской культуры в этом жанре. Универсальные итоги средневековья.
Значение крестовых походов и усиления связей с востоком для формирования рыцарской культуры. Роль Испании и Прованса как проводников арабской и греческой науки и словесности в другие страны Европы. Появление жанров, связанных с куртуазным и рыцарским комплексом идей. Появление вместе с ними собственно художественной словесности на народных языках.
Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители. Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров и проблема перевода средневековой поэзии на современные языки. Роль формы, соотношение канона и «индивидуальности» в куртуазной лирике. «Ясный» и «темный» стили. Понятие о «куртуазном универсуме». Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики.
Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа.
Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Основные версии романа на французском и немецком языках. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде». Связь романа с кельтскими источниками. Влияние на него городской литературы. Лэ Марии Французской. Новеллистический характер их сюжета, отсутствие фантастики, лиризм.
Взаимодействие рыцарской и городской культуры в городской аллегорической поэме («Роман о Розе»), в пародийных повестях «Мул без узды» Пайена из Мезьера и «Окассен и Николетт», а также в фаблио. Восприятие рыцарства в повести Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
Освоение городской словесностью комплекса рыцарской культуры. Появление аллегорической поэмы («Роман о Розе») и городской лирики. Явление мейстерзанга.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 405.