Тема: Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей

Объект: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста образовательной организации

Предмет: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Задачи:

Организовать предметно-развивающую среду.

Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Методы:

- Наблюдение за детьми по выявлению исследовательских способностей

- Анализ результатов наблюдения

В реализации исследовательской работы принимали участие воспитатели старшей и подготовительной к школе группы, воспитанники группы и их родители, педагог-психолог, учитель-логопед.

 

Вопросы-задания:

1. Сформулируйте рекомендации для руководителей данной исследовательской работы по уточнению методологического аппарата

Структура

 

Цели и задачи проекта.

Описание проекта.

Тип проекта

Объект исследования

Предмет исследования

Проблема исследования

Гипотеза

Методы достижения поставленных целей и задач

Условия

Ресурсы проекта

Этапы реализации проекта

1 этап:

Предварительная подготовка:

2 этап:

Практическая часть:

3 этап:

Результат проектной деятельности:

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

Представление образовательных результатов.

Мониторинг.

Связь со специалистами.

Ожидаемые результаты.

Эффективность работы

Заключение

Приложение

 

Структура детского экспериментарования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

 

2. Спланируйте содержание деятельности педагогического коллектива в соответствии с этапами реализации исследовательской работы

 

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

Цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.

Педагогический коллектив ДОУ должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности, и переходом этих видов деятельности в детскую самостоятельность.

Главная методическая задача – помочь педагогу перейти к этой деятельности. Возникает проблема – как организовать работу методической службы дошкольного учреждения так, чтобы эта работа была наиболее эффективной.

Задачи:

1. Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.

2. Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.

3. Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.

4. Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.

Достичь этого возможно лишь путем создания в ДОУ методической службы. Из этого вытекают ее основные функции.

Ответственность за реализацию обозначенных функций лежит именно на старшем воспитателе дошкольного учреждения. Это ставит перед необходимостью выполнять различные роли:

- «мыслитель»: оценивает общее положение дел, подбирает оптимальные способы работы с педагогическим коллективом;

- «стратег»: разрабатывает стратегические планы развития воспитательно-образовательного процесса;

- «штабной работник»: обрабатывает поступающую информацию;

- «организатор»: координирует деятельность педагогического коллектива;

- «воспитатель»: обучает и мотивирует педагогов к инновационной деятельности;

- «контролер»: контролирует реализацию учебно-воспитательного процесса;

- «инноватор»: находит и внедряет передовые методы и приемы работы и достижения психолого-педагогической науки в практику работы учреждения;

- «дипломат»: налаживает контакты внутри ДОУ и с другими учреждениями.

Структура методической службы и стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого из группы педагогов, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития учреждения.
Какие же формы методической работы можно использовать.

Формы работы:

- методические часы;

- самообразование;

- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме;

- окружные методические объединения;

- мини-лекции;

- индивидуальные консультации;

- проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.

На этапе внедрения необходимо создание творческой группы.

Формы работы с педагогами на начальном этапе:

- советы педагогов;

- семинары – практикумы;

- обучение;

- мастер – классы и т.д.:

Консультации по темам:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах».

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс».

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе».

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности».

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».

Примерные проекты в работе с педагогами ДОУ:

«Перспективы развития МДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа).

«Воспитание здорового ребёнка в условиях реализации ФГОС».

«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги).

«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты).

«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования).

«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

Проблемные проекты:

· дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

· социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум).

Формы работы строятся с учетом конкретного дошкольного учреждения и с учетом интересов и потребностей каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства.

Не стоит забывать про контроль. Именно эта функция обеспечивает такую обратную связь, которая помогает выявить недостатки, а работе, установить их причины и наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности педагогического коллектива.

Формы работы, которые используются на этапе обобщения:

· обмен опытом, как внутри ДОУ так и вне его;

· разработка методических рекомендаций;

· педагогических проектов;

· создание банка педагогических идей;

· презентации опыта работы и т.д.

Объективно показан к использованию метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).

- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности).

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

· комплексные блочно-тематические занятия;

· интеграция (частичная интеграция; полная интеграция);

· метод проектов:

· форма организации образовательного пространства;

· метод развития творческого познавательного мышления.

Календарные планы.

1. Учебный блок (сетка занятий) планируется учебная деятельность.

2. Блок совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, организация питания, режимные процессы)

3. Блок самостоятельной деятельности – педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности, а актуальную на данный день предметно-развивающую среду.

В действующую структуру планирования, ФГОС вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:

· совместная деятельность взрослого и детей

· самостоятельная деятельность детей.

Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через проектную деятельность взрослых и детей (реализацию тематических проектов).

Не стоит забывать, что формы работы должны быть адекватными с точки зрения возраста детей, целей развития детских деятельностей, а также возможности применения для группы, подгруппы или одного ребенка.

Дети могут заниматься одним видом деятельности от 10 мин в возрасте 1 года, до 1 - 1,5 часов в старшем дошкольном возрасте, при условии посильностью и интересно этой деятельности.

Главным результатом станет повышение качества образования в условиях ДОУ.

Таким образом, деятельность методической службы ДОУ отличается многоплановостью и разносторонностью. Приоритет должен отдаваться нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приемах работы.

Выбирая оптимальные варианты методической работы в конкретном дошкольном учреждении и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.

Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех пяти направлений, наряду с задачами, отражающими специфику каждого направления.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 379.