Основные характеристики социометрической методологии и техники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

- написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;

- подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

- набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;

- написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

Процесс

Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

- помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

- обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

- если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

Приведем пример фокус-группы, проведенной зарубежной компанией по производству моющих средств среди россиян с целью тестирования рекламы, направленной на предупреждение фальсификации оригинальной продукции и выяснение отношения покупателей к этой продукции.

Разработчики предложили следующий гайд для фокус-группы.

Вводная часть (5 мин). Модератор представляется, сообщает о теме исследования: обсуждение проблем, связанных с покупкой таких товаров повседневного спроса, как стиральный порошок, шампунь и зубная паста. Модератор просит каждого участника представиться, сказать несколько слов о себе (возраст, род занятий, состав семьи), а также объясняет ценность мнения каждого участника. Он просит говорить громко и четко, чтобы ответы участников были слышны при просмотре и записи. Еще раз объясняет респондентам, что в дальнейшем речь будет идти о стиральном порошке, шампуне и зубной пасте.

Общая часть (20 мин). Изучая покупательские привычки и предпочтения респондентов, модератор задает такие вопросы: какие марки (стирального порошка, зубной пасты, шампуня) вы обычно используете?

Чем они вам нравятся? Из-за чего вы их выбрали? Как давно вы стали регулярно покупать именно эти марки? Что покупали раньше? (если раньше покупали другие марки) Из-за чего отказались от покупки прежних марок? Почему именно они перестали вас устраивать? Модератор предлагает подробнее обсудить, как респонденты покупают эти товары. Почему именно на оптовых рынках? Как выбирают для себя определенный оптовый рынок?

Чтобы понять сам процесс покупки на оптовом рынке, модератор задает такие вопросы: эти товары (одна и та же марка), купленные в разное время или в разных местах, были всегда одинаковы или нет? С чем, по-вашему, связано различие между товарами (если оно есть)? Как его можно объяснить? Как вы поступали в тех случаях, когда обнаруживали, что купили некачественный товар? Можно ли при покупке как-то определить, качественный (настоящий) это товар или нет?

Основная часть — тестирование рекламного ролика (60 мин) предусматривает его просмотр и обсуждение. Задаются такие вопросы: каково ваше впечатление? Что вы подумали, когда вы его смотрели? Что (в этой рекламе) навело вас на такие мысли? Понравилась вам реклама или нет? Чем именно? Почему это вам нравится (не нравится)? Какое у вас настроение после просмотра такой рекламы? Какие эмоции она вызывает? Оптимизм, пессимизм, скуку, какие-либо другие эмоции? Какая ее основная мысль? Для чего, по-вашему, эта реклама создана? Что вы думаете об информации, содержащейся в ролике? Вызывает она у вас доверие или нет? Почему нет? Как бы вы отреагировали на такую рекламу? Почему именно таким образом? Если вы после просмотра рекламы придете на оптовый рынок за покупками (стиральных порошков, зубной пасты и шампуней), что вы будете делать? Что следует изменить в такой рекламе? Почему? Что нужно убрать? Что в рекламном ролике лишнее (ненужное, раздражающее)? Почему вы так считаете? Что следовало бы добавить? Для чего это нужно?

Заключительная часть (5 мин). Выясняется мнение респондентов о борьбе с подделками. Какую программу действий они могли бы предложить? Далее дискуссия завершается. Модератор благодарит респондентов, раздает сувениры.

Таким образом, метод фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы. Фокус-группа является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении. Метод фокус-группы может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус-группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных. Анализ фокус-групп позволяет приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты исследования будут более «живыми» и наглядными.

 

65. Основные методы социологических исследований в организации: наблюдение.

 

Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.

Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное, подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».

Примеров «включенного» наблюдения, проведенных российскими социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец А.Н. Алексеев уволился из Института социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным сотрудником, и инкогнито устроился рабочим на Завод полиграфических машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал те или иные факты, но и вводил экспериментальные факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных «социологии наблюдающего участия».

Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают трудности, связанные с тем, что они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом «включенного» наблюдения, как замечает В.А. Ядов, нередко является эссе, а не строго научный трактат. Кроме того, некоторые специалисты сомневаются в этичности маскировки социолога под рядового участника событий.

Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.

Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими методами сбора информации для оживления колонок бесстрастных цифр — результатов различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.

Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в конкретном исследовании, а также средства и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих специалистов-наблюдателей целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным социологом.

Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации полученных данных, образцы составления отчета.

Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего наблюдения оно может пригодиться как для руководителя проекта, так и для самого наблюдателя. Этот метод особенно важен для выработки гипотезы общего исследования.

Таким образом, в процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.

 

66. Основные методы социологических исследований в организации: анализ документов.

 

При анализе документов источником социологической информации выступают сообщения, которые содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и т.п. Например, в известной работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918) объектом анализа стали записки самоубийц и письма, которые на протяжении десятилетий мать писала сыну.

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Вторичным анализом данных называют анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы). Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

- можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;

- имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);

- для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;

- статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;

- формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

- объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

- систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

- репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

- правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

Таблица 1.1. Пример бланка кодировки контент-анализа

Заполнив подобный бланк, информацию можно перевести в числовые данные, удобные для последующей статистической (компьютерной) обработки, что обеспечивает выявление линейного частотного распределения каждого признака и взаимосвязи между различными признаками.

Хрестоматийным примером контент-анализа, основанного на частотном распределении, является исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса, проведенное на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг. (табл. 1.2). Результаты анализа позволили выявить намерения авторов статей, послужили доказательством профашистской ориентации редакции и тем самым способствовали закрытию газеты.

Таблица 1.2. Число суждений в газете «Истинный американец»

Суждения Подтверждение Опровержение
Госаппарат США пропитан коррупцией 301 34
Внешняя политика США антихристианская 41 0
Президент Рузвельт — нежелательное лицо 150 17
Германия справедлива и мужественна 56 2
Политика Японии морально оправдана 22 6
Япония могущественна 30 2
Германия могущественна 41 2
США слабы 345 41
США находятся под контролем коммунистов 55 0
США находятся под контролем евреев 99 0
В администрации США много шпионов 45 0

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один изуспокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.

 

67 Основные методы социологических исследований в организации: социометрия.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

- получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

- выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

- диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

- измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

- выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

- обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

4. С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

5. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.)

Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества.

Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

«Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

2. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

1. спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

2. реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтическиефункции.

3. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

Различают:

- неинституциональные (неофициальные) и

- институциональные (официально признанные) группы (коллективы).

Предметом социометрического исследования может быть:

1. сама социометрическая структура группы,

2. социометрический статус отдельных членов группы.

Особое внимание следует обратить на выбор единицы анализа и измерения, под которым понимается установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

В зависимости от направленности выбора вычленяют отношения:

- Положительные отношения – выбор члена группы для совместной деятельности.

- Отрицательные отношения – отклонение члена группы.

- Нулевой выбор – опускание, отсутствие выбора или отклонения.

Поскольку член группы может выразить отношение к другим членам группы тремя способами, то для каждой пары индивидов возможно существование шести типов, зависимости (см. схему 8.1).

Схема 8.1

1. А выбирает Б и Б выбирает А.
2. А выбирает Б, а Б опускает А.
3. А выбирает Б, а Б отклоняет А.
4. А опускает Б и Б опускает А.
5. А опускает Б, а Б отклоняет А.
6. А опускает Б, а Б выбирает А.
7. А отклоняет Б, а Б выбирает А.
8. А отклоняет Б и Б отклоняет А.
9. А отклоняет Б, а Б опускает А.

В программе проведения социометрического опроса важное значение придается определению социометрического критерия. Он формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат снованием для установления структуры взаимоотношений между членами группы. Социометрические критерии применяются также в виде тестов.

 

68 Основные методы социологических исследований в организации: эксперимент.

Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы с помощью самой природы», тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Если в применении неэкспериментальных методов, как правило, все группы для исследователя равноценны, то в эксперименте обычно участвуют основная и контрольная группы испытуемых.

Вследствие разного уровня разработанности той или иной научной проблемы и недостатка информации о связи зависимой и независимой переменных выделяют два основных типа экспериментов:

- исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями;

- подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Так, при выяснении причин социальной напряженности в определенном городе выдвигаются такие возможные гипотезы: низкие доходы населения, социальная поляризация, непрофессионализм администрации, коррупция, негативное воздействие СМИ и т.д. Каждая из них требует проверки, хотя и представляется вполне обоснованной.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы. Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.

Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.

Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Предположим, исследователь выдвинул гипотезу, что в данном городе воздействие СМИ приводит к росту социальной напряженности. Но что является причиной, а что следствием? Возможно, социальная напряженность сама влияет на характер передач телевидения и публикаций «тревожащих» статей в местной печати. В данном случае социолог может провести эксперимент с целью выяснить эту причинно-следственную связь.

Так, для экспериментальной группы можно контролировать (уменьшать или увеличивать) число передач с избыточной «негативной» информацией, менять факторы воздействия с тем, чтобы узнать, как эти факторы раздельно или в совокупности влияют на людей, т.е. исследователь манипулирует одной или двумя независимыми переменными, стараясь сохранить все остальные неизменными (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Воздействие СМИ на рост социальной напряженности

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные социальные группы — потребителей и производителей, управляющих и управляемых, верующих и атеистов, студентов и преподавателей, производственные и научные коллективы и т.д., и любые характеристики этих групп носят в основном психологический характер. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются социально-психологическими. Заметим, что основное различие чисто психологическою и социологического экспериментов состоит в акценте исследовательских программ и методов, а также в целях, поставленных перед исследователем. Так, при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей, где психологические факторы играют значительную роль. В. Биркенбил описывает невербальный (бессловесный) конфликтный эксперимент, участниками которого были всего двое (малая группа).

Этот эксперимент был проведен за столом ресторана, за которым напротив друг друга сидели два приятеля. Один из них — психиатр — повел себя несколько необычно: взял пачку сигарет, закурил и, продолжая говорить, положил пачку рядом с тарелкой собеседника. Тот чувствовал себя несколько неуютно, хотя и не мог понять причины. Чувство дискомфорта усилилось, когда психиатр, пододвинув свою тарелку к пачке сигарет, перегнулся через стол и стал что-то с жаром доказывать. Наконец он сжалился над собеседником и сказал:

- Я только что продемонстрировал с помощью так называемого языка тела основные черты неязыковой коммуникации.

- Пораженный друг спросил:

- Какие основные черты?

- Я агрессивно тебе угрожал и через это воздействовал на тебя. Я привел тебя в состояние, в котором ты мог быть побежден, и это тебя беспокоило.

- Но как? Что ты делал?

- Сначала я передвинул в твою сторону свою пачку сигарет, — объяснил он. — По неписаному закону стол делится пополам: одна половина стола моя, а другая твоя.

- Но я ведь не устанавливал никаких разграничений.

- Конечно, нет. Но, несмотря на это, такое правило существует. Каждый из нас мысленно «маркирует» свою часть, и обычно мы «делим» стол согласно этому правилу. Однако я, поместив свою пачку сигарет на другую половину, нарушил эту неписаную договоренность. Хотя ты и не осознавал того, что происходит, но почувствовал дискомфорт... Потом последовало следующее вторжение: я подвинул к тебе свою тарелку. Наконец, вслед за ней последовало мое тело, когда я навис над твоей стороной... Ты чувствовал себя всс более и более скверно, вот только не понимал, почему собственно.

Если вы будете проводить такой эксперимент, то убедитесь, что сначала ваш собеседник, еще бессознательно, будет отодвигать обратно предметы, которые вы расположите в его зоне.

Вы снова сдвигаете их к нему, а он упорно отодвигает их назад. Это может продолжаться до тех пор, пока ваш собеседник не осознает, что происходит. Тогда он вступит «на тропу войны», например агрессивно заявив: «Прекрати это!», или подчеркнуто резко швырнет эти предметы на вашу сторону.

Более рисковыми являются попытки изучения причин и динамики конфликта с применением насилия. Исследователь может использовать стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), например, если воздействовать на группу испытуемых, то можно обнаружить усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные ее проявления (крики, угрозы и т.д.).

М.Б. Харрис с коллегами в 1970-х гг. провели остроумный эксперимент, когда испытуемые, оказавшиеся в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и проч., подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. С этой целью применялось несколько различных процедур. Например, водном из вариантов помощники и помощницы экспериментатора намеренно толкали людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный поступок классифицировалась по категориям: вежливая, безразличная, несколько агрессивная (например, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивная (долгие сердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других опытах ассистенты экспериментатора вставали перед человеком, стоящим в очереди (в магазине, ресторане, банке). В одних случаях ассистенты говорили «извините», а в других не говорили вообще ничего. Вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень агрессивные (угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюбные (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толчки и выпихивание. Эти процедуры применялись для изучения фрустрации и агрессии.

Таким образом, под социологическим экспериментом следует понимать метод сбора и анализа данных, позволяющий осуществить проверку гипотез о наличии или отсутствии причинных связей между социальными явлениями. Для этого исследователь активно вмешивается в естественный ход событий: создает в изучаемой группе искусственные условия и планомерно контролирует их. Полученная в ходе эксперимента информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования. Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения эффективности функционирования социальных групп, организаций, институтов. Однако в процессе применения экспериментального метода важно учитывать не только достоверность данных, но и моральные и правовые нормы, а также интересы и стремления людей, участвующих в исследовании.

 

69 Особенности использования в организации социологических методов: кейс-стади (исследование отдельной общности) и oral history (устная история).

Кейс-стади.

Метод Кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Испытуемым предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Отличительная особенность Case-метода:

создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента:

- хороший CASE

- определенная методика его использования в учебном процессе.

CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Структура кейса:

- Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

- Комментарий ситуации, представленный автором

- Вопросы или задания для работы с кейсом

- Приложения

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания

- иметь соответствующий уровень трудности

- иллюстрировать несколько аспектов жизни, не устаревать слишком быстро

- иметь национальную окраску

- быть актуальным на сегодняшний день

- иллюстрировать типичные ситуации

- развивать аналитическое мышление

- провоцировать дискуссию иметь несколько решений

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Формы представления кейса:

1)- печатный;

- видео;

- мультимедиа.

2) – несколько предложений на одной странице;

- множество страниц с текстом;

- описание одного события в одной организации

- история развития многих организаций за многие годы

Этапы разработки кейса:

- Определение места кейса в системе образовательных целей

- Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

- Построение, или выбор модели ситуации

- Создание описания

- Сбор дополнительной информации

- Подготовка окончательного текста

- Презентация кейса, организация обсуждения

Основные принципы представления кейс:

- простота

- ясность

- точность

Виды кейс-стади:

1) По цели исследования

-объяснительные (цель: разработать теорию, которая объясняет данный случай, рассмотреть причину)

-описательные (цель: всесторонне описать случай)

-разведывательные (цель: изучить ранее неизвестный феномен)

2) По характеру самого кейса

-индивидуальные (кейс-отдельная личность, изучение ее социального опыта, установок)

-сообщества или несколько сообществ (изучаются социальные связи: политика, работа, досуг, семья)

-организация или социальный институт (трудовые отношения)

-событие или определенные социальные отношения (учитель-ученик, преступление, стихийное бедствие)

3) По количеству изучаемых кейсов

-единичные

-множественные (одновременно изучается несколько случаев)

План кейс-стади:

1. Разработка концептуальной схемы

2. Выделение исследовательских вопросов

3. Определение выборочной стратегии

4. Подбор методов сбора данных

5. Анализ результатов

Область применения: - исследование причин соц. напряженности в обществе; - осуществление соц. прогнозирования; - маркетинговые исследования; - политические исследования; -методологическое обеспечение соц. информацией: "+": - взаимодействие респондентов => идеи, высказывание одного стимулируют другого; - заказчик может наблюдать; - оперативно и дешево; - глубокое качество информации; "-": - сложность с организацией проведения; - трудности с фиксацией, обработкой результатов; Организация: - устройство помещения (комната для наблюдения)

Круглый стол

Таблички с именами - число участников 8 -12 человек; - состав участников: Основные характеристики: принадлежность к соц. классу, образование, пол, возраст, национальность. Общие правила формирования по полу: - группы до 25 лет желательно разделять по полу; - предмет обсуждения не должен быть интимным в смешанных группах; - необходимо строго придерживаться разделения среди менее образованных слоев; - в группах профессионалов признак пола утрачивает свое значение; - в группах до 20 лет возрастной интервал не должен превышать двух лет; - от 17 до 25 более существенны социальные характеристики; - основной контингент должен быть в трудоспособном возрасте (25-50 лет) разбивают на две группы; - в пенсионном возрасте соц. признаки играют большую роль; Ограничение на участие в фокус-группе: - если знаком с процедурой проведения; - лица знакомые друг с другом и модератором; - лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения; - лица, связанные с маркетингом и рекламой; Число группа, необходимых для проведения исследования от 4-х до 8-ми. Процедура проведения: 1. отбор (фильтрующая анкета, обзвон респондентов, уточняя время, место проведения, еще раз фильтрующая) 2. вводный (знакомство) 3. основной: - знакомство с проблемой; - обсуждение (ввод в стимульную ситуацию, разогрев участников); 4. заключительный (итог, выводы). Обязательно видео-, аудио- съемка. Анализ результатов: Стенография, "полные" транскрипты, нужно выйти на типы ("мозаика понимания"), вставка таблиц, высказываний. В отчете: введение, цели, задачи, основные части, заключение с рекомендациями, приложения.

 

Oral history (устная история).

Устная история (oral history) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный архив и для современных, и для будущих историков. Устные исторические данные требуют осторожной оценки с точки зрения их достоверности и репрезентативности.

Зарубежная историография довольно четко определила вклад устной истории в историческую науку. Это:

– новые данные для истории;

– ответ на вопрос «почему» в отношении исторического опыта;

– акцент на субъективности, межсубъективности и усилении потенциала интервьюируемого;

– междисциплинарный подход;

– обеспечение контакта между академическими кругами и общественностью.

Вопросы законности и этики

- Планирование проекта по устной истории должно начинаться с обсуждения этических вопросов:

- понимание исследователем ответственности перед интервьюируемым;

- получение разрешения от респондента на запись и архивирование звука, фотографий и текста;

- предоставление респонденту информации о целях и продуктах исследования;

- исследователь должен уточнить, что результаты могут быть по-разному интерпретированы исследователем и интервьюируемым;

- письменное разрешение на обнародование или устный договор с респондентом на публикацию материалов.

Технология записи

- Устную историю невозможно осуществлять без записи;

- запись может включать звук и/или видео;

- умение работать с оборудованием;

- диктофон подготовлен и проверен перед интервью;

- звуковые файлы перенесены в компьютер и созданы их резервные копии.

- При этом на сегодня важным является акцентирование внимания на тех этапах устно-исторического исследования, которые начинаются уже после полевой работы, а именно: на стратегических подходах и методиках анализа, используемых исследователями. Они включают в себя следующие вопросы:

- Анализ устной информации рассматривает как форму, так и содержание;

- Анализ формы: как рассказана история?

- Каким образом интервьюируемый помнит и интерпретирует прошлое?

- Каковы основные события, вопросы и темы интервью?

- Акцент на согласованности, расхождениях и противоречиях в повествовании;

- Каким образом повествование связано с вопросами, не указанными в тексте?

- Повествование должно анализироваться с учетом более широкого политического, социального и культурного контекста.

Рассмотренные подходы исследования делают устную историю, прежде всего:

критичной (не рассматривающей устное свидетельство как набор фактов и сведений, а требующей критики интервью как источника);

саморефлексивной (предусматривающей размышления над теоретическими подосновами и процедурами анализа, когда текст исследования тяготеет не к пересказу интервью, а к собственным выводам исследователя касательно этого интервью);

открытой публичному рассмотрению и валидизации результатов исследования (то есть дающей доступ к интервью другим исследователям и общественности, предлагающей возможность проверки адекватности авторских выводов).

В завершение можно отметить, что продуктами устной истории могут являться специальные устно-исторические фонды в государственных архивах, академические книги и статьи, тексты для широкой аудитории в СМИ, веб-сайты и CD-ROM, фильмы и видео, тематические экспозиции в музеях.

 

70 Использование в организации современных социологических методов: этнографический и биографический методы.

Этнографический метод - метод полевого исследования, характеризующийся получением данных в естественных, повседневных условиях и в прямом взаимодействии с объектом исследования (социальными общностями и социальными группами, имеющими внутреннюю культуру), где данные получены преимущественно неформализованными способами (включенное наблюдение, неформализованные интервью) во время длительного нахождения исследователя в среде изучения и имеют в своей основе описательную логику.

Этнография не может обойтись мез источников смежных наук: фольклористики, лингвистики, археологии, антропологии, ботаника, медицина, климатология и тд.

Методы этнографического исследования:

1. Сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдалённого прошлого. Метод сыграл большую роль в научно-обоснованной реконструкции истории первобытного общества, истории культуры, религии и т.д. Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдалённого прошлого – неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия. Он учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияния местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе, зависимость от конкретных условий его жизни.

2. Метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов, сторонники диффузионизма и гребнерианства превращали их в некий абсолют, из которого эти явления распространялись по миру. Другие критики эволюционизма пытались абсолютизировать влияние местных факторов и особенностей. Американские учёный (Уисслер) рассматривая культуру американских индейцев как систему, зависящую от экологических условий (ареал маиса, ареал оленя-карибу и т.д.). При этом методе анализа каждая культура или ареал оказывается лишь собранием культурных особенностей, а не целостной системой.

3. Метод комплексного подхода, созданный Д.Н.Анучиным и развитый советскими этнографами. Суть в том, что данные какой-либо науки не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов (анализ разных явлений).

4. Метод пространственного определения, т.е. определения, как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Он широко применяется и при составлении этнографических атласов. Этнические картографы П.Е. Терлецкий, П.И. Кушнер.

5. Метод массового количественного анализа, т.е. появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой.

6. Метод анкетирования, основная суть – в опросный лист выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определённой стандартизированной форме. Метод позволяет выявить дополнительные источники (демографические, данные статистики, страховых переписок и т.д.). Этот метод эффективен при изучении этнических процессов современности. Недостаток метода – не всегда верный отбор типологических групп для анализа и выделение специфических признаков культуры.

 

Биографический метод — метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.

Этот метод используется, как способ изучения жизни индивида. Социология использует биографический метод, как мультиметодологический подход, ориентированный на изучение "истории" становления личности, опираясь на субъективную оценку и изложение истории жизни и общественной действительности.

Биографическое исследование проводится на следующих видах данных в качестве материалов:

- официальные документы;

- семейные реликвии и артефакты;

- устные жизнеописания;

- результаты опросов интервью;

- данные наблюдений;

В целом сбор данных отражает главные вехи анализируемой биографии.

Ведущим инструментом сбора данных становятся биографическое глубинное интервью, можно также использовать полуструктурированные интервью. Данный инструмент направляется для затрагивания и описывания разных тематических блоков, затрагивающих разные стороны или периоды жизни человека (например детство, юность, учеба, работа и т.д.). Касаемо каждого блока исследователь составляет список подлежащих к задаванию вопросов, с помощью которых и подбирается информация. Прочие вопросы не возбраняются, их использует для уточнения и расширения исследования.

Источниками биографических данных являются:

- сам изучаемый человек;

- знающие его люди;

- продукты его деятельности;

- исторические и литературные источники;

- материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий (кино-, фото -, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации;

- данные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности или досуга и т.п.;

- жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий природно-архитектурный антураж, экстерьер и интерьер помещений);

- личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).

Основными видами биографического исследования являются: психобиография, каузометрия, формализованная биологическая анкета.

Психобиография .

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Данный метод был разработан в рамках фрейдизма и, поэтому ему характерно биологизация психических явлений и психологизация социальных [9]. В психоанализе личность рассматривалась как производная психологически значимых событий, происходивших в раннем детстве. Такими событиями считались различные психологические конфликты, психотравмирующие ситуации, впечатления и переживания, которые признавались решающими для последующих этапов личностного развития. Прослеживалась их роль и воплощение в особенностях зрелой личности и ее деятельности [9]. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона. На данный момент все американские президенты и многие политики обследуются этим методом.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически.

Каузометрия.

Каузометрия (от лат. Causa - причина) – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.

Метод был предложен в 1982 г. Е.И. Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Исследование проводится в форме интервью, которое состоит из шести процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно проводится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и «для других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

Подготовка

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

- написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;

- подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

- набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;

- написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

Процесс

Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

- помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

- обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

- если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

Приведем пример фокус-группы, проведенной зарубежной компанией по производству моющих средств среди россиян с целью тестирования рекламы, направленной на предупреждение фальсификации оригинальной продукции и выяснение отношения покупателей к этой продукции.

Разработчики предложили следующий гайд для фокус-группы.

Вводная часть (5 мин). Модератор представляется, сообщает о теме исследования: обсуждение проблем, связанных с покупкой таких товаров повседневного спроса, как стиральный порошок, шампунь и зубная паста. Модератор просит каждого участника представиться, сказать несколько слов о себе (возраст, род занятий, состав семьи), а также объясняет ценность мнения каждого участника. Он просит говорить громко и четко, чтобы ответы участников были слышны при просмотре и записи. Еще раз объясняет респондентам, что в дальнейшем речь будет идти о стиральном порошке, шампуне и зубной пасте.

Общая часть (20 мин). Изучая покупательские привычки и предпочтения респондентов, модератор задает такие вопросы: какие марки (стирального порошка, зубной пасты, шампуня) вы обычно используете?

Чем они вам нравятся? Из-за чего вы их выбрали? Как давно вы стали регулярно покупать именно эти марки? Что покупали раньше? (если раньше покупали другие марки) Из-за чего отказались от покупки прежних марок? Почему именно они перестали вас устраивать? Модератор предлагает подробнее обсудить, как респонденты покупают эти товары. Почему именно на оптовых рынках? Как выбирают для себя определенный оптовый рынок?

Чтобы понять сам процесс покупки на оптовом рынке, модератор задает такие вопросы: эти товары (одна и та же марка), купленные в разное время или в разных местах, были всегда одинаковы или нет? С чем, по-вашему, связано различие между товарами (если оно есть)? Как его можно объяснить? Как вы поступали в тех случаях, когда обнаруживали, что купили некачественный товар? Можно ли при покупке как-то определить, качественный (настоящий) это товар или нет?

Основная часть — тестирование рекламного ролика (60 мин) предусматривает его просмотр и обсуждение. Задаются такие вопросы: каково ваше впечатление? Что вы подумали, когда вы его смотрели? Что (в этой рекламе) навело вас на такие мысли? Понравилась вам реклама или нет? Чем именно? Почему это вам нравится (не нравится)? Какое у вас настроение после просмотра такой рекламы? Какие эмоции она вызывает? Оптимизм, пессимизм, скуку, какие-либо другие эмоции? Какая ее основная мысль? Для чего, по-вашему, эта реклама создана? Что вы думаете об информации, содержащейся в ролике? Вызывает она у вас доверие или нет? Почему нет? Как бы вы отреагировали на такую рекламу? Почему именно таким образом? Если вы после просмотра рекламы придете на оптовый рынок за покупками (стиральных порошков, зубной пасты и шампуней), что вы будете делать? Что следует изменить в такой рекламе? Почему? Что нужно убрать? Что в рекламном ролике лишнее (ненужное, раздражающее)? Почему вы так считаете? Что следовало бы добавить? Для чего это нужно?

Заключительная часть (5 мин). Выясняется мнение респондентов о борьбе с подделками. Какую программу действий они могли бы предложить? Далее дискуссия завершается. Модератор благодарит респондентов, раздает сувениры.

Таким образом, метод фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы. Фокус-группа является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении. Метод фокус-группы может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус-группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных. Анализ фокус-групп позволяет приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты исследования будут более «живыми» и наглядными.

 

65. Основные методы социологических исследований в организации: наблюдение.

 

Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.

Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное, подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».

Примеров «включенного» наблюдения, проведенных российскими социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец А.Н. Алексеев уволился из Института социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным сотрудником, и инкогнито устроился рабочим на Завод полиграфических машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал те или иные факты, но и вводил экспериментальные факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных «социологии наблюдающего участия».

Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают трудности, связанные с тем, что они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом «включенного» наблюдения, как замечает В.А. Ядов, нередко является эссе, а не строго научный трактат. Кроме того, некоторые специалисты сомневаются в этичности маскировки социолога под рядового участника событий.

Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.

Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими методами сбора информации для оживления колонок бесстрастных цифр — результатов различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.

Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в конкретном исследовании, а также средства и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих специалистов-наблюдателей целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным социологом.

Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации полученных данных, образцы составления отчета.

Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего наблюдения оно может пригодиться как для руководителя проекта, так и для самого наблюдателя. Этот метод особенно важен для выработки гипотезы общего исследования.

Таким образом, в процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.

 

66. Основные методы социологических исследований в организации: анализ документов.

 

При анализе документов источником социологической информации выступают сообщения, которые содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и т.п. Например, в известной работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918) объектом анализа стали записки самоубийц и письма, которые на протяжении десятилетий мать писала сыну.

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Вторичным анализом данных называют анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы). Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

- можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;

- имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);

- для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;

- статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;

- формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

- объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

- систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

- репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

- правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

Таблица 1.1. Пример бланка кодировки контент-анализа

Заполнив подобный бланк, информацию можно перевести в числовые данные, удобные для последующей статистической (компьютерной) обработки, что обеспечивает выявление линейного частотного распределения каждого признака и взаимосвязи между различными признаками.

Хрестоматийным примером контент-анализа, основанного на частотном распределении, является исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса, проведенное на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг. (табл. 1.2). Результаты анализа позволили выявить намерения авторов статей, послужили доказательством профашистской ориентации редакции и тем самым способствовали закрытию газеты.

Таблица 1.2. Число суждений в газете «Истинный американец»

Суждения Подтверждение Опровержение
Госаппарат США пропитан коррупцией 301 34
Внешняя политика США антихристианская 41 0
Президент Рузвельт — нежелательное лицо 150 17
Германия справедлива и мужественна 56 2
Политика Японии морально оправдана 22 6
Япония могущественна 30 2
Германия могущественна 41 2
США слабы 345 41
США находятся под контролем коммунистов 55 0
США находятся под контролем евреев 99 0
В администрации США много шпионов 45 0

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один изуспокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.

 

67 Основные методы социологических исследований в организации: социометрия.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

- получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

- выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

- диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

- измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

- выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

- обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

Основные характеристики социометрической методологии и техники

1. Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1714.