Средневековье подразделяется на три стадии: раннее (IV— IX вв.), классическое (X — первая половина XIV в.) и позднее (XIV — вторая половина XVII в.), завершившее свое существование в связи с укреплением буржуазного способа производства, приведшего к буржуазным революциям в Западной Европе и переходу государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии.
Эпоха Средневековья была не самым плодотворным периодом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной правовой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах Западной Европы, за исключением Византии. Процесс формирования позитивного права, обеспечивающего господство феодальных экономических и политических отношений, а также идеологическое обоснование разумности и необходимости феодального права составляют суть правовой науки эпохи Средневековья. В числе ее наиболее значимых достижений можно выделить: I) кодификацию римского права, завершившуюся изданием Дигест Юстиниана и подготовкой систематического сборника нормативных правовых актов канонического права — Свода канонического права (1500); 2) рецепцию римского права; 3) развитие университетов как основной формы подготовки профессиональных юридических кадров; 4) формирование политико-правовых учений с позиций средневековой философии патристики (II— VIII вв.) и схоластики (XII—XIII вв.).
Величайшим достижением средневековой правовой науки является кодификация римского права, проведенная в Византии в VI в. по поручению императора Юстиниана, и создание свода Corpus juris civilis, содержащего наиболее полное и системное изложение норм как частного, так и публичного римского права. Свод состоит из четырех частей: Институций, Дигест, Кодекса и Новелл. В основу Институций были положены институции (учебник частного права) Гая, одновременно использовались институции и других древнеримских юристов. Дигесты состояли из трех частей: 1) отрывков из сочинений римских юристов, относящихся к старому римскому праву, закрепленному в законах и обычаях;
2) положений из работ юристов, посвященных комментированию более позднего, преторского права; 3) фрагментов из работ Папи- ниана и других римских юристов, содержащих комментарии судебной практики. Включенные в Свод положения подвергались редактированию в целях устранения противоречий между ними и приспособления их к существующим в Византии отношениям. Императорские конституции (законы) были систематизированы в 12 книгах Свода и в совокупности составили Кодекс. Императорские конституции, вышедшие после издания Corpus juris civilis, назывались новеллами и образовали четвертую часть Свода — Новеллы.
Кодификация римского права является одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имеющим огромное историческое значение. Во-первых, был разработан и успешно применен эффективный способ приведения разрозненного нормативного материала в форму, удобную для поиска и применения действующего законодательства. Во-вторых, проведенная систематизация римского права в София juris civilis существенно облегчила процесс его рецепции западноевропейскими странами в новых исторических условиях в связи с необходимостью дать надлежащее правовое регулирование развивающимся отношениям в сфере промышленности, торговли и финансовой деятельности.
В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой промышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом закрепить права и обязанности участников имущественных предпринимательских отношений и обеспечить им надлежащую правовую защиту. Варварские правды, ориентированные главным образом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны. Потребности в праве, способном упорядочить действия участников экономических отношений, были удовлетворены посредством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болонской школы, сформировавшейся в конце XI в.
Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в три этапа. На первом этапе (XII—XIII вв.) представителями Болонской школы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частноправовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толкования норм римского права назывались глоссами, а потому авторов подобных комментариев называли глоссаторами. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XV вв. и характеризовался стремлением юристов, образовавших школу комментаторов (постглоссаторов), органично согласовывать положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. При этом усилился интерес к нормам естественного права и признавался их приоритет перед нормами, исходящими от государства или общества. Так, С. Бартол, один из основоположников этой школы, ставил естественное право выше власти монарха.
Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы, а в Испании и Португалии комментариям С. Бартола, пользующимся авторитетом, придается сила права. Однако оценка источников римского права с позиций естественного права эпохи Средневековья из-за нечеткости системы норм последнего зачастую приводила к произвольному толкованию норм римского права в науке и судейскому произволу на практике. В связи с этим в начале XVI в. возникло новое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в точном раскрытии смысла его правоположений, норм права. Вследствие этого была значительно усовершенствована система методов толкования права, ведущее значение в них приобрели грамматический и исторический методы толкования.
Таким образом, благодаря исследованиям средневековых юристов римское право стало важнейшим источником средневекового права, действенным средством стабилизации имущественных отношений и их защиты, а также оказало решающее воздействие на развитие средневековой правовой науки.
Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений — университетов. Первым университетом, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. Примечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспруденции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университеты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218).
Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулировании средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и каноническое право над светской властью и позитивным правом, обосновать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.
Средневековая христианская философия определяет основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: патристику (II—VIII вв.) и схоластику (XII—XIII вв.). Патристика представляла собой учение «отцов церкви», рассматривавших проблемы философии, этики, правовой науки с позиции христианских догматов. Ее наиболее видными представителями признаются Иоанн Златоуст (347—407) и Аврелий Августин (354—430). Особенность схоластики как учения состояла в том, что ее представители основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира. Своей научной вершины схоластика достигла в работах Фомы Аквинского (1225—1274). В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский (1280—1343).
Иоанн Златоуст исходил из понимания общности целей церковной и светской властей, призванных обеспечивать необходимые условия для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. При этом он отдавал приоритет церковной власти, рассматривая государственного правителя в качестве сотрудника церковной власти и помощника, посланного Богом. Соответственно, важнейшим направлением светской власти, по мнению этого философа, является защита и покровительство церковной власти. В свою очередь первостепенная обязанность подвластных — совершение молитвы за начальство. Однако такой почести достоин лишь властвующий, который обладает такими качествами, как православие и благочестие. Не обладающий этими качествами правитель является тираном для людей и одновремено рабом своих страстей. «Тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе тысячи венцов», — говорится в Священном Писании.
Иным видел соотношение церкви, государства и народа Аврелий Августин. Он подвергал резкой критике Рим и другие государства, признав их бесовским царством, основанным на принуждении и лишенным справедливости. Истинная справедливость, по его мнению, возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом. Он первым признал фактическое равенство всех христиан независимо от их народности и социального положения, требовал следовать заветам Иисуса Христа и отказаться от культа богатства (предпринимательства). Все люди, полагал он, обладают абсолютной человеческой ценностью как духовно бессмертные существа, созданные Богом по своему образу и подобию, а потому не могут использоваться в качества средства достижения чьих бы то ни было целей. В то же время он признавал социальное неравенство объективным фактом, с которым невозможно вести сколько-нибудь успешную борьбу. Однако, по его мнению, бедный чаще бывает счастливым, чем богатый, которым управляют страсти.
Вклад Фомы Аквинского в развитие правовой науки выражается в обосновании наличия четырех видов законов и в развернутой характеристике их соотношения между собой, а также в признании права народа на восстание против государя, установившего тираническую форму правления. По его мнению, поведение человека регулируется четырьмя видами законов: Божественным, вечным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии. Вечный закон основывается на Божественном и управляет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Естественный закон понимается им как часть вечного закона, предназначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.
Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее мерило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое внимание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародования. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам. Человеческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государство, возводящее насилие в закон, является государством-тира- ном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям в случаях, когда «предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть».
Свежую струю в средневековую юридическую науку, базирующуюся на обосновании и объяснении политико-правовых явлений и процессов христианскими догматами, внес Марсилий Паду- анский. Он был первым средневековым мыслителем, прямо заявившим о светском характере государства и его независимости от церкви. По его мнению, государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных, а также создание условий для умственной (научной) деятельности. Церковь призвана исполнять роль «духовного врача» паствы и не должна вторгаться в светскую власть. Марсилий Падуанский предлагал монарха, осуществляющего государственную власть, избирать народом. Он же считал необходимым всем сословиям, кроме крестьянства, предоставить свободу и равные политические права. Впервые в истории правовой науки этот философ сформулировал принцип разделения государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную. По его мнению, законы может принимать только народ, способный обеспечивать закрепление в законах всеобщих интересов. Один человек может извращать суть законов, закрепляя в них собственный эгоистичный интерес.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 615.