Предмет и функции юридической науки. Система юридических
Наук.
Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.
Наука исследует право с системных позиций и потому раскрывает его во всей совокупности действующих правовых норм и результатах их воплощения в конкретных отношениях. В правовой науке немало сведений о механизме правового регулирования и об эффективности действия отдельных правовых институтов и нормативных предписаний. Предпринимаются попытки исследовать процессы юридической деятельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, правоприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономерную связь между ним и правом.
К числу основных функций можно отнести следующие:
1. Онтологическая (от греч.- сущее), которая заключается в описании, осмыслении и объяснении существующих правовых явлений.
2. Гносеологическая (от греч.- знание), направленная на познание правовых явлений путем формирования научных понятий, теорий, концепций. В конечном итоге, это получение новых знаний путем проникновения в сущность явлений и формулировки выводов.
3. Эвристическая, которая тесно связана с гносеологической и позволяет не только познавать сущее, но и открывать новые закономерности развития правовых явлений, расширять и модифицировать круг исследуемых проблем. Эта функция характеризует творческие возможности науки, позволяет выходить на новые правовые явления.
4. Методологическая (от греч.- путь исследования), которая заключается в выработке методов исследования правовых явлений.
5. Прогностическая (от греч.- предсказание, предвидение) которая заключается в формулировании научной гипотезы, определение прогноза развития правовых явлений через открытие новых закономерностей, накопление фактов, отслеживание тенденций и др. Это позволяет своевременно проводить реформы государственного аппарата, принимать новые законы и др.
6. Прикладные функции, связанные с воздействием на политическую и правовую жизнь страны (воздействие на правотворчество и правореализацию, а также политическая, идеологическая, воспитательная, социо-культурная и др.). Они связаны с организующим воздействием на правотворческие процессы и правореализационную деятельность, политику, с формированием системы правовых идей, воспитательным воздействием на граждан, повышение правовой культуры и др.
Данные функции существуют в тесном взаимодействии. До известной степени они находятся в неразрывной связи, могут переходить одна в другую. Например, онтологическая функция сопрягается с идеологической, гносеологическая - с эвристической, а прогностическая - с политической и др.
Правовая наука представляет собой сложную и развитую систему многообразных знаний о государстве и праве, об их историческом развитии и современном состоянии, разделенных на отдельные обособленные массивы — отрасли правовой науки.
О трасль правовой науки – это знания о закономерностях, действующих в обособленной сфере политико-правовой практики, которые характеризуются логической непротиворечивостью и целостностью, как правило, на уровне теории, а также представляют устойчивый интерес для правовой науки и юридической практики.
Отрасли правовой науки по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права, образующих их предмет, делятся на две группы: общие и специальные (конкретные).
В первую группу входят: общая теория права, история политических и правовых учений, история государства и права, методология правовых исследований (метод правовой науки).
Вторую группу составляют все остальные отрасли правовой науки. Специальные отрасли права, в свою очередь, систематизируются на четыре группы:
1) отраслевые юридические науки;
2) науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции;
3) прикладные юридические науки;
4) наука международного права.
Система отраслевых юридических наук соответствует совокупности ныне действующих отраслей права и состоит из 11 элементов: 1) науки конституционного права; 2) науки гражданского права; 3) науки административного права; 4) науки финансового права; 5) науки экологического права; 6) науки трудового права; 7) науки семейного права; 8) науки уголовного права; 9) науки уголовного процесса; 10) науки гражданского процесса; 11) науки земельного права. В настоящее время идет процесс интенсивного формирования новой научной отрасли — науки образовательного права.
Научные отрасли, изучающие деятельность органов и учреждений юстиции, состоят из таких отраслей, как «Организация судебной деятельности», «Правоохранительные органы», «Организация прокуратуры», «Адвокатура» и др.
Прикладные отрасли правовой науки возникают на стыке правовой науки и иных неюридических наук в целях использования достижений этих наук для решения соответствующих правовых задач. В числе этих наук чаще всего называют законодательную технику, правоприменительную технику, криминалистику, технику толкования норм права, технику систематизации и учета законодательства, правовую информатику, юридическую психологию, юридическую педагогику, судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.
Отраслевые юридические науки призваны раскрывать закономерности функционирования и развития отдельных отраслей права и соответствующей отрасли законодательства. Отраслевые юридические науки подразделяется на три группы:
1) науку конституционного права;
2) науки частного права — гражданского, трудового и семейного;
3) науки публичного права — административного, финансового, уголовного, экологического, земельного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального.
Учение о познании
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, в памяти и в привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.
Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.
Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
Аристотель не дал правильного решения проблемы перехода от ощущения к мышлению, потому что от материалистических основ своей теории познания он отступает к идеализму, признавая источником мышления «разумную душу», якобы зависимую от тела.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения.
Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.
Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.
Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философским проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.
Он сформулировал логические законы:
закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
Другие воспринятые черты
Помимо указанного выше, характерным для пандектного права является деление его на отрасли, внутри которых, в свою очередь, прослеживается дифференциация общей и особенной частей кодифицированных документов. Эти особенности хорошо видны на примере французского гражданского кодекса, принятого в 1804 году, германского гражданского уложения 1896 года, современного российского гражданского законодательства.
Сегодня правовые системы европейских стран, в основе которых лежит рецепция римского права, влились в единую семью, носящую название «континентальная», или «романо-германская». В нее входят Россия, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Испания, Португалия и другие государства.
Значение
Рецепция римского права приобрела значение, которое трудно переоценить. Оно заключается в могущественном влиянии на процесс дальнейшего развития законодательной базы европейских стран. А также на выработку правовых и политических учений общества, в основе которого лежит приоритет частного владения собственностью. Римское право – это одно из великих исторических правовых явлений, без знания которого не может обойтись ни один образованный юрист.
14. Обновление юридической науки в Новое время.
В 1734 г. в Швеции издается Общее уложение, а в 1794 г. в Пруссии – Общее уложение для прусских земель. Происходит и увеличение юридических знаний. Возрастает число образованных людей и профессиональных юристов. Благодаря развитию книгопечатания содержание научных дискуссий, которые велись теперь в журналах, газетах и брошюрах, становятся достоянием все большего числа людей. Открываются новые учебные заведения и университеты.
Одним из выдающихся мыслителей эпохи Позднего Возрождения был Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Это был выдающийся ученый, мыслитель и заметный государственный деятель. Он заложил основы современной политической науки. Свои взгляды он изложил в следующих произведениях: «Государь», «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он вводит в оборот новый важнейший термин – stato (государство).
Основы новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, философ и юрист Гуго Гроций (1583 – 1645). Его политико-правовые воззрения были изложены в фундаментальном труде «О праве войны и мира». Он закладывает основы международного права..
Великий английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс (1588 – 1679) внес выдающийся вклад в развитие рационализма в науке и праве.
Другим известным английским философом был Джон Локк (1632 – 1704). Он развивал теорию познания материалистического эмпиризма, считая единственным источником всех идей опыт.
Подлинным гуманистом являлся известный итальянский публицист и родоначальник «классической школы» уголовного права Чезаре Беккариа (1738 – 1794). Его известный труд «О преступлениях и наказаниях» вышел в свет в 1764 г. и сразу стал крайне популярным в Европе. Беккариа доказывает, что суровые наказания, жестокость могут только увеличивать преступность, что существует насущная необходимость в смягчении системы наказания. Он поднимает вопрос об отмене смертной казни, выступает против легальной теории доказательств.
Выдающимся представителем французских просветителей был Шарль Луи Монтескье. Его основным произведением, важным для государственно-правовой науки, следует признать труд «О духе законов». Монтескье связывает государственные и правовые институты с определенной исторической обстановкой.
Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы современной науки были заложены еще в XVI – XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. – с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки.
Одним из видных представителей науки нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон разграничил веру и научное знание. Выступал против схоластики и догматизма. Методом его научного познания была индукция.
В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный философ Рене Декарт (1596 – 1650) был основоположником научного рационализма.
Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) внес более чем значительный вклад в развитие методологии науки и правоведения. Кант являлся создателем немецкого классического идеализма. Его учение сыграло важную роль в формировании диалектики. Одним из значимых трудов, касавшихся теории познания, была работа Канта «Критика практического разума».
Другим выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, объективный идеалист. Он разрабатывает систему диалектической логики, внося исключительный вклад в теорию познания.
Во Франции в начале XIX в. были проведены обширные работы по обновлению и кодификации законодательства.
В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, состоявший из 2281 статей, а в 1807 г. – Торговое уложение. С 1 января 1807 г. вступил в силу Устав гражданского судопроизводства, а с 1 января 1811 г. – Устав уголовного судопроизводства и Уложение о наказаниях.
Появляются новые теории развития общества. Одна из таких теорий оказала в последующем поистине революционное влияние, если не на научные взгляды вообще, то, во всяком случае, на отдельные государства, их устройство и право в частности. Речь идет о марксизме. Эта концепция была создана Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) в середине XIX в. Для них было характерно материалистическое понимание процессов, происходивших в науке. Согласно их воззрениям основой, базисом любого общества является определенная система социально-экономических отношений.
В Германии местный традиционализм приводит к появлению исторической школы права. Ее виднейшим представителем был Фридрих Карл фон Савиньи (1797 – 1861). Он считал, что право, его состояние обусловлены существующими историческими предпосылками.
Основоположником философского позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). Во главу своего учения Конт поставил мысль о том, что наука должна ограничиться описанием явлений, а не заниматься бесплодными изысканиями в области познания сущности вещей, которое едва ли возможно.
Наиболее видными представителями юридического позитивизма был английский ученый Джон Остин (1790 – 1859), немецкий – К. Бергбом, французский – А. Эсмен и русский – Г. Ф. Шершеневич. Эти ученые отвергали значение естественного права.
Видным представителем социологического направления в праве был немецкий ученый Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892).
В общих рамках социологического направления правоведения развивалась и доктрина солидаризма французского ученого Леона Дюги (1859 – 1929). Он считал, что человек существует в обществе, а люди связаны между собой узами социальной солидарности.
Георг Еллинек (1851 – 1911) – известный немецкий ученый, также одним из первых модернизировал идеи юридического позитивизма, рассматривая государственно-правовые проблемы в качестве одновременно правового и социального явления.
Видным представителем английского либерализма был английский мыслитель Иеремия Бентам (1748 – 1832). Ученый полагал, что в основе всех человеческих действий лежит польза, практическая выгода.
15. Юридическое образование в Западной Европе в период Нового времени. Энциклопедия права.
Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени приобретает все более отчетливые современные черты и все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики. Юридическое мировоззрение периода Реформации и Возрождения было ориентировано на принципиально новые гуманистические ценности и было пронизано антифеодальным и антирелигиозным духом. Именно в этот период получили становление концепции естественного права, общественного договора, прав и свобод человека, юридического равенства, разделения властей и др. Дальнейшее динамичное развитие получают европейские университеты. По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий.
Энциклопедия права.
Термин «энциклопедия» (греч.) означает круг наук, необходимых для общего образования. При этом под энциклопедией понималось систематическое обозрение совокупности человеческих знаний. Энциклопедия же права сводилась к краткому очерку развития всех юридических наук.
Данный предмет изучался длительное время на юридических факультетах в России, Англии, Франции наряду с теорией и философией права, являясь необходимым введением в изучение права. В дореволюционной России данный предмет читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов. До введения нового устава русских университетов (1835 год) на юридических факультетах преподавалась «энциклопедия законоведения», после введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 года энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права.
Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, выработанными теорией права, призвана была подготавливать обучаемых к восприятию положений отдельных отраслевых наук, правильному пониманию специальной терминологии, начертать план предстоящих занятий и показать путь, по которому надлежит идти.
Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве, различных его отделах и методах его изучения, а также дать им некоторый философский базис для дальнейшей научной работы, цельный синтез современных общих учений о праве, как основание для изучения отдельных правовых дисциплин.
«Если человек ознакомится со значением главнейших терминов, с разделением науки на отдельные отрасли и с содержанием каждой из них, — подчеркивает Н. М. Коркунов, — его изучение права не сделается еще от этого осмысленным. Получить краткое понятие о частях — не значит ещё получить понятие и о целом. Соединение частей в одно живое целое не есть вовсе такое легкое и простое дело, чтобы оно само собой давалось каждому ознакомившемуся с частями»[1].
Энциклопедия права являлась, таким образом, или кратким перечнем и обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера, научный характер которой зависит всецело от заложенных в её основание философских или социологических предпосылок. В первом случае энциклопедия права приближалась к обычному составу всяких энциклопедий, обширных или кратких, желающих ориентировать читателя в круге определенных дисциплин или целых научных областей; во втором она совершенно сливалась с философией права.
Стремление создать науку, которая бы давала целостное представление о праве, существовало издавна. Вначале такая роль отводилась именно энциклопедии права, в дальнейшем — философии и теории права. В этом смысле энциклопедию права можно рассматривать как общую науку о праве в первоначальном её варианте.
Возникновение энциклопедии права относят к XVI веку, когда появляется множество сочинений методологического и систематического характера, обнимавших все отрасли права; особое внимание Николай Михайлович Коркунов останавливал на труде Лагуса: «Metodica juris utriusque traditio», изданном в 1543 году. Принимать эту дату едва ли правильно: понятие энциклопедии так разнообразно и вместе с тем неопределённо, что можно, по произволу, причислять к ней или исключать из неё старые обзоры юридических наук (specula, summae и т. д.), тем более, что базисом для тех и других служило по преимуществу римское и каноническое право, как показывает и заглавие труда Лагуса. Тот же характер носит и сочинение Гунниуса: «Encyklopaedia juris universi» («Универсальная энциклопедия права»), изданное в 1638 году, посвящённая по преимуществу римскому и гражданскому праву, а также процессу, где Гунниус впервые употребил и термин «энциклопедия права».
В России соответствующая учебная дисциплина впервые начала преподаваться в XVIII веке в Московском университете немецкими юристами Баузе и Пургольдом[2].
До начала XIX века содержание энциклопедии права носило сборный, безыдейный характер. Этот характер она сохранила и в трудах представителей философской школы XVIII в., хотя в то время в области энциклопедии права произошло разделение двух направлений: чисто философского (естественно-правового) и положительного.
Огюст Конт
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Постмодернизм и право
Из сказанного выше, уже можно себе представить отношение постмодернистов к юриспруденции. Не оставляя камня на камне от всего нашего мира и мировоззрения, они, естественно, крайне критически относятся и к традиционной теории права[139]. А именно, предлагается ее полная деконструкция. Традиционная теория права — это типичный метанарратив, проявление доминирующего дискурса. Необходимо подорвать доминирующий дискурс, освободить подавляемые дискурсы и голоса.
Под деконструкцией права понимается обнажение его фрагментарности, отсутствия в нем целостности и последовательности. Как и все остальное, право должно изучаться в социальном контексте, должна быть показана историческая и культурная специфика права. Постмодернистские правоведы пытаются продемонстрировать, что современное законодательство не есть нечто нейтральное (как оно пытается представить себя), но является феноменом позднего капитализма. Соответственно, право должно подвергнуться критическому анализу, который продемонстрирует классовый характер права, откроет защиту им капиталистических ценностей.
Постмодернизм также ставит задачу изучения того, как участники правового процесса конституируются дискурсом права. Одобряя те тенденции в развитии традиционной философии права, которые подчеркивают интерпретативным характер правовой деятельности («внутренняя точка зрения» Г. Харта, интерпретативная модель Р. Дворкина), они призывают пойти дальше и проанализировать все факторы, влияющие на интерпретацию юридических текстов. Прежде всего, это социальные роли, определяющие интерпретацию.
Интерпретация является проявлением власти, судьи и адвокаты выступают как представители элиты. На интерпретацию права влияют их моральные и политические убеждения. Активное и неизбежное участие в интерпретации принимает политическая идеология. Поэтому нужна не «внутренняя точка зрения», а критическая точка зрения.
Некоторые постмодернисты утверждают, что необходима перестройка всего правового порядка. Фрагментарной, множественной и нестабильной реальности нашего времени должно соответствовать такое же право — плюралистическое, применяемое по-разному множеством различных «интерпретативных сообществ».
Постмодернисты призывают обратить внимание на субъект права в контексте дискурса права. Они говорят о смерти «субъекта права». В соответствии с модернистской концепцией субъекта, у человека отсутствует индивидуальная целостность, нет выбора, свободной воли, невозможны такие вещи, как «согласие», или «намерение».
Для участников судебных процессов характерна множественная, меняющаяся идентичность. В качестве примера приводится «постмодернистский процесс» в Висконсине в 1991 г. Подсудимый обвинялся в изнасиловании женщины, страдающей раздвоением личности, точнее, наличием множества «личностей» в одном теле.
Причем об изнасиловании можно было говорить только в отношении одной из этих «личностей», остальные дали бы согласие. Более того, изнасилованная «личность» вообще-то тоже согласилась на секс, но утверждалось, что она была слишком незрелой, или не вполне здоровой, чтобы ее согласие могло считаться подлинным. Традиционные юридические понятия «личности», «признания», «истинных показаний» были поставлены под сомнение.
Кроме того, истерия в СМИ вокруг этого процесса — тоже одна из тем, которой уделяют большое внимание постмодернисты. Для постмодернизма в целом характерно представление об огромной роли средств массовой информации, которые по сути и создают нашу картину мира. Постмодернистские теоретики права уделяют большое внимание взаимодействию права и СМИ, тому, как последними создается наш образ права, который потом влияет на правосудие (шоу-право).
Один из современных постмодернистских авторов, Пьер Шлаг, анализирует следующий пример, взятый из популярного телесериала «Закон в Лос-Анджелесе»[140]. Некто Стюарт Марковиц, сотрудник небольшой юридической фирмы в Лос-Анджелесе (и весьма симпатичный персонаж в сериале), арестован за вождение в пьяном виде. У него обнаруживают 0,9 промилле алкоголя в крови. Стюарта в суде будет представлять Майкл Кьюзак, его партнер по фирме и очень компетентный юрист. Происходит следующий диалог между Майклом, Стюартом и его женой Энн:
Майкл. Профессор Хаймсон — лучший токсиколог штата. Если он даст свидетельство в нашу пользу, все будет О. К. Ладно, к фактам... Итак, ты выпил стакан вина перед тем, как выйти из ресторана, не так ли?
Стюарт. Ну, я пил вино за обедом, так что, я думаю...
Майкл. Да, но время очень важно. Позволь мне кое-что объяснить. Чтобы алкоголь проник в кровь, должно пройти тридцать минут. Это означает, что если ты выпил стакан вина как раз перед тем, как сесть в машину, наш свидетель-эксперт сможет показать, что в момент, когда тебя арестовали, алкоголя в крови у тебя еще не было... Это очень важно... Итак... Когда, как ты думаешь, ты выпил последний стакан вина?
(Стюарт и Энн понимают, в чем дело).
Энн. Он выпил его как раз перед тем, как мы ушли.
Майкл. Вы готовы показать это в суде?
Энн. Да.
Майкл. Хорошо... Очень хорошо.
Как пишет Пьер Шлаг, Майкл получил именно то свидетельство, которое хотел, ни разу ни говоря о правде. Он избегает открыто призывать к лжесвидетельству. Но ни закон, ни профессиональная этика не требуют от него знать правду. «Мы начинаем понимать, что будет ли Стюарт осужден или нет, совершенно не зависит от того, был ли он пьян в момент ареста. Это полностью зависит от того, насколько хорошо сыграют свои роли различные актеры (прежде всего, Майкл, Стюарт, Энн, полицейский, прокурор округа и эксперты). <...> Образ права, представленный здесь, — это представление, риторические ходы в рамках предписанных, стилизованных ролей, которые разыгрываются различными актерами для того, чтобы применить или нейтрализовать институциональную власть»[141]. В зависимости от того, как актеры применят имеющиеся у них ресурсы власти (влияния), исход дела будет разным.
Майкл разыгрывает свою роль хорошо. Он приготовил следующие аргументы для защиты: Стюарт имел 0,9 промилле алкоголя в крови, что едва превышает допустимые в Калифорнии 0,8 промилле; два свидетеля покажут, что Стюарт пил вино незадолго до того, как сесть в машину; Главный токсиколог штата, весьма уважаемый специалист, покажет, что в данной ситуации Стюарт не мог быть пьян в момент ареста.
С этим Майкл идет к прокурору округа, женщине, которую он называет по имени. Он излагает ей свои аргументы, добавляя, что дело будет рассматривать судья Мэттьюс — друг начальника фирмы Майкла. Майкл просит ее об одолжении. «Майкл и прокурор округа явно состоят в отношениях «профессиональной дружбы» — неформальных отношениях, возникающих на основе повторяющихся контактов. <...> На основе профессиональной дружбы поддерживается сеть неформальных связей, через которую длинная рука закона делает большую часть своей работы: сделки с правосудием, согласованные приговоры, примирения сторон и т. д. Это сеть права внутри права — теневое право. <...> Теневое право уменьшает стоимость трансакций благодаря институту, известному как "банк одолжений". — огромная, постоянно меняющаяся совокупность связей, лояльностей, долгов и обязательств. <...> Банк одолжений — это в значительной части феодальный институт, иерархический по структуре и действующий на основе лояльности, чести и профессиональной дружбы...
В конце концов банк одолжений, теневое право и Майкл делают свое дело — обвинение заменено на «неосторожное вождение». <...> В конце эпизода Стюарт (в своем офисе) <...> говорит: «Я виновен: три стакана вина»[142].
Пьер Шлаг комментирует это так: «Это — великолепная находка сценариста, великолепная, так как подтверждает главную идею, что право — это игра власти и манипуляции [курсив мой. — С. М.]. Юристы манипулируют и контролируют. Закон манипулирует и контролирует»[143].
Согласно Шлагу, сериал «Закон в Лос-Анджелесе» говорит нам правду о праве, правду, которую знают юристы и все, кто сталкивался с реальным правосудием. Право — это мир закулисных игр, обмана и манипуляций. Истина, рациональность и моральные ценности используются участниками правосудия только инструментально — если они помогают эффективно манипулировать присяжными. Кому точно нет места в этом сериале, утверждает Шлаг, так это Рональду Дворкину.
Постмодернисты, а также очень близкие к ним сторонники «критических правовых исследований» (иногда их даже объединяют под одним названием «постмодернистская критическая юриспруденция»), отрицают возможность истины, объективности и справедливости в морали и праве, возможность основывать право на принципах честности, справедливости, равенства, которые мы все разделяем и которые служат интересам всех. Их представления основаны на идеях морального релятивизма и скептицизма — идеях о том, что нет общечеловеческих ценностей, все ценности относительны.
Опираясь на философскую традицию, идущую еще от античных софистов, а также Ницше, Маркса и Фрейда, они утверждают, что моральные и правовые ценности — это всего лишь выражение (и прикрытие) политических отношений господства, доминирования. Мораль и право существуют для того, чтобы защищать интересы тех, кто господствует в обществе, элит от угнетенных. Мораль и право — это иллюзия, направленная на поддержку статус-кво и блокирование перемен в интересах угнетенных.
Кроме того, в обществе с глубоким социально-экономическим неравенством интересы господствующих и подчиненных очень сильно отличаются. В таком обществе не может быть единой, цельной системы ценностей и основанной на ней единой системы моральных принципов в праве (последнюю пытается найти Дворкин, за что его ожесточенно критикуют постмодернисты и «критические исследователи»).
Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины (И.) или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.
Законы диалектики
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т.д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Сущность и явление
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление-то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…» (К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: «…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущности вещей…» (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «…закон и сущность понятия однородные…, выражающие углубление познания человеком явлений, мира…» (там же, с. 136)
Содержание и форма
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.
Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, «…генетически вывести различные формы…» и понять «…действительный процесс формообразования в его различных фазах» (К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С. и ф.
Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и «наполнение» старой формы новым содержанием, В.И. Ленин сформулировал важное положение о том, что «…всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием» (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному - от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «…может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые…» (там же, т. 41, с. 89).
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления - это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Случайность и необходимость
Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности,основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Причина и следствие
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению.
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Диалектика признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «…мы приходим к действительному отношению» (К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 20, с. 546).
П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно - многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей - на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи - от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Предмет и функции юридической науки. Система юридических
Наук.
Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.
Наука исследует право с системных позиций и потому раскрывает его во всей совокупности действующих правовых норм и результатах их воплощения в конкретных отношениях. В правовой науке немало сведений о механизме правового регулирования и об эффективности действия отдельных правовых институтов и нормативных предписаний. Предпринимаются попытки исследовать процессы юридической деятельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, правоприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономерную связь между ним и правом.
К числу основных функций можно отнести следующие:
1. Онтологическая (от греч.- сущее), которая заключается в описании, осмыслении и объяснении существующих правовых явлений.
2. Гносеологическая (от греч.- знание), направленная на познание правовых явлений путем формирования научных понятий, теорий, концепций. В конечном итоге, это получение новых знаний путем проникновения в сущность явлений и формулировки выводов.
3. Эвристическая, которая тесно связана с гносеологической и позволяет не только познавать сущее, но и открывать новые закономерности развития правовых явлений, расширять и модифицировать круг исследуемых проблем. Эта функция характеризует творческие возможности науки, позволяет выходить на новые правовые явления.
4. Методологическая (от греч.- путь исследования), которая заключается в выработке методов исследования правовых явлений.
5. Прогностическая (от греч.- предсказание, предвидение) которая заключается в формулировании научной гипотезы, определение прогноза развития правовых явлений через открытие новых закономерностей, накопление фактов, отслеживание тенденций и др. Это позволяет своевременно проводить реформы государственного аппарата, принимать новые законы и др.
6. Прикладные функции, связанные с воздействием на политическую и правовую жизнь страны (воздействие на правотворчество и правореализацию, а также политическая, идеологическая, воспитательная, социо-культурная и др.). Они связаны с организующим воздействием на правотворческие процессы и правореализационную деятельность, политику, с формированием системы правовых идей, воспитательным воздействием на граждан, повышение правовой культуры и др.
Данные функции существуют в тесном взаимодействии. До известной степени они находятся в неразрывной связи, могут переходить одна в другую. Например, онтологическая функция сопрягается с идеологической, гносеологическая - с эвристической, а прогностическая - с политической и др.
Правовая наука представляет собой сложную и развитую систему многообразных знаний о государстве и праве, об их историческом развитии и современном состоянии, разделенных на отдельные обособленные массивы — отрасли правовой науки.
О трасль правовой науки – это знания о закономерностях, действующих в обособленной сфере политико-правовой практики, которые характеризуются логической непротиворечивостью и целостностью, как правило, на уровне теории, а также представляют устойчивый интерес для правовой науки и юридической практики.
Отрасли правовой науки по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права, образующих их предмет, делятся на две группы: общие и специальные (конкретные).
В первую группу входят: общая теория права, история политических и правовых учений, история государства и права, методология правовых исследований (метод правовой науки).
Вторую группу составляют все остальные отрасли правовой науки. Специальные отрасли права, в свою очередь, систематизируются на четыре группы:
1) отраслевые юридические науки;
2) науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции;
3) прикладные юридические науки;
4) наука международного права.
Система отраслевых юридических наук соответствует совокупности ныне действующих отраслей права и состоит из 11 элементов: 1) науки конституционного права; 2) науки гражданского права; 3) науки административного права; 4) науки финансового права; 5) науки экологического права; 6) науки трудового права; 7) науки семейного права; 8) науки уголовного права; 9) науки уголовного процесса; 10) науки гражданского процесса; 11) науки земельного права. В настоящее время идет процесс интенсивного формирования новой научной отрасли — науки образовательного права.
Научные отрасли, изучающие деятельность органов и учреждений юстиции, состоят из таких отраслей, как «Организация судебной деятельности», «Правоохранительные органы», «Организация прокуратуры», «Адвокатура» и др.
Прикладные отрасли правовой науки возникают на стыке правовой науки и иных неюридических наук в целях использования достижений этих наук для решения соответствующих правовых задач. В числе этих наук чаще всего называют законодательную технику, правоприменительную технику, криминалистику, технику толкования норм права, технику систематизации и учета законодательства, правовую информатику, юридическую психологию, юридическую педагогику, судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.
Отраслевые юридические науки призваны раскрывать закономерности функционирования и развития отдельных отраслей права и соответствующей отрасли законодательства. Отраслевые юридические науки подразделяется на три группы:
1) науку конституционного права;
2) науки частного права — гражданского, трудового и семейного;
3) науки публичного права — административного, финансового, уголовного, экологического, земельного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 330.