Программа «Куликовская битва». Лето 2003
Цель: Подготовка икон для святого угла в церковном доме
Задачи:
· Воспитание сознательного благоговейного отношения к святыне
· Закрепление знаний о чудотворных иконах Богородицы и связи их с историческими событиями на Руси
· Повторение событий "Ветхого Завета"
Ход мастерской
1. Индуктор: слово «РАДУГА» - «поиграйте» со словом, придумайте однокоренные слова.
2. Урок русского языка:
Разберите слово по составу (используйте все возможные варианты):
РА - ДУГ - А; ИЗМЕНЕНИЕ ВАРИАНТОВ
ПРИСТ. КОРЕНЬ. ОКОНЧ.
РАД - УГ - А; РАЗБОРА СЛОВА
КОРЕНЬ. СУФФИКС. ОКОНЧ.
РАДУГ - А; В ТЕЧЕНИЕ ХХ ВЕКА;
КОРЕНЬ ОКОНЧ.
РА - ДУГА: ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ВАРИАНТ;
СВЕТ ДУГА СОЛНЦА - свет солнца дугой
3. Урок истории:
Вспомните события Ветхого Завета. В каком из сюжетов очень ясно говорится о радуге? (Проговорить в группе. Один – вслух.)
4.Урок математики:
Логическая цепочка:
Радуга - Радость - Знак (прощения) - знамение - омофор - Покров Богородицы; (Индивидуально, затем в группе - единый вариант)
5.Урок окружающего мира:
Ознакомиться с материалами книги Виктора Вейника «Почему я верю в Бога»
(Дом Пресвятой Богородицы). Почему именно Россию выбрала Богородица своим уделом? (В группах. Обмен мнениями с использованием личного опыта.)
6. Урок изобразительного искусства:
Определение по описанию икон Пресвятой Богородицы:
· Владимирская
· Казанская
· Донская
и другие при надобности.
7. Урок литературы:
Сочинение, стихотворение, эссе, на тему «Радуйся, Радосте Наша!»
8. Урок труда:
Оформление образов Богородицы в "радугу" из подручных средств (фантики, мулине, блестки, тесьма, сухие цветы и т. д.)
Крестный ход с иконами к святому углу.
Чтение акафиста иконе Покрова Богородицы.
Рефлексия
В Изборске очень часто над нашим храмом можно увидеть радугу, а бывает и не одну, а две или три...
· Какие чувства возникают у вас при виде радуги?
· Какие чувства возникли у вас во время работы?
· Что нового вы узнали?
· Как вам работалось в группе?
Литература
1. Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск: Изд-во белорусского экзархата, 2002. С. 249-256.
2. Русский Дом. №7. 2002. С.8.
Не судите...
Практическое занятие
Оборудование: Маленькие фрагменты картинок из журналов, календаря, рекламного плаката, лист белой бумаги с маленьким отверстием в середине, карандаши.
Ход занятия:
Индуктор 1: Раздать детям фрагменты картинок.
Можете ли вы сказать:
• Что изображено на всей картинке?
• Чего не достает, для того, чтобы точно описать картинку?
• Можете ли вы строить предположения, что же там, за фрагментом?
Актуализация: Можем ли мы судить об окружающем мире, природе, а особенно о человеке по частностям или деталям?
Индивидуализация: В каждую группу раздать фрагмент картинки с изображением уха или носа.
• Что вы можете рассказать о лице этого человека?
• Что вы можете сказать о поступках этого человека?
Слово мастера: Насколько сложно нам что-то сказать о лице человека, имея перед собою всего лишь этот маленький фрагмент, настолько же трудно судить о человеке исходя из его внешности или того или иного поступка. Чтобы судить о людях справедливо, нам нужно очень хорошо знать их прошлое и настоящее? Человек мог быть разбойником, вором, а потом раскаяться. А может быть наоборот: благочестивый человек утратил веру, отошел от Бога… Без этих знаний наши суждения будут ошибочными. Все, что мы видим вокруг, - лишь фрагменты картины, которую нам не суждено увидеть целиком. Кто может судить о единой картине, о целом?..
Вывод: Поэтому не стоит думать, что мы вправе судить о целом по его фрагментам.
Индуктор 2: Раздать детям листы бумаги с отверстиями разной величины или попросить, чтобы каждый проделал маленькое отверстие, через которое можно было бы посмотреть, в центре листа.
Что вы видите сквозь отверстие:
• Посмотрев на меня?
• Посмотрев на классную комнату?
• Посмотрев друг на друга?
Актуализация: Что видел каждый из вас? (только то, что ограничено размером отверстия и находится непосредственно перед ним).
Слово мастера: Большинство из нас смотрит на мир, словно через замочную скважину. Точно так же мы смотрим и на других людей. Сколь малую часть другого человека вы можете видеть в отверстие, столь же мало вы можете судить о людях и вещах. Наши знания очень ограничены, поэтому мы должны быть очень осторожными в своих суждениях о людях и событиях. Ведь мы не видим целой картины. Нам не хватает информации. А так легко ошибиться и обидеть человека, или обидеться на кого-то…
Индивидуализация: Напишите сочинение на тему: «Как меня обидели» или «Как я обидел».
Актуализация: Чтение работ и обсуждение (работы читаются мастером без указания автора)
Лишь Господь Бог может судить справедливо обо всем и обо всех. Наш разум, ограниченный предвзятыми суждениями и обидами, не способен внять гласу Божьему, звучащему внутри нас. Чтобы ни случилось, мы всегда можем обратиться ко Господу с вопросом - молитвой, а затем прислушаться и услышать в себе тихий звоночек ответа на нашу просьбу, чтобы удержаться от осуждения и оценок тех, кто находится рядом с нами, но думает или поступает не так как мы, непонятно для нас, чтобы не обидеть ближнего и самому не впасть в грех осуждения.
Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали?…
«Связанные одной нитью»
Практическое занятие
Оборудование: Разные по размеру и качеству бусины, пуговицы, блестки, нитки разного цвета и длины.
Ход занятия
Индуктор: Предлагаю вам выбрать из лежащих перед вами предметов те, что вас заинтересовали, соблюдая условие: предметов у каждого должно быть по количеству членов семьи.
Актуализация: Давайте предположим, что каждая бусинка, блестка или пуговица – это один из членов вашей семьи с его особенностями, привычками, характером, увлечениями. Давайте попытаемся всех их как-то объединить. Как это можно сделать?
(Надеть их на нитку.)
- Что может символизировать эта ниточка?
(Кровное родство, дух семьи, общее дело, любовь и т.д.)
Разрыв: А знает ли вы о том, что все мы являемся одной семьей, детьми одного Отца?
Актуализация: Давайте попробуем объединить все семьи в одну.
Детям предлагается несколько разных по структуре и виду веревочек. Из всех предложенных, как показывает практика, дети выбирают толстый золотой шнур, на который надеваются все ниточки – семьи.
Слово мастера: Прекрасно, что так же, как за разнообразием цветов и форм этих бусин и блесток мы видим связующую их воедино нить, мы можем обнаружить за неповторимостью наших лиц и характеров то, что нас объединяет, то, что является центром нашей души. Это объединяющее начало – совершенно. Оно – самое главное, что в нас есть. Если мы будем смотреть на людей, как на отдельные бусинки и блестки разных форм и цветов, то почувствуем себя очень одинокими. Но если мы вовремя вспомним, что всех нас объединяет единая духовная нить, то ощутим свою близость с другими людьми. И тогда мы уже не будем смотреть на внешний облик человека, но постараемся раскрыть для себя самые сокровенные, самые прекрасные свойства его души.
Рефлексия:
· Легко ли вам было работать сегодня на занятии? Почему?
· Что нового вы узнали?
«Как слово наше отзовется…»
Практическое занятие
Слово не воробей,
вылетит
– не поймаешь…»
Русская пословица
«Слова – это вибрация природы.
Поэтому прекрасные слова
Дата: 2019-02-02, просмотров: 307.