Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

5. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

При этом большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов – это «звезды», а большинство членов группы оказываются эмоционально обездоленными – это «социометрический пролетариат».

Если группа увеличивается, то еще больше увеличивается эта непропорциональность.

Неравенство может уничтожить только «социометрическая революция».

Ограниченность области применения социометрического метода:

- С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода.

- Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

Малые группы – коллективы:

- Бригады,

- Небольшие участки,

- Малые предприятия,

- Постоянные и временные учебные коллективы,

- Небольшие воинские подразделения и т. д.

Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

Важные вопросы:

численность малых групп,

«нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

основания для классификации этих групп.

Основные признаки малых групп:

пол,

возраст,

образование,

профессия,

интересы,

национальность и др.

Используемые в социометрии понятия:

формальные группы,

неформальные группы,

«группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей).

«референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга).

Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида».

Уровни изучения межличностных отношений:

поведенческий (изучение осуществляется при помощи наблюдения),

вербально-прожективный (изучение осуществляется при помощи опроса).

 

Организация социометрического опроса начинается с составления его программы.

Для нее характерны все основные компоненты программы социологического исследования.

При составлении программы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- предварительное ознакомление с группой;

- точное определение социометрических критериев,

- разработку адекватного инструментария;

- выбор форм обработки; анализ информации.

Объект социометрического опроса – малая (контактная) группа, т.е. такая группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом.

Различают:

- неинституциональные (неофициальные) и

- институциональные (официально признанные) группы (коллективы).

Предметом социометрического исследования может быть:

1. сама социометрическая структура группы,

2. социометрический статус отдельных членов группы.

Особое внимание следует обратить на выбор единицы анализа и измерения, под которым понимается установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

В зависимости от направленности выбора вычленяют отношения:

- Положительные отношения – выбор члена группы для совместной деятельности.

- Отрицательные отношения – отклонение члена группы.

- Нулевой выбор – опускание, отсутствие выбора или отклонения.

Поскольку член группы может выразить отношение к другим членам группы тремя способами, то для каждой пары индивидов возможно существование шести типов, зависимости (см. схему 8.1).

Схема 8.1

1. А выбирает Б и Б выбирает А.
2. А выбирает Б, а Б опускает А.
3. А выбирает Б, а Б отклоняет А.
4. А опускает Б и Б опускает А.
5. А опускает Б, а Б отклоняет А.
6. А опускает Б, а Б выбирает А.
7. А отклоняет Б, а Б выбирает А.
8. А отклоняет Б и Б отклоняет А.
9. А отклоняет Б, а Б опускает А.

В программе проведения социометрического опроса важное значение придается определению социометрического критерия. Он формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат снованием для установления структуры взаимоотношений между членами группы. Социометрические критерии применяются также в виде тестов.

 

68 Основные методы социологических исследований в организации: эксперимент.

Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы с помощью самой природы», тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Если в применении неэкспериментальных методов, как правило, все группы для исследователя равноценны, то в эксперименте обычно участвуют основная и контрольная группы испытуемых.

Вследствие разного уровня разработанности той или иной научной проблемы и недостатка информации о связи зависимой и независимой переменных выделяют два основных типа экспериментов:

- исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями;

- подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Так, при выяснении причин социальной напряженности в определенном городе выдвигаются такие возможные гипотезы: низкие доходы населения, социальная поляризация, непрофессионализм администрации, коррупция, негативное воздействие СМИ и т.д. Каждая из них требует проверки, хотя и представляется вполне обоснованной.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы. Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.

Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.

Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Предположим, исследователь выдвинул гипотезу, что в данном городе воздействие СМИ приводит к росту социальной напряженности. Но что является причиной, а что следствием? Возможно, социальная напряженность сама влияет на характер передач телевидения и публикаций «тревожащих» статей в местной печати. В данном случае социолог может провести эксперимент с целью выяснить эту причинно-следственную связь.

Так, для экспериментальной группы можно контролировать (уменьшать или увеличивать) число передач с избыточной «негативной» информацией, менять факторы воздействия с тем, чтобы узнать, как эти факторы раздельно или в совокупности влияют на людей, т.е. исследователь манипулирует одной или двумя независимыми переменными, стараясь сохранить все остальные неизменными (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Воздействие СМИ на рост социальной напряженности

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные социальные группы — потребителей и производителей, управляющих и управляемых, верующих и атеистов, студентов и преподавателей, производственные и научные коллективы и т.д., и любые характеристики этих групп носят в основном психологический характер. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются социально-психологическими. Заметим, что основное различие чисто психологическою и социологического экспериментов состоит в акценте исследовательских программ и методов, а также в целях, поставленных перед исследователем. Так, при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей, где психологические факторы играют значительную роль. В. Биркенбил описывает невербальный (бессловесный) конфликтный эксперимент, участниками которого были всего двое (малая группа).

Этот эксперимент был проведен за столом ресторана, за которым напротив друг друга сидели два приятеля. Один из них — психиатр — повел себя несколько необычно: взял пачку сигарет, закурил и, продолжая говорить, положил пачку рядом с тарелкой собеседника. Тот чувствовал себя несколько неуютно, хотя и не мог понять причины. Чувство дискомфорта усилилось, когда психиатр, пододвинув свою тарелку к пачке сигарет, перегнулся через стол и стал что-то с жаром доказывать. Наконец он сжалился над собеседником и сказал:

- Я только что продемонстрировал с помощью так называемого языка тела основные черты неязыковой коммуникации.

- Пораженный друг спросил:

- Какие основные черты?

- Я агрессивно тебе угрожал и через это воздействовал на тебя. Я привел тебя в состояние, в котором ты мог быть побежден, и это тебя беспокоило.

- Но как? Что ты делал?

- Сначала я передвинул в твою сторону свою пачку сигарет, — объяснил он. — По неписаному закону стол делится пополам: одна половина стола моя, а другая твоя.

- Но я ведь не устанавливал никаких разграничений.

- Конечно, нет. Но, несмотря на это, такое правило существует. Каждый из нас мысленно «маркирует» свою часть, и обычно мы «делим» стол согласно этому правилу. Однако я, поместив свою пачку сигарет на другую половину, нарушил эту неписаную договоренность. Хотя ты и не осознавал того, что происходит, но почувствовал дискомфорт... Потом последовало следующее вторжение: я подвинул к тебе свою тарелку. Наконец, вслед за ней последовало мое тело, когда я навис над твоей стороной... Ты чувствовал себя всс более и более скверно, вот только не понимал, почему собственно.

Если вы будете проводить такой эксперимент, то убедитесь, что сначала ваш собеседник, еще бессознательно, будет отодвигать обратно предметы, которые вы расположите в его зоне.

Вы снова сдвигаете их к нему, а он упорно отодвигает их назад. Это может продолжаться до тех пор, пока ваш собеседник не осознает, что происходит. Тогда он вступит «на тропу войны», например агрессивно заявив: «Прекрати это!», или подчеркнуто резко швырнет эти предметы на вашу сторону.

Более рисковыми являются попытки изучения причин и динамики конфликта с применением насилия. Исследователь может использовать стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), например, если воздействовать на группу испытуемых, то можно обнаружить усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные ее проявления (крики, угрозы и т.д.).

М.Б. Харрис с коллегами в 1970-х гг. провели остроумный эксперимент, когда испытуемые, оказавшиеся в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и проч., подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. С этой целью применялось несколько различных процедур. Например, водном из вариантов помощники и помощницы экспериментатора намеренно толкали людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный поступок классифицировалась по категориям: вежливая, безразличная, несколько агрессивная (например, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивная (долгие сердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других опытах ассистенты экспериментатора вставали перед человеком, стоящим в очереди (в магазине, ресторане, банке). В одних случаях ассистенты говорили «извините», а в других не говорили вообще ничего. Вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень агрессивные (угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюбные (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толчки и выпихивание. Эти процедуры применялись для изучения фрустрации и агрессии.

Таким образом, под социологическим экспериментом следует понимать метод сбора и анализа данных, позволяющий осуществить проверку гипотез о наличии или отсутствии причинных связей между социальными явлениями. Для этого исследователь активно вмешивается в естественный ход событий: создает в изучаемой группе искусственные условия и планомерно контролирует их. Полученная в ходе эксперимента информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования. Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения эффективности функционирования социальных групп, организаций, институтов. Однако в процессе применения экспериментального метода важно учитывать не только достоверность данных, но и моральные и правовые нормы, а также интересы и стремления людей, участвующих в исследовании.

 

69 Особенности использования в организации социологических методов: кейс-стади (исследование отдельной общности) и oral history (устная история).

Кейс-стади.

Метод Кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Испытуемым предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Отличительная особенность Case-метода:

создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента:

- хороший CASE

- определенная методика его использования в учебном процессе.

CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Структура кейса:

- Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

- Комментарий ситуации, представленный автором

- Вопросы или задания для работы с кейсом

- Приложения

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания

- иметь соответствующий уровень трудности

- иллюстрировать несколько аспектов жизни, не устаревать слишком быстро

- иметь национальную окраску

- быть актуальным на сегодняшний день

- иллюстрировать типичные ситуации

- развивать аналитическое мышление

- провоцировать дискуссию иметь несколько решений

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Формы представления кейса:

1)- печатный;

- видео;

- мультимедиа.

2) – несколько предложений на одной странице;

- множество страниц с текстом;

- описание одного события в одной организации

- история развития многих организаций за многие годы

Этапы разработки кейса:

- Определение места кейса в системе образовательных целей

- Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

- Построение, или выбор модели ситуации

- Создание описания

- Сбор дополнительной информации

- Подготовка окончательного текста

- Презентация кейса, организация обсуждения

Основные принципы представления кейс:

- простота

- ясность

- точность

Виды кейс-стади:

1) По цели исследования

-объяснительные (цель: разработать теорию, которая объясняет данный случай, рассмотреть причину)

-описательные (цель: всесторонне описать случай)

-разведывательные (цель: изучить ранее неизвестный феномен)

2) По характеру самого кейса

-индивидуальные (кейс-отдельная личность, изучение ее социального опыта, установок)

-сообщества или несколько сообществ (изучаются социальные связи: политика, работа, досуг, семья)

-организация или социальный институт (трудовые отношения)

-событие или определенные социальные отношения (учитель-ученик, преступление, стихийное бедствие)

3) По количеству изучаемых кейсов

-единичные

-множественные (одновременно изучается несколько случаев)

План кейс-стади:

1. Разработка концептуальной схемы

2. Выделение исследовательских вопросов

3. Определение выборочной стратегии

4. Подбор методов сбора данных

5. Анализ результатов

Область применения: - исследование причин соц. напряженности в обществе; - осуществление соц. прогнозирования; - маркетинговые исследования; - политические исследования; -методологическое обеспечение соц. информацией: "+": - взаимодействие респондентов => идеи, высказывание одного стимулируют другого; - заказчик может наблюдать; - оперативно и дешево; - глубокое качество информации; "-": - сложность с организацией проведения; - трудности с фиксацией, обработкой результатов; Организация: - устройство помещения (комната для наблюдения)

Круглый стол

Таблички с именами - число участников 8 -12 человек; - состав участников: Основные характеристики: принадлежность к соц. классу, образование, пол, возраст, национальность. Общие правила формирования по полу: - группы до 25 лет желательно разделять по полу; - предмет обсуждения не должен быть интимным в смешанных группах; - необходимо строго придерживаться разделения среди менее образованных слоев; - в группах профессионалов признак пола утрачивает свое значение; - в группах до 20 лет возрастной интервал не должен превышать двух лет; - от 17 до 25 более существенны социальные характеристики; - основной контингент должен быть в трудоспособном возрасте (25-50 лет) разбивают на две группы; - в пенсионном возрасте соц. признаки играют большую роль; Ограничение на участие в фокус-группе: - если знаком с процедурой проведения; - лица знакомые друг с другом и модератором; - лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения; - лица, связанные с маркетингом и рекламой; Число группа, необходимых для проведения исследования от 4-х до 8-ми. Процедура проведения: 1. отбор (фильтрующая анкета, обзвон респондентов, уточняя время, место проведения, еще раз фильтрующая) 2. вводный (знакомство) 3. основной: - знакомство с проблемой; - обсуждение (ввод в стимульную ситуацию, разогрев участников); 4. заключительный (итог, выводы). Обязательно видео-, аудио- съемка. Анализ результатов: Стенография, "полные" транскрипты, нужно выйти на типы ("мозаика понимания"), вставка таблиц, высказываний. В отчете: введение, цели, задачи, основные части, заключение с рекомендациями, приложения.

 

Oral history (устная история).

Устная история (oral history) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный архив и для современных, и для будущих историков. Устные исторические данные требуют осторожной оценки с точки зрения их достоверности и репрезентативности.

Зарубежная историография довольно четко определила вклад устной истории в историческую науку. Это:

– новые данные для истории;

– ответ на вопрос «почему» в отношении исторического опыта;

– акцент на субъективности, межсубъективности и усилении потенциала интервьюируемого;

– междисциплинарный подход;

– обеспечение контакта между академическими кругами и общественностью.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.