Переходный период: от Средневековья к Возрождению.
Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный.
Социокультурные предпосылки расцвета искусств в эпоху Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм эпохи. Отношение к античному и средневековому наследию. Распространение светской культуры. Особенности художественного мышления и видения. Изучение перспективы и анатомии. Приоритет живописи.
Литература А.Данте, Ф.Петрарки, Дж.Боккаччо. В.Шекспир.
Ренессанс как явление городской культуры. Денежное хозяйство и ремесленное производство как экономическая основа Ренессанса. Флоренция, Милан, Венеция, Урбино - центры городской культуры в Европе. Итальянские города-государства как прообразы современного государства. Периодизация Возрождения. Раннее, высокое, позднее Возрождение. Феномен Северного Возрождения. Научная революция Ренессанса: гипотеза гелиоцентричности Вселенной, введение в повседневный обиход магнитного компаса, пороха, механических часов, печатного станка. Научная революция и магико-герметическая традиция.
Феномен гуманизма. Гуманизм как обмирщение культуры. Принцип толерантности и плюрализма картин мира. Гуманизм как способ генерации и обработки идей. Ad fontes - Назад к источникам. Филологические и литературные методы, разработанные мыслителями Ренессанса. Гуманистическая историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден - в Англии). Секуляризация исторической мысли.
Антропоцентризм и титанизм. Пико делла Мирандола о достоинстве человека. Трактовка Бога как вечного творящего начала, "мастера" (opifex) и художника (artifex). Человек как овладевающий природой. Человеческое тело, прославляемое во всей красоте и гармоничной соразмерности форм. Творчество Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
Универсализм творчества гениев Ренессанса. «Скульптурная ментальность» Микеланджело в архитектуре Капеллы Медичи, площади Капитолия и Собора Св. Петра в Риме, фресок Сикстинской капеллы, «достраивающих» виртуальную архитектурную пластику в реально существующей. Поэзия Микеланджело. Живопись, графика, научно-технические интересы Леонардо. Концепция универсального творчества. Стремление к намеренному "стиранию граней", отрицание строгих разграничений между различными областями человеческого знания или опыта. Личность Леонардо да Винчи, Бернардино Телезио, Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла. Обратная сторона титанизма.
Развитие индивидуализма. Возрожденческий индивидуализм как стихийное самоутверждении личности. Использование античности в качестве опоры земного человеческого самоутверждения. Критика возрожденческого индивидуализма Шекспиром. Ренессансная трактовка античного мышления. Возрождение этики эпикуреизма (Лоренцо Валла.). Возрожденческий неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Франческо Патриции). Аристотелизм эпохи Возрождения. Возрождение скептицизма. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости. Секуляризм Ренессанса и религиозные ценности эпохи. Религиозная (Фичино, Микеланджело, Эразм, Мор, Савонарола, Лютер, Лойола, Тереза Авильская, Иоанн Креста) и мирская составляющие (Макиавелли, Челлини, Кастильоне, Монтень, семейства Медичи и Борджиа) Возрождения.
«Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Альбрехт Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации Матисса Нитхарта (М. Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гуттенберг и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.
Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Джеффри Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии.
Предшественники Уильяма Шекспира (К.Мерло и Б.Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира.
Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко ( Доменико Тьетокопули).
Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо.
Географические и «жанровые» аспекты художественной культуры эпохи. Художественные школы городов-государств в Италии и апологетика абсолютизма в искусстве Возрождения Франции и Англии. Особенность Северного Возрождения в Нидерландах и Германии: трансформации «нереализованных ресурсов» в культуре Реформации. «Рождение оперы и балета. Полифоническое многоголосие – ведущий стиль музыки Возрождения. Месса как центральный музыкальный жанр» [212, с.18].
Маньеризм. Элементы барокко. Противоречия и кризис системы. Издержки антропоцентризма.
Планы семинарских занятий
ТЕМА : Особенности раннеевропейской художественной культуры. Раннесредневековая литература
1. Общая характеристика эпохи средневековья
2. Концепция и осмысление художественного творчества в эпоху раннего и зрелого средневековья
3. Литература раннего средневековья как часть мировой литературы
4. Соотношение языческого и христианского в произведениях героического эпоса
5. «Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.
6. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания.
7. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса
8. Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности. Академия Карла Великого и ее виднейшие деятели. Основные жанры Каролингского Возрождения. Соотношение античной традиции и христианства. Оттоновское Возрождение.
Источники:
· Беовульф. // Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 27-180
· Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 181-333
· Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 358-628
· Исландские саги. М., 1956 или Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 23-544
· Песнь о Нибелунгах. М., 1972 или Старшая Эдда.
· Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. М., 1970 или 1994
· Старшая Эдда, Сказание о Беовульфе, Песнь о Нибелунгах. http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st002.shtml
· Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963 или Старшая Эдда
· Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1992
· Эпос зрелого Средневековья
· Эпос раннего Средневековья Ирландские саги. // Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973, с. 547-792 или Ирландские саги. М., 1961
Литература:
1. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976
2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
3. Гуревич А. Я. Пространственно-временной континуум в Песни о Нибелунгах // Традиция в истории культуры. М., 1978.
4. Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979
5. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972
6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
7. Гуревич. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981
8. Гутнова Е.В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. М., 1990. Вып. 53
9. Иванов В.Г. Этика средневековья. Л., 1983
10. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992
11. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983, с. 271-302, 501-515; Т. 2, М., 1984, с. 438-592
12. История философии и вопросы культуры. М., 1975
13. Мелетинский Е. М., "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968
14. Мельникова Е. А. Меч и лира. М., 1987
15. С.С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью.
16. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979
17. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1984
18. Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960
19. Шкунаев С. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991.
20. Шкунаев С. Похищение быка из Куальнге и предания об ирландских героях // Похищение быка из Куальнге. М., 1985.
ТЕМА: Литература зрелого Средневековья.
1. Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Роль жонглеров, хугларов и шпильманов. Различные теории происхождения эпоса. Теория «индивидуализма» (Ж. Бедье) и «традиционализма» (Р. Менендес Пидаль)
2. «Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни
3. «Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме
4. Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий»
5. Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры
6. Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции)
Источники:
· Песнь о Роланде. М. - Л., Academia, 1934 или М., 1958
· Песнь о Сиде. М., 1959
· Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1959.
· Абеляр Петр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии 1995. N 3
· Памятники средневековой латинской литературы. Т. I, М., 1970, с. 34-45, 165-204, 209-314, 359-369; т. 2, М., 1972, с 8-16, 81-109, 176-180, 412-429
· Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984
Литература:
1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью.
2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987
3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956
4. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975, с. 421-514.
5. История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983
6. Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5-41.
7. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961
8. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии 1992. N 3
9. Поэзия вагантов. М., 1975
10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974
11. Поэзия вагантов. М.. 1978
12. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997
13. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991
Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.