С кем мы работаем в рамках устной истории?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Обычно в рамках устной истории ведется работа с пожилыми людьми, являющимися очевидцами исторических событий;

- устная история, как правило, уделяет внимание группам общества, недостаточно представленным в истории;

- интервью в устной истории являются частью более широкого этнографического контекста.

Как планировать интервью?

- Выбор темы исследования;

- почему эта тема важна;

- какие существуют источники по этой теме;

- почему устная история является наиболее подходящим методом для изучения этой темы;

- что исследователь хочет/ожидает выяснить;

- кто должен быть проинтервьюирован и почему;

- кто является предполагаемой аудиторией;

- каковы предполагаемые продукты;

- будут ли заархивированы данные и где.

Вопросы законности и этики

- Планирование проекта по устной истории должно начинаться с обсуждения этических вопросов:

- понимание исследователем ответственности перед интервьюируемым;

- получение разрешения от респондента на запись и архивирование звука, фотографий и текста;

- предоставление респонденту информации о целях и продуктах исследования;

- исследователь должен уточнить, что результаты могут быть по-разному интерпретированы исследователем и интервьюируемым;

- письменное разрешение на обнародование или устный договор с респондентом на публикацию материалов.

Технология записи

- Устную историю невозможно осуществлять без записи;

- запись может включать звук и/или видео;

- умение работать с оборудованием;

- диктофон подготовлен и проверен перед интервью;

- звуковые файлы перенесены в компьютер и созданы их резервные копии.

- При этом на сегодня важным является акцентирование внимания на тех этапах устно-исторического исследования, которые начинаются уже после полевой работы, а именно: на стратегических подходах и методиках анализа, используемых исследователями. Они включают в себя следующие вопросы:

- Анализ устной информации рассматривает как форму, так и содержание;

- Анализ формы: как рассказана история?

- Каким образом интервьюируемый помнит и интерпретирует прошлое?

- Каковы основные события, вопросы и темы интервью?

- Акцент на согласованности, расхождениях и противоречиях в повествовании;

- Каким образом повествование связано с вопросами, не указанными в тексте?

- Повествование должно анализироваться с учетом более широкого политического, социального и культурного контекста.

Рассмотренные подходы исследования делают устную историю, прежде всего:

критичной (не рассматривающей устное свидетельство как набор фактов и сведений, а требующей критики интервью как источника);

саморефлексивной (предусматривающей размышления над теоретическими подосновами и процедурами анализа, когда текст исследования тяготеет не к пересказу интервью, а к собственным выводам исследователя касательно этого интервью);

открытой публичному рассмотрению и валидизации результатов исследования (то есть дающей доступ к интервью другим исследователям и общественности, предлагающей возможность проверки адекватности авторских выводов).

В завершение можно отметить, что продуктами устной истории могут являться специальные устно-исторические фонды в государственных архивах, академические книги и статьи, тексты для широкой аудитории в СМИ, веб-сайты и CD-ROM, фильмы и видео, тематические экспозиции в музеях.

 

70 Использование в организации современных социологических методов: этнографический и биографический методы.

Этнографический метод - метод полевого исследования, характеризующийся получением данных в естественных, повседневных условиях и в прямом взаимодействии с объектом исследования (социальными общностями и социальными группами, имеющими внутреннюю культуру), где данные получены преимущественно неформализованными способами (включенное наблюдение, неформализованные интервью) во время длительного нахождения исследователя в среде изучения и имеют в своей основе описательную логику.

Этнография не может обойтись мез источников смежных наук: фольклористики, лингвистики, археологии, антропологии, ботаника, медицина, климатология и тд.

Методы этнографического исследования:

1. Сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдалённого прошлого. Метод сыграл большую роль в научно-обоснованной реконструкции истории первобытного общества, истории культуры, религии и т.д. Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдалённого прошлого – неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия. Он учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияния местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе, зависимость от конкретных условий его жизни.

2. Метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов, сторонники диффузионизма и гребнерианства превращали их в некий абсолют, из которого эти явления распространялись по миру. Другие критики эволюционизма пытались абсолютизировать влияние местных факторов и особенностей. Американские учёный (Уисслер) рассматривая культуру американских индейцев как систему, зависящую от экологических условий (ареал маиса, ареал оленя-карибу и т.д.). При этом методе анализа каждая культура или ареал оказывается лишь собранием культурных особенностей, а не целостной системой.

3. Метод комплексного подхода, созданный Д.Н.Анучиным и развитый советскими этнографами. Суть в том, что данные какой-либо науки не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов (анализ разных явлений).

4. Метод пространственного определения, т.е. определения, как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Он широко применяется и при составлении этнографических атласов. Этнические картографы П.Е. Терлецкий, П.И. Кушнер.

5. Метод массового количественного анализа, т.е. появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой.

6. Метод анкетирования, основная суть – в опросный лист выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определённой стандартизированной форме. Метод позволяет выявить дополнительные источники (демографические, данные статистики, страховых переписок и т.д.). Этот метод эффективен при изучении этнических процессов современности. Недостаток метода – не всегда верный отбор типологических групп для анализа и выделение специфических признаков культуры.

 

Биографический метод — метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.

Этот метод используется, как способ изучения жизни индивида. Социология использует биографический метод, как мультиметодологический подход, ориентированный на изучение "истории" становления личности, опираясь на субъективную оценку и изложение истории жизни и общественной действительности.

Биографическое исследование проводится на следующих видах данных в качестве материалов:

- официальные документы;

- семейные реликвии и артефакты;

- устные жизнеописания;

- результаты опросов интервью;

- данные наблюдений;

В целом сбор данных отражает главные вехи анализируемой биографии.

Ведущим инструментом сбора данных становятся биографическое глубинное интервью, можно также использовать полуструктурированные интервью. Данный инструмент направляется для затрагивания и описывания разных тематических блоков, затрагивающих разные стороны или периоды жизни человека (например детство, юность, учеба, работа и т.д.). Касаемо каждого блока исследователь составляет список подлежащих к задаванию вопросов, с помощью которых и подбирается информация. Прочие вопросы не возбраняются, их использует для уточнения и расширения исследования.

Источниками биографических данных являются:

- сам изучаемый человек;

- знающие его люди;

- продукты его деятельности;

- исторические и литературные источники;

- материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий (кино-, фото -, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации;

- данные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности или досуга и т.п.;

- жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий природно-архитектурный антураж, экстерьер и интерьер помещений);

- личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).

Основными видами биографического исследования являются: психобиография, каузометрия, формализованная биологическая анкета.

Психобиография .

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Данный метод был разработан в рамках фрейдизма и, поэтому ему характерно биологизация психических явлений и психологизация социальных [9]. В психоанализе личность рассматривалась как производная психологически значимых событий, происходивших в раннем детстве. Такими событиями считались различные психологические конфликты, психотравмирующие ситуации, впечатления и переживания, которые признавались решающими для последующих этапов личностного развития. Прослеживалась их роль и воплощение в особенностях зрелой личности и ее деятельности [9]. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона. На данный момент все американские президенты и многие политики обследуются этим методом.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически.

Каузометрия.

Каузометрия (от лат. Causa - причина) – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.

Метод был предложен в 1982 г. Е.И. Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Исследование проводится в форме интервью, которое состоит из шести процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно проводится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и «для других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 369.