Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей
Объект: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста образовательной организации
Предмет: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.
Задачи:
Организовать предметно-развивающую среду.
Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Методы:
- Наблюдение за детьми по выявлению исследовательских способностей
- Анализ результатов наблюдения
В реализации исследовательской работы принимали участие воспитатели старшей и подготовительной к школе группы, воспитанники группы и их родители, педагог-психолог, учитель-логопед.
Вопросы-задания:
1. Сформулируйте рекомендации для руководителей данной исследовательской работы по уточнению методологического аппарата
Структура
Цели и задачи проекта.
Описание проекта.
Тип проекта
Объект исследования
Предмет исследования
Проблема исследования
Гипотеза
Методы достижения поставленных целей и задач
Условия
Ресурсы проекта
Этапы реализации проекта
1 этап:
Предварительная подготовка:
2 этап:
Практическая часть:
3 этап:
Результат проектной деятельности:
Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.
Представление образовательных результатов.
Мониторинг.
Связь со специалистами.
Ожидаемые результаты.
Эффективность работы
Заключение
Приложение
Структура детского экспериментарования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
2. Спланируйте содержание деятельности педагогического коллектива в соответствии с этапами реализации исследовательской работы
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.
Цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.
Педагогический коллектив ДОУ должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности, и переходом этих видов деятельности в детскую самостоятельность.
Главная методическая задача – помочь педагогу перейти к этой деятельности. Возникает проблема – как организовать работу методической службы дошкольного учреждения так, чтобы эта работа была наиболее эффективной.
Задачи:
1. Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.
2. Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.
3. Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.
4. Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.
Достичь этого возможно лишь путем создания в ДОУ методической службы. Из этого вытекают ее основные функции.
Ответственность за реализацию обозначенных функций лежит именно на старшем воспитателе дошкольного учреждения. Это ставит перед необходимостью выполнять различные роли:
- «мыслитель»: оценивает общее положение дел, подбирает оптимальные способы работы с педагогическим коллективом;
- «стратег»: разрабатывает стратегические планы развития воспитательно-образовательного процесса;
- «штабной работник»: обрабатывает поступающую информацию;
- «организатор»: координирует деятельность педагогического коллектива;
- «воспитатель»: обучает и мотивирует педагогов к инновационной деятельности;
- «контролер»: контролирует реализацию учебно-воспитательного процесса;
- «инноватор»: находит и внедряет передовые методы и приемы работы и достижения психолого-педагогической науки в практику работы учреждения;
- «дипломат»: налаживает контакты внутри ДОУ и с другими учреждениями.
Структура методической службы и стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого из группы педагогов, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития учреждения.
Какие же формы методической работы можно использовать.
Формы работы:
- методические часы;
- самообразование;
- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме;
- окружные методические объединения;
- мини-лекции;
- индивидуальные консультации;
- проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.
На этапе внедрения необходимо создание творческой группы.
Формы работы с педагогами на начальном этапе:
- советы педагогов;
- семинары – практикумы;
- обучение;
- мастер – классы и т.д.:
Консультации по темам:
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах».
Семинары-практикумы:
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста».
«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс».
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе».
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности».
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».
Примерные проекты в работе с педагогами ДОУ:
«Перспективы развития МДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа).
«Воспитание здорового ребёнка в условиях реализации ФГОС».
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги).
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты).
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования).
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
Проблемные проекты:
· дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
· социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум).
Формы работы строятся с учетом конкретного дошкольного учреждения и с учетом интересов и потребностей каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства.
Не стоит забывать про контроль. Именно эта функция обеспечивает такую обратную связь, которая помогает выявить недостатки, а работе, установить их причины и наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности педагогического коллектива.
Формы работы, которые используются на этапе обобщения:
· обмен опытом, как внутри ДОУ так и вне его;
· разработка методических рекомендаций;
· педагогических проектов;
· создание банка педагогических идей;
· презентации опыта работы и т.д.
Объективно показан к использованию метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).
- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности).
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
· комплексные блочно-тематические занятия;
· интеграция (частичная интеграция; полная интеграция);
· метод проектов:
· форма организации образовательного пространства;
· метод развития творческого познавательного мышления.
Календарные планы.
1. Учебный блок (сетка занятий) планируется учебная деятельность.
2. Блок совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, организация питания, режимные процессы)
3. Блок самостоятельной деятельности – педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности, а актуальную на данный день предметно-развивающую среду.
В действующую структуру планирования, ФГОС вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:
· совместная деятельность взрослого и детей
· самостоятельная деятельность детей.
Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через проектную деятельность взрослых и детей (реализацию тематических проектов).
Не стоит забывать, что формы работы должны быть адекватными с точки зрения возраста детей, целей развития детских деятельностей, а также возможности применения для группы, подгруппы или одного ребенка.
Дети могут заниматься одним видом деятельности от 10 мин в возрасте 1 года, до 1 - 1,5 часов в старшем дошкольном возрасте, при условии посильностью и интересно этой деятельности.
Главным результатом станет повышение качества образования в условиях ДОУ.
Таким образом, деятельность методической службы ДОУ отличается многоплановостью и разносторонностью. Приоритет должен отдаваться нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приемах работы.
Выбирая оптимальные варианты методической работы в конкретном дошкольном учреждении и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.
Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех пяти направлений, наряду с задачами, отражающими специфику каждого направления.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 435.