Воспитательный потенциал д етского православного лагеря
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитательный потенциал д етского православного лагеря

«Изборский Посад» .

Книга IV

Приложения II .5.1 – II .9.2

Возраст участников: 9 – 18 лет

Срок реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018

 

 

Автор: Педагог

 

ДПЛ «Изборский Посад»

 

Соколова Наталья Николаевна

 

Камно 2018

 

Оглавление

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал

детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2

Книга III. Приложения II.4.1

Книга IV. Приложения II.5.1 II.9.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

Книга I : Конкурсный проект « Воспитательный потенциал д етского православного лагеря «Изборский Посад»

Оглавление: 

Навигатор:

I . Содержательно – целевой блок

I.1 Описание проекта

I.2 Актуальность, своеобразие и новизна

системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

 в детском православном лагере «Изборский Посад»

· Актуальность и своеобразие

· Новизна

I.3 Лагерное движение: история и современность

· Православные лагеря. История и современный опыт

I.4 Описание работы детского православного лагеря «Изборский Посад»

II. Организационно – методический блок

II.1. Откуда начинается программа

работы детского православного лагеря

«Изборский Посад» 

II.2. Организационно-методические основы работы

детского православного лагеря «Изборский Посад»

II.3. Проектная деятельность

II.4. Технология педагогических мастерских

II.5. Занятия по катехизации

II.6 Конкурсная деятельность как фактор

творческого развития посадников

II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания

в ДПЛ «Изборский Посад»

II.8 Прогулки «Изборского Посада»

II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество

· Видим, слышим, чувствуем, творим…

II.10 Песенное творчество

· О, песня русская, простая…

III. Результативно – оценочный блок

III.1 Исследовательская работа

по развитию навыков саморефлексии и самооценки

через которую воспитывается чувство трезвения

· Развитие культуры самонаблюдения

· Цветограммы

· Анкетирование

· Рефлексии

· Тестовый рисунок оргпериода

· Роль детского православного лагеря «Изборский Посад»

в формировании мировоззрения и

шкалы нравственных ценностей воспитанников

III.2 Заключение

IV. Список использованной литературы

 

Книга II: Приложения I .4.1 – II .1.2

Оглавление:

Приложение I .4.1 Программы лагеря «Изборский Посад»

Приложение II .1.1 Педагогический коллектив

детского православного лагеря «Изборский Посад»

Приложение II .1.2 Двухгодичный цикл программ

· Программа смены «Лето Господне» 26.06.08 – 21.07.08

· Программа смены «Маленький принц» 21.03.08 – 30.03.08

· Программа смены «Серебряные нити Рождества» 2.01.08 – 9.01.08

· Программа смены «Земное и небесное» 2.11.07 – 9.11.07.

· Программа смены «Ливонская битва» 29.06.07 – 21.07.07

· Программа смены «Воскресение души» 23.03.07 – 30.03.07.

· Программа смены «Рождественская сказка» 02.01.07 – 09.01.07

· Программа лагеря «Семья - малая церковь» 27.10.06 – 5.11.06

· Программа смены "На все времена"10 июля - 28 июля 2006г.

Приложение II .3.1 Проектная деятельность

в детском православном лагере «Изборский Посад»

· Былина «Поле Русской Славы»

· Проект «Живая душа природы»

Книга I II : Приложения I I .4.1 – II.4.2

Оглавление:

II.4.1 Технология педагогических мастерских

· Педагогическая мастерская «Мой дом – моя крепость»

Программа «Ливонская битва» 2007г.

· Педагогическая мастерская «Портрет одной монахини»

Программа «Шамордино» Осень 2004 года

· Педагогическая мастерская « Притча»

Программа «Земное и небесное». Осень2007

· Рисунки к педагогической мастерской Е.О.Галицких

«В каждом ребенке солнце»

Программа «Семья – малая церковь. Осень 2006.

· Педагогическая мастерская "Стоит в поле теремок"

Программа «Сказки «Изборского Посада» Лето 2004.

· Педагогическая мастерская «Ангел мой – Хранитель мой»

Программа «Дневник «Изборского Посада» Лето 2004.

II.4.2 Диагностика педагогической мастерской

«Человек – Гражданин»

 

Навигатор

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2 

Книга III. Приложения II.4.1 – II.4.2

Книга IV. Приложения II.5.1 – II.9.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

 

Книга I: Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад» Оглавление: Навигатор: I. Содержательно – целевой блок I.1 Описание проекта  I.2 Актуальность, своеобразие и новизна системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи  в детском православном лагере «Изборский Посад» Актуальность и своеобразие Новизна I.3 Лагерное движение: история и современность Православные лагеря. История и современный опыт I.4 Описание работы детского православного лагеря «Изборский Посад» II. Организационно – методический блок II.1. Откуда начинается программа работы детского православного лагеря «Изборский Посад»      II.2. Организационно-методические основы работы детского православного лагеря «Изборский Посад»     II.3. Проектная деятельность   II.4. Технология педагогических мастерских   II.5. Занятия по катехизации     II.6 Конкурсная деятельность как фактор творческого развития посадников   II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад»   II.8 Прогулки «Изборского Посада»I   II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество Видим, слышим, чувствуем, творим… I I.10 Песенное творчество. О, песня русская, простая…     III. Результативно – оценочный блок III.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки через которую воспитывается чувство трезвения Развитие культуры самонаблюдения Цветограммы Анкетирование Рефлексии Тестовый рисунок оргпериода Роль детского православного лагеря «Изборский Посад» в формировании мировоззрения и шкалы нравственных ценностей воспитанников III.2 Заключение IV. Список использованной литературы Книга II: Приложения I.4.1 – II.1.2 Оглавление:   I.4.1 Программы лагеря «Изборский Посад»     II.1.1 Педагогический коллектив детского православного лагеря «Изборский Посад» II.1.2 Двухгодичный цикл программ     Приложение II.3.1 Проектная деятельность в детском православном лагере «Изборский Посад»   Книга III: Приложения II.4.1 – II.4.2 Оглавление:   II.4.1 Технология педагогических мастерских .   II.4.2 Диагностика педагогической мастерской «Человек – Гражданин»   Книга IV: Приложения II.5.1 – II.9.2 Оглавление: II.5.1 Катехизация   II.7.1 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад»     II.8.1 Прогулка: «Учитесь слушать тишину»   II.9.1 Декоративно-прикладное и художественное творчество II.9.2 Творческие работы в технике «Флористика»   Книга V: Приложения III.1.1 – III.1.3 Оглавление III.1.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения III.1.2 Анкетирование     III.1.3 Рефлексии III.1.3 Отзывы родителей, инструкторов, детей       · Программа смены «Лето Господне» · Программа смены «Маленький принц» · Программа смены «Серебряные нити Рождества» · Программа смены «Земное и небесное» · Программа смены «Ливонская битва» · Программа смены «Воскресение души» · Программа смены «Рождественская сказка» · Программа лагеря «Семья - малая церковь» · Программа смены "На все времена"   · Былина «Поле Русской Славы» · Проект «Живая душа природы»     · Педагогическая мастерская «Мой дом – моя крепость» · Педагогическая мастерская «Портрет одной монахини» · Педагогическая мастерская « Притча» · Рисунки к педагогической мастерской Е.О.Галицких «В каждом ребенке солнце» · Педагогическая мастерская "Стоит в поле теремок" · Педагогическая мастерская «Ангел мой – Хранитель мой»   · Начни день с молитвы» Занятие - беседа · «Магнетизм благодарности» Занятие - беседа · Педагогическая мастерская «Радуйся, Радосте Наша» · Программа «Куликовская битва». Лето 2003 · Не судите... Практическое занятие · «Связанные одной нитью» Практическое занятие · «Как слово наше отзовется…» Практическое занятие · «Содержание определяет форму» Занятие - беседа · Два полюса души Занятие – беседа. · «Наша взаимосвязь со Святым Духом» Занятие - беседа   · Виды сводных цветограмм настроений   · Анкета участника смены «Воскресение души» · Итоговая анкета  


Приложение II .5.1

Катехизация

«Начни день с молитвы»

Занятие - беседа

«Новый день, что новый холст

 – обтачай молитвой, прочнее будет».

Русская пословица

Оборудование: Лоскут ткани с одной подшитой стороной, игла, нитка, ножницы.

 

Ход занятия:

· Для чего подшивают ткань?

· Что может случиться с неподшитым краем?

Давайте представим, что лоскут ткани – это наш сегодняшний день.

Подшитый край – это наша утренняя молитва, а свободный край – события сегодняшнего дня: стрессы, неприятности, обиды, ошибки.

· Вспомните какой-нибудь неудачный день: расскажите о неприятностях, которые вас преследовали.

· Вспомните, этот день вы начали с молитвы?

Но, точно так же, как этот свободный край можно подшить разными способами: редкими или частыми стежками, художественным или потайным швом, так же и молиться можно по - разному:

· как?

· Давайте попробуем с молитвой подшить свободный край.

· Расскажите, ваши дни в лагере отличаются от городских по количеству неприятностей? Почему?

И пусть после этой беседы для нас главной станет мысль: «С молитвой новый день начав, за Богом следую я смело!»

 

«Магнетизм благодарности»

Занятие - беседа

Когда ваше сердце

Полно благодарности,

Любая дверь,

Которая кажется закрытой,

Может привести вас

К удивительным открытиям.

Ошо

Оборудование: Миска с песком, металлические стружки, лупа.

Ход занятия: Вспомните русские пословицы, в которых говорится о человеческой благодарности. Можем ли мы судить, просто глядя на человека, насколько он добросердечен, порядочен, прямодушен, искренен, благодарен?

Ведь каждый из нас – образ Божий… И каждый в течение дня совершает самые разные поступки: хорошие и плохие, добрые и злые… Вспомните, какими событиями наполнено сегодняшнее утро. Все ли мы сумели поблагодарить тех, кто рядом, и, испытали благодарность к окружающим? Давайте представим, что блюдце с песком, это наша повседневная жизнь, а магнит – наше благодарное сердце. Такое сердце чутко всматривается в каждый день нашей жизни, стремясь увидеть, как можно больше доброго и отблагодарить за это доброе. Доброе сердце подобно чуткому магниту, притягивающему к себе металлические пылинки. А неблагодарное сердце подобно нашим пальцам.

Задание 1: Попробуйте пальцами собрать опилки из песка. Получается?

 Вот так и неблагодарное сердце не может найти что-то достойное похвалы. То сердце, которое исполнено благодарности и похвалы, найдет подходящие минуты в каждом часе нашей жизни.

Задание 2: Проведите по песку магнитом. Представьте, что каждая из этих частичек, это те благословенные минуты, которые нас окружают: воспоминания о встрече с друзьями, нечто увиденное или услышанное, что-то радостное, что любимое или просто красивое.

Задание 3: Припомните те счастливые моменты, которые вы пережили за последний час или утро.

Каждый раз, когда мы благодарим Господа за то, что происходит в нашей жизни, эта благодарность, подобно магниту, притягивает к нам все хорошее. Эту благодарность не обязательно выражать словами. Иногда достаточно просто помолчать, улыбнуться или посмотреть по-доброму. В ответ на вашу благодарность вы получите благодарность окружающих в еще большем количестве.

А можно рассматривать блюдце с песком как ситуацию, магнит – как разум, который ищет хорошее в сложившейся ситуации, а металлические крошки – это счастливые моменты познания в каждой из ситуаций. А Божья Благодать, подобно увеличительному стеклу, увеличивает в нас все то, что мы ценим, любим и за что благодарим, учит нас даже в плохом увидеть хорошее. 

 

Ход мастерской   

1. Индуктор: слово «РАДУГА» - «поиграйте» со словом, придумайте однокоренные слова.

2. Урок русского языка:

Разберите слово по составу (используйте все возможные варианты):

РА - ДУГ - А;                   ИЗМЕНЕНИЕ ВАРИАНТОВ

ПРИСТ. КОРЕНЬ. ОКОНЧ.

РАД - УГ - А;                  РАЗБОРА СЛОВА 

КОРЕНЬ. СУФФИКС. ОКОНЧ. 

РАДУГ - А;                    В ТЕЧЕНИЕ ХХ ВЕКА;

КОРЕНЬ      ОКОНЧ.

РА - ДУГА:                    ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ВАРИАНТ;

СВЕТ ДУГА СОЛНЦА  - свет солнца дугой

3. Урок истории:

Вспомните события Ветхого Завета. В каком из сюжетов очень ясно говорится о радуге? (Проговорить в группе. Один – вслух.)

4.Урок математики:

Логическая цепочка:

Радуга - Радость - Знак (прощения) - знамение - омофор - Покров Богородицы; (Индивидуально, затем в группе - единый вариант)

 

5.Урок окружающего мира:

Ознакомиться с материалами книги Виктора Вейника «Почему я верю в Бога»

(Дом Пресвятой Богородицы). Почему именно Россию выбрала Богородица своим уделом? (В группах. Обмен мнениями с использованием личного опыта.)

6. Урок изобразительного искусства:

Определение по описанию икон Пресвятой Богородицы:

· Владимирская

· Казанская

· Донская

и другие при надобности.

7. Урок литературы:

Сочинение, стихотворение, эссе, на тему «Радуйся, Радосте Наша!»

8. Урок труда:

Оформление образов Богородицы в "радугу" из подручных средств (фантики, мулине, блестки, тесьма, сухие цветы и т. д.)

Рефлексия

В Изборске очень часто над нашим храмом можно увидеть радугу, а бывает и не одну, а две или три...

· Какие чувства возникают у вас при виде радуги?

· Какие чувства возникли у вас во время работы?

· Что нового вы узнали?

· Как вам работалось в группе?

Литература

1. Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск: Изд-во белорусского экзархата, 2002. С. 249-256.

2. Русский Дом. №7. 2002. С.8.

Не судите...

Практическое занятие

 

Оборудование: Маленькие фрагменты картинок из журналов, календаря, рекламного плаката, лист белой бумаги с маленьким отверстием в середине, карандаши.

Ход занятия:

Индуктор 1: Раздать детям фрагменты картинок.

Можете ли вы сказать:

•   Что изображено на всей картинке?

•   Чего не достает, для того, чтобы точно описать картинку?

•   Можете ли вы строить предположения, что же там, за фрагментом?

Актуализация: Можем ли мы судить об окружающем мире, природе, а особенно о человеке по частностям или деталям?

Индивидуализация: В каждую группу раздать фрагмент картинки с изображением уха или носа.

•   Что вы можете рассказать о лице этого человека?

•   Что вы можете сказать о поступках этого человека?

Слово мастера: Насколько сложно нам что-то сказать о лице человека, имея перед собою всего лишь этот маленький фрагмент, настолько же трудно судить о человеке исходя из его внешности или того или иного поступка. Чтобы судить о людях справедливо, нам нужно очень хорошо знать их прошлое и настоящее? Человек мог быть разбойником, вором, а потом раскаяться. А может быть наоборот: благочестивый человек утратил веру, отошел от Бога… Без этих знаний наши суждения будут ошибочными. Все, что мы видим вокруг, - лишь фрагменты картины, которую нам не суждено увидеть целиком. Кто может судить о единой картине, о целом?..

Вывод: Поэтому не стоит думать, что мы вправе судить о целом по его фрагментам.

Индуктор 2: Раздать детям листы бумаги с отверстиями разной величины или попросить, чтобы каждый проделал маленькое отверстие, через которое можно было бы посмотреть, в центре листа.

Что вы видите сквозь отверстие:

•   Посмотрев на меня?

•   Посмотрев на классную комнату?

•   Посмотрев друг на друга?

Актуализация: Что видел каждый из вас? (только то, что ограничено размером отверстия и находится непосредственно перед ним).

Слово мастера: Большинство из нас смотрит на мир, словно через замочную скважину. Точно так же мы смотрим и на других людей. Сколь малую часть другого человека вы можете видеть в отверстие, столь же мало вы можете судить о людях и вещах. Наши знания очень ограничены, поэтому мы должны быть очень осторожными в своих суждениях о людях и событиях. Ведь мы не видим целой картины. Нам не хватает информации. А так легко ошибиться и обидеть человека, или обидеться на кого-то…

Индивидуализация: Напишите сочинение на тему: «Как меня обидели» или «Как я обидел».

Актуализация: Чтение работ и обсуждение (работы читаются мастером без указания автора)

Лишь Господь Бог может судить справедливо обо всем и обо всех. Наш разум, ограниченный предвзятыми суждениями и обидами, не способен внять гласу Божьему, звучащему внутри нас. Чтобы ни случилось, мы всегда можем обратиться ко Господу с вопросом - молитвой, а затем прислушаться и услышать в себе тихий звоночек ответа на нашу просьбу, чтобы удержаться от осуждения и оценок тех, кто находится рядом с нами, но думает или поступает не так как мы, непонятно для нас, чтобы не обидеть ближнего и самому не впасть в грех осуждения.

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали?…

«Связанные одной нитью»

Практическое занятие

Оборудование: Разные по размеру и качеству бусины, пуговицы, блестки, нитки разного цвета и длины.

Ход занятия

Индуктор: Предлагаю вам выбрать из лежащих перед вами предметов те, что вас заинтересовали, соблюдая условие: предметов у каждого должно быть по количеству членов семьи.

Актуализация: Давайте предположим, что каждая бусинка, блестка или пуговица – это один из членов вашей семьи с его особенностями, привычками, характером, увлечениями. Давайте попытаемся всех их как-то объединить. Как это можно сделать?

(Надеть их на нитку.)

-   Что может символизировать эта ниточка?

(Кровное родство, дух семьи, общее дело, любовь и т.д.)

Разрыв: А знает ли вы о том, что все мы являемся одной семьей, детьми одного Отца?

Актуализация: Давайте попробуем объединить все семьи в одну.

Детям предлагается несколько разных по структуре и виду веревочек. Из всех предложенных, как показывает практика, дети выбирают толстый золотой шнур, на который надеваются все ниточки – семьи.

Слово мастера: Прекрасно, что так же, как за разнообразием цветов и форм этих бусин и блесток мы видим связующую их воедино нить, мы можем обнаружить за неповторимостью наших лиц и характеров то, что нас объединяет, то, что является центром нашей души. Это объединяющее начало – совершенно. Оно – самое главное, что в нас есть. Если мы будем смотреть на людей, как на отдельные бусинки и блестки разных форм и цветов, то почувствуем себя очень одинокими. Но если мы вовремя вспомним, что всех нас объединяет единая духовная нить, то ощутим свою близость с другими людьми. И тогда мы уже не будем смотреть на внешний облик человека, но постараемся раскрыть для себя самые сокровенные, самые прекрасные свойства его души.

Рефлексия:

· Легко ли вам было работать сегодня на занятии? Почему?

· Что нового вы узнали?

«Как слово наше отзовется…»

Практическое занятие

Слово не воробей,

 вылетит

 – не поймаешь…»

Русская пословица

 

«Слова – это вибрация природы.

Поэтому прекрасные слова

Первый глоток

Из кубка естествознания

 порождает атеизм,

Но на дне сосуда нас

Ожидает БОГ.

Вернер Гейзенберг

 

Оборудование: Буквенное изображение слова «Слово», хрустальная чаша с водой, соль, красивые мелкие камушки, акварельные краски, кисти, вода для кистей, страницы с хорошими и плохими обращениями, подготовленные предварительно, фотографии изменения структуры воды под воздействием различных факторов.*

Подготовка к занятию: во время прогулки найти по три красивых камушка. Утром, во время заполнения цветограммы предложить детям, записать на двух вывешенных на стенде страницах, хорошие и неприятные для слуха обращения, которые они услышали только сегодня.

Ход занятия

Индуктор: Бегущей строкой детям показываются буквы, составляющие слово «СЛОВО».

· Что вы увидели за этими буквами?

· Каким вы себе представили это слово?

· Какого цвета?

· Какое несет настроение?

 

 

А почему движение отдельных букв вызвало у вас такие картины?

Пеги Джей Дженкинс - автор книги «Воспитание духовности у детей» считает, что сказанное однажды слово никогда уже не возвращается. Согласны ли вы с этим утверждением?

Вы уже знаете о волновых явлениях в природе. И в фильме «Живая вода» об этом же говорили. Слово – материально. Слово – ранит.

Каждое слово несет определенную энергию. Вспомните себя: если вы знаете урок – ваша речь уверена, четка; если знаний недостаточно – и речь путана, неуверенна. И, конечно, ваши слова возвращаются к вам хорошей или не очень хорошей оценкой.

Перед вами на столе стоит хрустальная чаша с чистой водой. Давайте представим себе, что это душа человека. Расскажите мне о нем…

Но, как часто нам случается слышать неприятные слова, которые даже не нам адресованы. После таких слов на душе становится неприятно. Говорят – остался осадок… Давайте представим, что соль на нашем столе – это такие слова. Высыпьте соль в воду. Что произошло? Попробуйте воду на вкус… Что можете сказать? Вода стала мутная, горько-соленая. А на душе – горько.

Индуктор: Сегодня на прогулке вы нашли красивые камушки. А еще до прогулки, почти каждому из вас пришлось услышать слова, которые стали неприятны для вас. Пожалуйста, на ваших камушках акварельными красками напишите эти слова. Если камушек очень маленький, можно обозначить слово знаком – символом. А теперь, по очереди, медленно опустите ваши камушки в чашу с водой. Что вы увидели? По воде пошли круги. Вода стала грязно-бурая. А что происходит с душой? На душе тяжело, больно. Жить не хочется…

Я приглашаю вас обратиться к страницам, которые вы заполнили сегодня утром. Прочитайте адресованные вам добрые слова.

С добрым утром                спасибо                 пожалуйста

Здорово                              молодец                 умница

Я так тебя люблю             вы такие хорошие моя красавица

Солнышко              солнце наше          как ты себя чувствуешь?

Как дела, Дашунь?           милая моя              спасибо, брат!

Как спалось?                      любушка               рыбка

Какие чувства вызывают эти слова? Вы прочитали эти слова хором. Правильно ли я поняла, что вам приятно говорить эти слова вслух? А неприятные обращения хотите прочитать вслух? Почему?

Скажите, а плохое слово ранит только того, кому оно адресовано? Почему? Нет. Слово возвращается.

Правильно. Человек на 98% состоит из воды. И так же, как в нашей чаше, по организму человека разбегаются «круги» от услышанных плохих слов. Это информация в форме вибраций проходит по организму человека и попадает в его душу. Поскольку, в этой ситуации два человека вступают в обратную информационную связь, вибрации усиливаются и сказанные слова, усиливаясь, возвращаются к тому, кто их сказал.

Посмотрите на эти фотографии (Фотографии из книги Масару Эмото «Вода живая»). Как реагирует вода на разные источники информации. Скажите, душа реагирует только на те слова, которые произносятся вслух? Нет. На мысли тоже. Помысел может разрушить душу человека.

Актуализация: Подумайте, какие вы знаете грехи, связанные со словами?

· Сквернословие

· Пустословие

· Суесловие

· Бахвальство

· Брюзжание

· Помыслы

· Преувеличение

· Ложь

· Лукавство

· Хвастовство

· Злословие

Придумайте или вспомните четверостишия с этими словами, чтобы можно было легко запомнить их и стараться избавляться от этих грехов.

Охраняй свои уста, что говорят,

Ведь Господь с небес глядит,

Зорко за тобой следит,

Охраняй свои уста, что говорят.

Афиширование:

Рефлексия:

· Было ли вам интересно?

· Было ли вам трудно?

· Что нового вы узнали?

«Содержание определяет форму»

Занятие - беседа

Оборудование: Воздушные шарики.

Ход занятия

Представьте, что каждый воздушный шарик – это человек.

Задание 1: Надуйте шарики, наполните их дыханием жизни.

Каждый человек наполнен дыханием жизни, словно надутый шарик. Но, мы видим только внешнюю сторону воздушного шара, так же, как только внешний облик людей. Нам кажется, что эта внешняя сторона и есть самое главное в человеке. Однако, гораздо важнее то, чем наполнен человек, потому что только внутреннее содержание определяет внешний облик человека. Именно внутреннее содержание шарика наглядно показывает, как изменилась его форма. Если бы его не надули, он бы так и остался лоскутом мягкой резины. Очень важно запомнить, что внутреннее содержание значительно важнее внешнего вида. Важен наш внутренний мир – мысли, чувства. Они формируют наше сознание и наш жизненный опыт. Но самым главным является Дух, который присутствует в нас.

Задание 2: Попробуйте выпустить воздух из шариков. Что произошло? (Воздух смешался с окружающим воздухом)

А что происходит, когда умирает человек? (Душа воссоединяется с ее источником) Значит, человек бессмертен.

Рефлексия: Как вы понимаете фразу «Всякое дыхание да хвалит Господа…»

 

 

Два полюса души

Занятие – беседа.

«Не хлебом единым

Будет жив человек,

 но словом Божиим»

(Ветхий Завет)

 

«…Из нас, как из бревна:

Или дубина, или икона.

Смотря кто обрабатывает…»

Прп. Сергий Радонежский.

Ход занятия

Беседа

Христианское вероучение представляет человека состоящим из тела, души и духа. Тело относится к материальному миру и является временной оболочкой для души и духа в их земной жизни. Душа и дух относятся к духовному миру, имеют вечное существование. Дух облекается душою, находится внутри души, управляется душою, а через нее и телом. По своему значению и важности тело, душа и дух далеко не равноценны: душа намного ценнее тела, а дух намного ценнее души. Дух есть самая важная часть человека. Главное отличие человека от обезьяны и других теплокровных животных состоит в отсутствии у них духа.

В школе достаточно полно изучают тело человека, знакомятся с душою на уроках психологии и совсем не затрагивают главной части – духа человека.

Что представляют собой душа и дух человека и в чем их различие?

Душа человека проявляет себя в трех действиях.

                                                                          

 

               
 

 

 


· Действия ума, которые заключаются в накоплении различной информации (знаний), ее логической обработке и освоении новых способов обработки

· Действия воли, которые состоят в достижении человеком намеченной цели

· Действия чувств и эмоций

Душу человека изучает не только богословие, которое дает свои способы укрепления воли, управления чувствами и поведением. Действия и работу души изучает также научная дисциплина - психология, которая выявляет и описывает закономерности поведения и проявления чувств человека как реакцию на различные внешние воздействия и ситуации.

Все наше современное образование и воспитание человека ориентировано в основном на развитие разума и в целом души человека, но не дает правильного развития и укрепления духа – главной части человека.

Дух человека имеет следующие проявления:

Вера, любовь, совесть, способность воспринимать красоту, созерцающее творчество, страх, страсть


Ход занятия

Индуктор: Выдать каждому ребенку по куску хлеба.

Актуализация:

· Одинаковы ли эти куски?

· Что общего есть между ними, не смотря на их различия?

Слово мастера: Каждый кусок хлеба содержит одни и те же компоненты. Ни один кусок не может быть солонее или мучнистее другого. Эти куски хлеба похожи на людей. Ведь и все люди состоят из одного и того же материала, но они разные по форме и размерам.

Если можно представить себе, что целая буханка хлеба это Святой Дух, а мы – отдельные кусочки этой буханки, то, поскольку Он присутствует повсюду, Он находится и в каждом из нас. Каждый из нас – это маленькая частичка Духа Святаго. Все мы обладаем разными качествами, данными нам от Бога, назовите их (миролюбие, радость, ясность ума и души, любовью, здоровьем, стремлением к порядку, мудростью). У всех нас есть желание быть ближе к Богу. 

Несмотря на то, что мы все разные и по-разному поступаем, в каждом из нас есть качества, присущие Святому Духу. Однако в некоторых людях эти качества могут быть сокрыты очень глубоко, поскольку они даже не подозревают о том, что обладают ими.

Рефлексия: А мы можем помочь этим людям обнаружить в себе эти качества? Как?

 



Приложение II .7.1

Паломничество как средство

В ДПЛ «Изборский Посад»

 

Даша Радыш 13 лет

 



Маша Дмитриева 12 лет.

Валаам.

Анна Смолина

 

Слова: дружина Юли Фоминой

Россия

От просторов простота России.

Рек ее неспешное течение,

Словно, благодать с небес струится,

Принося тебе прощение.

Припев: Это не сон - Богомолье,

Это - России раздолье.

К русским святыням дорога.

Божьего мира подмога.

 

Прощение всегда с небес, от Бога,

Тихий дар его любви безбрежной.

Простотой и нежностью своею

Русь укрыта, как фатою снежной.

 

Вся Россия - это птичья стая,

Гнезда, свитые из крыш, под синим небом,

Куполов мелодия простая

Дарит нам лучи Святого Света.

 

Припев: Это не сон - богомолье,

Это России раздолье.

К русским святыням дорога,

Божьего мира подмога.


 


Размышления в автобусе

Даша Радыш. 13 лет.

 Раннее утро. Едем в автобусе.

 Дождь моросит.

Кажется мне, что Россия родная

О чем-то грустит.

Плачет слезами обильными, горькими;

Божию Матерь молит,

Чтоб защитила Русь православную.

Сердце щемит

Когда слышу молитву, слезами политую...

Сердце болит...

Когда чувствую Родину- мать свою нежную.

Сердце кричит…

Слезы стекают по стеклам автобуса:

Плачет родная Россиюшка - мать

Нигде не найдешь ты на линии глобуса

Такую державу. Такой не сыскать.

 

 

 

 

 

Паломнический поход

«Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что».

Программа «Сказки «Изборского Посада»

Даша Радыш

Дивное место в огромной России манит к себе вновь и вновь

Диво сокрыто под пологом синим. Старца слова нам здесь дарят любовь:

Христос Воскресе! Радость моя! Встретит нас батюшка с доброй улыбкой.

Христос Воскресе! Радость моя! Пусть жизнь не будет ошибкой.

 

Дружина «Яковлевка»

Как во Яковлевке мы не хухры и е мухры…

Ничего не знали. Сидели и гадали…

И начальник наш, Наталья, повелела разузнать

Про историю святую.

Местный люд да поспрошать:

Чтоб поведали они жизнь Дивеевской земли.

 

И пошли мы вчетвером к людям знающим с добром…

Тьму народу обошли, но результатов не нашли…

Ничего мы не узнали, только время потеряли.

И не думая, нимало, пошли тогда мы сами

В храм Казанский помолиться

К мощам святым да приложиться.

 

Потом к березке подошли. «Мишку» доброго нашли.

С ним беседовать мы стали. От него мы все узнали.

Пролетело быстро время и пришлось нам – ноги в стремя…

С «другом - мишкой» мы простились

И домой скорей пустились.

 

 

Приложение II .8.1

Задание 1:

Напишите коллективную работу, продолжив слова: «Сегодня здесь тихо. Ничто не мешает спокойному созерцанию "сияющих громад". И только воображение может воспроизвести...

· Кривичи:

…жизнь древних изборян. Можно представить, как по полю идут воины в начищенных латах с острыми копьями и наточенными мечами. Их сопровождает конница, а в небе парят орлы. В лучах восходящего солнца русское войско идет на поле боя.

· Русичи:

…ту жизнь 7 веков назад. Тот уклад и традиции от повседневного быта до военных событий.

Заглянем в окно обычной Изборской избы: девушка сидит за столом и плетет гердан… Ей скоро плакать на свадьбе…

А на площади идет ярмарка: многочисленный люд в разнообразных костюмах торгует заморским товаром…

Молодые девушки кружатся в хороводе и звонко смеются.

Маленький мальчик подбежал к колодцу и что-то долго в нем пытался рассмотреть… Наверное – звезду.

· Водичи

…ту холодную темную осеннюю ночь, когда дозорный у Талабской башни споткнулся о доску, перевернув которую увидел мягкий любящий взгляд Пресвятой Богородицы, обращенный как-будто прямо в душу изборянина…

Трижды уносили обретенную икону в Никольский собор. И трижды Она возвращалась на то место, где ее нашли… А ливонское войско, стоявшее у стен крепости, поутру, покинуло древнюю русскую землю.

· Островичи

…всего несколько лет назад радовала глаз первозданная природа. Она была так органична… Творение Божие радовало глаз, утишало душу…

И, вдруг… Все изменилось: нарушен естественный ландшафт. То там, то сям, режут глаз покосившиеся и облезлые указатели, шлагбаум на площади у крепости «фильтрует» русских и иностранцев, желающих познакомиться с этим Божьим Чудом – Изборском… Тяжелой поступью «запад» внедряется на исконно русскую землю своей культурой… А вот ливонцы не смогли одолеть эту землю… Может мы не русские? Или просто совсем не любим свою Родину? Пытаясь украсить Божие творение, усовершенствовать совершенное, мы подпиливаем свои «корни» и рубим тот сук, на котором сидим.

Задание 2:

Подберите эпитеты к словам: «В Изборске все…» попытайтесь их зарифмовать.

· Кривичи:

В Изборске все прекрасно.

Здесь крепость и холмы,

Целебные источники,

Прозрачные ручьи

· Русичи:

В Изборске – все вместе,

В Изборске – наш дом,

Плечом мы к плечу за семейным столом.

Как в русской семье – здесь богато детей…

И ты в этот дом приходи поскорей.

· Водичи:

В Изборске все таинственно и тихо,

Порой, лишь, стены древние вздохнут…

Вдруг, вспомнив стоны, битв кровопролитных…

А годы… как вода… бегут, бегут…

 

· Островичи:

В Изборске все, как много лет назад…

Здесь тишина, покой и птичье пенье…

Но очень жаль: шлагбаумы стоят,

И скоро, воздух продавать начнут, наверное…

 

 Задание 3: «Живая вода»

· Выберите водоем, с которым вы хотите «поговорить»

· Поговорите с водой, попытайтесь услышать ее «рассказ»

· Напишите сочинение миниатюру «Что рассказала мне вода о прошлом моей Родины»

1. Кривичи:

-Здравствуй милая речушка, ты так тихо и спокойно течешь своим чередом…

Расскажи мне милая речка о Руси – матушке, где текла ты, что видела?

«А текла я по древней Руси, да по Изборской земле. Плыли по мне ладьи купеческие из заморских стран. И летали тогда надо мной чайки белокрылые. Видела я и девушек с коромыслами, да и воинов и битвы кровопролитные.

А летали тогда надо мной, беду предвещая, вороны, орлы, да ястребы зоркие.

2. Русичи:

-Ах, что это за тихий плач доносится из-за темных стволов деревьев? Так это же маленький ручеек…

Это он журча, плачет… Плачет, и, как-будто что-то пытается раз сказать…

-«Здравствуй, ручеек, что случилось, почему плачешь? – а он все плачет и сквозь слез журчанье говорит, что скоро война, скоро люди будут приходить к нему только для того, чтобы омыть раны, а не для того, чтобы просто поговорить. Скоро женщины будут провожать мужчин на войну и горько плакать. Скоро жизнь полна будет страха, грусти, отчаяния… Вот отчего плачет маленький ручеек.

3. Водичи:

Наша дружина поговорила с разными источниками и узнала, что в каждом источнике вода имеет свой характер и свою историю… И что если хорошо прислушаться, можно услышать рассказ о том, что было, когда кривичи только-только заселили Труворово городище, освоили территорию и стали развивать свое хозяйство и культуру, создавать свои традиции и обычаи. Святые источники исцеляли многих людей от неизлечимых болезней, порой, даже, спасая жизни. Они тихо звенели, неся с собой радость и тепло, согревая людям сердца. Учили людей любить Бога и природу, созданную Им. И так из года в год, из века в век святые источники помогали людям… Помогут они и сейчас, если открыть свое сердце и просто прислушаться к звону воды.

4. Островичи:

«Тихо колышется озеро, водная гладь чуть дрожит…

Лебеди белые кружатся… Ангел над храмом парит…»

Спускаясь к озеру, мы потихоньку пели песню, написанную нашими мальчишками несколько лет назад… А потом, стоя на мостках, мы вслушивались в тихий шепот озерной воды… Шепот или плач? Кто же скажет?.. Вот о чем шелестела – плакала озерная вода: о том, что было озеро полноводным, и, был чудесный песчаный пляж, где любили отдыхать изборяне, и чистые берега… А потом… Потом появился «добрый» предприимчивый человек, решивший развести бобров и настроили они плотин, заболотили речку Смолку, впадавшую в озеро… И немного лет прошло, всего – десяток, а красивейшее озеро превращается в болото… Правда, в болото – сухое, в геологический памятник… В 98 году предлагали ребята «Изборского Посада» вычистить озеро, да отказали им… Сказали, что ведется музеем – заповедником изучение воздействия антропогенного фактора на природу музея – заповедника… Вот и изучают до сих пор… А озеро потихоньку зарастает… И уже наши внуки, наверное, будут приходя сюда любоваться не белокрылыми лебедями, а жителями болот – лягушками… А ведь нужно-то всего совсем немного: пару лодок, да цепи, да косы, да руки, желающие помочь этому древнейшему, сказочному, так много повидавшему на своем веку озеру.

Приложение II .9.1

Павел Михайлов 1998г.

 

 

Наталья Бурова 1998 г.

 

 

 

Александра Соловьева 2005г.

 

 

 

 

Дмитрий Поливанов 1998 год

 

 

 

 

 

Мария Марусова 2002г.

 



Приложение II .9.2

Лето 2004г.

Творческие работы в технике «Флористика» выполнили

1. «Золотая рыбка» Даша Радыш

2. «Волшебная тыква» Игорь Поливанов

3. «Аленький цветочек» Иван Радыш

4. «Змей – Горыныч» Настя Радыш

5. «Лягушка – царевна» Таня Фомина

6. «Кот ученый» Антон Беляев

7. «Терем – теремок» Анастасий Сеин

8. «Аленький цветочек» Наташа Бурова

 

 

                  Света Кремель 2004г           

                   Оля Иванова 2004г


1.       2.    3.

 

4. 5. 6.      7.


 

8.

 

 





Приложение II .10.1

Песенное творчество

Изборск

Изборская (3)

Непрядва

Сл. Марины Александровой.

Мужская Посадская.

Слова мальчиков "Изборского Посада"

Тихо колышется озеро,

Водная гладь чуть дрожит...

Лебеди белые кружатся,

Ангел над храмом парит.

Ах, почему мы не лебеди?

Нам бы крылами взмахнуть...

Тихая ты моя Родина,

Будет нелегок твой путь.

Припев:

Вновь встречая в Изборске друзей,

Год за годом спешим в "Посад"...

Здесь мы учимся быть добрей,

Каждый встрече с друзьями рад...

 

Дети твои постараются

Крест свой смиренно нести.

Веру хранить православную,

Землю родную спасти.

Скорби встречаем и трудности

Мы без обид и досад...

В этом всегда помогает нам

Добрый "Изборский Посад".

Припев:

 

 

Вечерняя.

Наш дом - Божий мир.

Дух «Изборского Посада»

Инструкторская прощальная.

Воспитательный потенциал д етского православного лагеря

«Изборский Посад» .

Книга IV

Приложения II .5.1 – II .9.2

Возраст участников: 9 – 18 лет

Срок реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018

 

 

Автор: Педагог

 

ДПЛ «Изборский Посад»

 

Соколова Наталья Николаевна

 

Камно 2018

 

Оглавление

 

Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал

детского православного лагеря «Изборский Посад».

Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2

Книга III. Приложения II.4.1

Книга IV. Приложения II.5.1 II.9.2

Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3

Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.