Обозначьте круг экологических представлений, рекомендуемых для формирования у детей старшего дошкольного возраста о растительном мире участка ДОО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правильно спланированный и хорошо озелененный учас­ток — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому воспитанию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способ­ствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, при­учаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гиги­еническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воз­духа, влажность, солнечная радиация.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следу­ет. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка следует учитывать следующие требования:

- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

- они должны быть разнообразны по высоте, окраске лис­тьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формиро­вание у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. Должны быть удобный подход к этим деревьям и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный, ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шел­ковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго- восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн крас­ный, ильм и т.д.; на севере — береза (Пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернею­щий), рябина гладковатая, можжевельник, ива кольская, лист­венница даурская и т. д.

Кроме деревьев на участке детского сада выращивают раз­личные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садо­вый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обык­новенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых поме­щений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты; при ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, что­бы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т.д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкно­венный), боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используются вьющиеся растения у зда­ний, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются вино­град (дикий, амурский), жимолость (каприфоль), клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собст­венные грядки, примыкающие к их участкам. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору. Площадь огорода рассчитывается из рас­чета 0,5 м2 на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Про­кладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю прово­дить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвес­ти место, где можно поставить стол и скамейки.

На огороде выращивают районированные культуры, непри­хотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбирают быстрорасту­щие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяже­нии весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе ребята выращивают те же огородные куль­туры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажа­на, арбуза.

На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт- лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.),корне- и клубнепло­ды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).

Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).

Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

 

3. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации наблюдений с детьми за объектами природы.

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильнокинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Это и называется - самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду -это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей - половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокойно рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, выполнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3-5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.

В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации последними нередко подменяется словесной информацией первых: взрослые рассказывают об объекте природы вместо того, чтобы организовать его восприятие детьми. Словесная информация - это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления -в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции, и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые; могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать к воспитателю. Это может быть призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают.

Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, поэтому охотно следуют за воспитателем. Это может быть загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения: "Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Воспитатель движением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: "Дети, подойдите, пожалуйста, -мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших рыбок, а что мы про них знаем? (Ответы.) Оказывается, мы не все знаем!" Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.

Воспитатель помнит, как трудно им сосредоточиться и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь освоении его содержания, - это правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит и 5 содержательного пространства. Это могут быть самые различные простые движения. Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: "Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм. (Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее- это интересно". Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их, спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его.

А наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель предлагает детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению. Просит их подержать ее двумя способами - все пять пальцев вперед, а потом - четыре вперед, один назад. Выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, почему у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у попугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жердочке птичке удобнее сидеть в клетке, предлагает детям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую. (Для птицы имеет значение толщина жердочек - ведь она даже спит, сидя на них.) Таким образом, наблюдение, удачно сопряженное с практическими действиями, помогает детям понять гонкие приспособительные механизмы живых существ, облегчает им получение нужной информации.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения. Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку "Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть..."

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения., Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение надо спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, соблюдать при этом тишину. Чтобы понаблюдать с детьми реакцию сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в террариуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы понаблюдать, как она ест или передвигается, - включить рефлектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным.

В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму "задания для самостоятельного наблюдения". Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить, увидеть то, о чем он скажет. Например: "Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки". Или: "Я вам даю задание - выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означает ее пение - хорошее настроение или плохое".

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конценаблюдения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 305.