Идеи гуманистов синтезировал Ч. Беккариа, опубликовавший в 1764 г. фундаментальный труд "О преступлениях и наказаниях". Труд Ч. Беккариа в значительной мере был основан на положениях французских просветителей-энциклопедистов. Общность их принципиальных положений была настолько велика, что, когда в конце 1765 г. книга появилась во французском переводе, по Парижу поползли слухи: якобы она была "сфабрикована" во Франции, а затем ее послали в Италию для перевода и опубликования на итальянском языке с тем, чтобы снова перевести на французский язык. И уж если не сами просветители написали эту книгу, то по крайней мере мысль о ее написании принадлежит французским гуманистам. Последующие изыскания ученых, исследовавших историю создания этой книги, опровергли все мифы и полностью подтвердили оригинальное авторство Ч. Беккария.
Анализируя основные идеи и методы различных школ криминологии, Э. Сатерленд отметил, что единственным методом ученых классической школы было кресло, на котором они сидели во время написания своих книг. Это не совсем точно. Ч. Беккариа изучал юриспруденцию в университете итальянского города Павиа, где в 1758 г. получил степень доктора права. В процессе учебы он основательно ознакомился с господствовавшей в то время практикой воздействия на преступность. Надо отметить, что большинство профессоров, учивших Беккариа (Кларус, Феринациус и др.), непреложно верили в волшебство и власть дьявола и стояли за беспощадное применение пыток и истребление еретиков. Жестокость практиковавшихся мер воздействия на преступность была основной причиной отказа Беккариа от юридической профессии (вспомните изречение Демокрита: "Если не можешь противодействовать несправедливости, то не способствуй ей хотя бы"). В 1760 г. за попытку жениться без разрешения отца доктор права был арестован на несколько месяцев — таким образом он приобрел некоторый личный пенитенциарный опыт. Ближайший друг Беккариа Александре Верри был протектором миланских тюрем и доставлял исследователю обширную информацию об условиях отбывания уголовного наказания на их родине.
Опубликование книги было сопряжено с определенным риском. По цензурным соображениям она была издана анонимно без указания места издания. Государственные инквизиторы разыскивали экземпляры книги и конфисковали их.
Своей книге Беккариа предпослал в качестве эпиграфа слова Френсиса Бэкона: "В делах наиболее трудных нельзя ожидать, чтобы кто-нибудь сразу и сеял, и жал, а надо позаботиться, чтобы они постепенно созрели". Работа состоит из сорока шести параграфов, среди которых есть следующие:
— происхождение наказания;
— право наказания;
— толкование законов;
— соразмерность между преступлениями и наказаниями;
— цель наказаний;
— тайные обвинения;
— о пытке;
— незамедлительность наказаний;
— мягкость наказаний;
— о смертной казни;
— о назначении цены за голову преступника;
— как предупреждать преступления;
— о науках;
— воспитание.
Из этого перечисления видно, насколько широк круг разбираемых автором вопросов.
В своем труде Беккариа систематизировал философ-ско-криминологические идеи своих предшественников и облек их в форму следующих правовых принципов:
"Лучше предупреждать преступления, чем наказывать".'
"Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите".2
"Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями...3 Единственным и истинным мерилом преступлений является вред, который они причиняют нации...4 Для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением".5
"Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же".6
"Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее".7
"Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность".1
"Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости... Пожизненное рабство, заменяющее смертную казнь, явилось бы поэтому достаточно суровым наказанием, чтобы удержать от преступления и самого решительного человека".2
"Власть толковать законы не может принадлежать судьям по одному тому, что они не законодатели... Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона... Дух закона зависел бы от хорошей или дурной логики судьи, от хорошего или дурного его пищеварения".3
Идеи Беккариа имели громадный резонанс не только в научной среде. Многие монархи пытались реализовать их на практике. Король Пруссии Фридрих Второй очень высоко ценил идеи Беккариа и пытался воплотить их в жизнь в своем королевстве. В определенной мере его идеи были реализованы во Французском уголовном кодексе 1791 г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.