Государственный строй на древнерусских землях в составе Литвы и Польши (кон. ХIV – 1 пол. XVII)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура государственной власти во многом копировала структуру власти Киевской Руси. Однако были и определенные особенности. Великий князь (господарь) стоял во главе государства. Олицетворял законодательную, исполнительную, судебную власти, был главнокомандующим войска, осуществлял дипломатические отношения с другими странами, объявлял войну и заключал мир, назначал и освобождал администрацию.

Но по мере заключения польско-литовских уний положение князя изменялось. Его власть постепенно стала ограничиваться Паны-Радой. К середине ХV ст. князь лишь консультировался с ней, а в конце ХV ст. Паны-Рада разделила с князем право дипломатических отношений, назначения правительственных чиновников на высшие должности, законодательные функции.

После Люблинской унии законодательным органом становится сейм (вместе с князем и королем).

Определенную роль в системе управления сначала играли удельные князья (Гедиминовичи, Рюриковичи, литовские, татарские). К XV ст. удельный князь на своей земле - наивысший судья, администратор, собиратель налогов, командующий войском. Великий князь не имел права вмешиваться в его административные действия. Удельному князю помогал совет (служилые бояре, епископ, чиновники).

Но с XV ст. удельные князья становятся подданными великого князя и теряют свои государственные права. В середине XV ст. были ликвидированы Волынское и Киевское княжества, а вместо них созданы воеводства.

Паны-Рада - второй орган власти. В ее состав сначала входили ближайшие родственники великого князя, бояре, правительственные чиновники, а с XV ст. - служилые князья, высшие и местные правительственные чиновники (маршалок, канцлер, подскарбий, гетман, воеводы, кастеляны, старосты), 4 католических епископа.

Правовое положение Паны-Рады определялось привилегиями 1492, 1506, 1529 гг. Важнейшие дела решались вместе с великим князем. В случае несовпадения мнений князь должен был покориться решению Паны-Рады. Окончательным было ее решение при рассмотрении действий центральной и местной администрации. Она также имела судебные функции, объявляла мобилизацию. Но из-за большого количества членов Паны-Рады (до 80 лиц) ее трудно было созывать. Поэтому часто великий князь пользовался услугами тайного совета (8-10 чел.).

Великий вальный сейм. С середины XV ст. великий князь (по примеру Польши) стал чаще привлекать мелкую шляхту к государственным делам. В 1440 г. она впервые приняла участие в избрании князя. Впоследствии это стало традицией. Впервые сейм собрался в 1507 г., когда князь нуждался в деньгах для войны против Москвы. Кроме панов и правительственных чиновников, в сойме принимала участие и шляхта.

II Литовским статутом (1566) сейм признавался государственным учреждением с законодательными функциями. В 1564 г. был определен порядок представительства шляхты на сейме. Шляхта должна была избирать на уездных сеймиках по 2 посла от каждого уезда. Избиратели вручали им писаную инструкцию. В украинских воеводствах насчитывалось 22 уезда.

Великий вальный сойм - орган сословнопредставительской монархии, но в отличие от Западной Европы здесь представлена была лишь шляхта. Сейм рассматривал вопросы избрания великого князя, военной повинности, налогов, военных союзов и государственных уний, принятия законов и т. п. Он созывался по инициативе князя и состоял из двух палат - Паны-Рады и рады шляхты (Посольской избы). Заседания происходили отдельно по палатам. Окончательное решение принималось на совместном заседании обеих палат. Постановления принимались единодушно. Решение сейма вступало в силу с момента его подписания Великим князем Литовским.

Центральная администрация

Это правительственные чиновники, назначенные великим князем по согласованию с Паны-Радой, а затем и Великим вальным сеймом.

Маршалок земский - первое лицо, которое при отсутствии князя председательствовало на собраниях Паны- Рады. Его заместитель - маршалок дворцовый, ведавший княжескими дворянами.

Канцлер руководил государственной канцелярией. Его заместитель - подканцлер.

Подскарбий земский ведал финансовыми делами. Его заместитель - подскарбий дворцовый, отвечавший за наполнение княжеской казны.

Гетман земский возглавлял войско. Его заместитель - гетман дворцовый (польный).

Местная администрация

Появилась после ликвидации института удельных князей, которых сначала заменили волостные наместники - старосты. В больших городах, а затем и воеводствах правили воеводы - гражданские административные должностные лица.

В начале XVI ст. была осуществленная административная реформа. В украинских землях внедрялось такое же административно-территориальное деление, как и в других частях княжества: воеводство - уезд - волость. С этого времени главная фигура местного управления - воевода. Он возглавлял местную администрацию; следил за взысканием налогов; ведал организацией войска; рассматривал судебные дела.

Уезд возглавлял староста, имевший широкие административные и судебные полномочия. Центральный уезд воеводства возглавлял кастелян (помощник воеводы).

В XIV-XV ст. отдельные города получили Магдебургское право. Это было отображено в II Литовском статуте (1566), по которому города разделялись на привилегированные (те, которые пользовались Магдебургским правом) и непривилегированные (остальные). В великокняжеских городах органы управления формировал князь. Представителями администрации выступали воеводы, старосты, войты. Они сами назначали мелких служащих города. Частновладельческими и церковными городами управляли их владельцы - паны или церковь. В отдельных городах позволялось избирать ратуши - органы самоуправления.

Жители городов с Магдебургским правом избирали магистрат - административный и судебный орган самоуправления. Он состоял из двух коллегий: городского совета, состоящего из избранных радников (6-24 лица) и бурмистра (бургомистра), и лавы - судебного органа во главе с войтом и лавниками. Лава рассматривала уголовные дела мещан, претензии мещан к феодалам.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 479.