Какие результаты могут быть получены в результате реализации исследовательской работы? В какой форме они могут быть презентованы?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для реализации исследовательской работы используются различные формы организации образовательной деятельности: сообщения, беседы, которые нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать; диалог, дискуссия, обсуждение, помогают развивать способности говорить и доказывать, логически мыслить. Организация игровых ситуаций, состояний с активным движением помогают приобретать привычки здорового образа жизни, опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.

Различные конкурсы и смотры достижений помогают доводить образовательную деятельность до результата, фиксировать успех, демонстрировать достижения воспитанников, учат их достойно воспринимать результаты других воспитанников и т. д. Включение воспитанников в творческий процесс и изобретательство направлено на развитие творческих способностей. Выполнение самостоятельных исследований дает возможность – целенаправленно познавать, приобретать опыт. В процессе деятельности составляется портфолио. Все достижения воспитанников собираются в личный архив-папку «Сундучок достижений».

 

23. Диана (6 лет), выполняла исследовательскую работу на тему «История моей семьи». В ходе выполнения работы были сформулированы цель и задачи:

Цель:

- Изучить страницы жизни моей семьи

Задачи:

- Найти фотографии моих родных

- Представить генеалогическое дерево семьи

- Подготовить сообщение об этом своим друзьям

Вопросы-задания:

1. Какие виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в данной образовательной ситуации?

 

Познавательно-исследовательская деятельность

В рамках организации данной формы деятельности в детском саду предусмотрено создание условий для обогащения личностного опыта ребенка через познание связей отдельных объектов и явлений, переход от частных задач к обособлению. В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира и своего места в нем.

Виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в данной образовательной ситуации

· мыслительная деятельность (совокупность мыслительных операций, направленных на решение какого-либо вопроса);

· проектная деятельность;

· наблюдение

 

2. При организации работы над исследовательской работой традиционно выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Определите цель и содержание деятельности воспитателя и ребенка на каждом этапе при выполнении данной работы.

Этапы деятельности состоят из трех блоков:

1. Подготовительный  – на этом этапе педагог должен использовать те методы и приемы, которые будут побуждать ребенка к действию, вызывать интерес к изучаемой теме.

2. Основной – на этом этапе воспитатель организовывает детский коллектив на решение главной задачи, активизирует их поисковую деятельность.

3.Заключительный этап, здесь предлагается детям высказаться о своих достижениях, результатах. В конце педагог может похвалить детей, провести коррекцию ответов, неправильных высказываний.

Рассмотрим содержание каждого блока.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале образовательной ситуации, - вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и раскрыть перед ними учебную задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания образовательной ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

Детей младших групп необходимо заинтересовывать, чтобы вовлечь в познавательный процесс.

В старших группах бывает достаточно сообщения темы или основной цели. Однако основное значение в возбуждении внимания и интереса у старших дошкольников к образовательной ситуации имеют содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемного поля.

Проблема определяет цель работы. Возникновение проблемного поля, то есть столкновение с противоречием между представлениями детей и новой информацией, вызывает у них острое чувство удивления или затруднения, которое инициирует выполнение конкретной мыслительной работы: осознать противоречие и сформулировать вопрос.

Возникает необходимость освоения нового способа действия, решения учебной задачи нового типа.

Подготовительный этап деятельности включает несколько моментов, позволяющих детям осознанно настроиться на учебную деятельность.

Рекомендуем образовательную ситуацию начинать с психолого-педагогического настроя детей на деятельность. Это может быть сюрпризный момент (приход героя, внесение предмета, создание игровой ситуации, рассмотрение жизненной ситуации, использование художественного слова и т.д.). Целью этого этапа является создание эмоционального настроя детей, заинтересованности, сосредоточение внимания через рассматривание, беседу, выполнение упражнений, выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий и т.д.

Далее воспитатель кратко, но точно сообщает тему и программные задачи, что позволит настроить детей на работу, научит осознанно воспринимать информацию.

Для решения поставленной перед детьми задачи, необходимо выявить детский опыт по теме.

Иногда стоит необходимость определить значимость новой информации, объединить новую информацию с опытом детей. Это способствует закреплению умений и осознанию нужности информации.

Таким образом, действия педагогов и детей на подготовительном этапе расписываются в соответствии с предложенным планом.

План-таблица подготовительного этапа

Педагог Дети
Психолого-педагогический настрой детей на деятельность, сюрпризный момент Создание ситуации «хочу» Сообщение темы, программных задач Выявление детского опыта по теме Определение значимости новой информации, объединение новой информации с опытом детей. Выполняют упражнения, беседуют, обдумывают, рассматривают, высказывают мнения, … Проявляют желание научиться …, помочь …, Осознанно воспринимают информацию, настраиваются на работу Закрепляют умение … Осознают (понимают) нужность информации.

В зависимости от содержания занятия и педагогического опыта в предложенной таблице можно менять местами пункты плана и выделять для себя необходимые.

Основной этап деятельности самый объемный, содержательный, насыщенный.

В соответствии с программными задачами строится поиск решения, определение имеющихся знаний, умений и тех, которым предстоит научиться для достижения цели, решения задачи, что делает более наглядным сюжетное единство образовательной ситуации, помогает детям ориентироваться в ней, придерживаться выбранного пути.

Основной  включает практическую деятельность.Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами:

- методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

- методами расширения знаний:

- методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение новых знаний.

При их отборе учитывается цель и содержание образовательной ситуации, место в системе работы по данному разделу, возраст детей.

Отличительной особенностью методов обучения является наличие приемов проблемно-поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность, качественное усвоение знаний, интенсивное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности детей используются: чередование видов деятельности; задания на развитие творческого воображения; решение логических задач, проблемных ситуаций.

Большое значение имеет игровой метод. Однако следует помнить, что в связи с нарастанием у старших дошкольников опыта деятельности, изменяется удельный вес игровых приемов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приемам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование в процессе занятий игровых приемов препятствует формированию привычки к систематическому труду, умения прилагать усилия, преодолевать трудности, возникновению активности, связанной с волевым напряжением.В то же время недостаточное использование игровых приемов, «сухая» подача учебного материала приведет к тому, что у дошкольников не будет возникать стремление следовать указаниям педагога, выполнять предложенные задания, искать ответы на поставленные вопросы, и тогда пропадет желание заниматься.

В связи с этим, решая новые учебные задачи, необходимо сочетать игровой и учебный методы и продумывать смену деятельности, вводить мотивы, побуждающие выполнять работу качественно .Важно обеспечить активное участие всех воспитанников в решении учебных задач, умело используя совместную и самостоятельную деятельность.

Самостоятельная деятельность организуется для закрепления знаний, отработки навыков и умений. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера (творческого характера, требующих дополнения ответа, его уточнения, оценки).

С учетом предложенных рекомендаций для эффективного проведения организованной учебной деятельности рекомендуем при планировании основного этапа придерживаться определенного плана.

План-таблица основного этапа

Педагог Дети
Подведение к восприятию новой темы Создание ситуации поиска новой информации, ориентирование ребенка на исследование проблемы Организация опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, оказание необходимой помощи и поддержки в процессе познания Закрепление информации Организация физминутки Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность Участвуют в диалоге с воспитателем Активно ищут ответ, высказывают предположения, мнения Действуют, делают выводы Осознают, запоминают полученную информацию Образно воспринимают информацию, получают физическую нагрузку, снимают напряжение Действуют, стремятся довести начатое до логического завершения, представляют результат деятельности

Подведение к восприятию новой темы помогает активизировать психические процессы ребенка для более качественного усвоения материала.

Создавая ситуацию поиска новой информации и ориентируя ребенка на исследование проблемы, воспитатель учит детей выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче.

Вовлечение детей в процесс опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, умело направленная работа воспитателя на умение действовать, воспринимать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, позволяет добиться лучших результатов в развитии компетентности.

Процесс запоминания предполагает неоднократное повторение, закрепление информации. Это может быть дидактическая игра, проговаривание, беседа.

Необходимо уделять должное внимание двигательной активности, иначе у детей нарушается баланс в образовательной области, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета. Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организаций,образовательная ситуация организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой, двигательной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Физминутки, проводимые в соответствии с темой, дают физическую нагрузку, снимают напряжение, а также помогают образно воспринимать информацию.

Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность позволяет каждому ребенку проявить себя, реализовать свои способности в соответствии с задачами образовательной ситуации, представить результат своей деятельности.

На заключительном этапе формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало их к эмоциональной оценке образовательной ситуации. Важно при завершении связать приобретенные детьми знания с последующими, раскрывая воспитанникам ближайшие перспективы познания.

А также дается оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей (введение некоторой дифференциации оценки деятельности возможно уже в среднем дошкольном возрасте). Помимо оценки работы над отдельными заданиями важно предлагать детям восстанавливать весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь алгоритмы, схемы, таблицы, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.

Результативность ОУД определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи.

Рекомендуем заключительный этап строить в соответствии с предложенным планом:

1. Обобщение новых знаний  

2. Выводы об усвоении знаний, корректировка деятельности детей в дальнейшем

3. Фиксирование результатов деятельности. Это может быть анализ

 Оценка достижений ребенка проводится не в сравнении с другими детьми и неким усредненным эталоном, а в ориентировке детей на сравнение с собственными достижениями. Необходимо чередовать разные виды анализа.

Вместо анализа можно организовать выставку (полюбоваться, выделить понравившиеся, послушать гида), использовать художественное слово (прочитать стихотворение или отрывок из произведения в соответствии с темой, вспомнить пословицы, поговорки и т.д.), организовать игру по полученным знаниям (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую), спеть песню и т.д.

4. Планирование дальнейшей деятельности помогает плавно перейти к следующему режимному моменту.

Согласно этим рекомендациям, заключительный этап в технологических картах выглядит следующим образом:

План-таблица заключительного  этапа

Педагог Дети

 

Обобщение новых знаний. Выводы об усвоении знаний, корректировка деятельности детей в дальнейшем Фиксирование результатов деятельности Планирование дальнейшей деятельности Осознают то, чему научились, что узнали. Связывают полученные знания с жизненными ситуациями. Слушают, рассматривают, оценивают, высказываются, осознают причины успехов и неудач или играют, читают стихотворения, поют, и т. д. Действуют

Заключительная часть образовательной ситуации на основе технологической карты включает ожидаемые результаты (знать, иметь, уметь), а также желательно фиксировать используемую литературу. Ожидаемые результаты показывают, чему учить ребенка на каждом возрастном этапе.

В пункте «знать» воспитателю рекомендуем отметить знания по теме образовательной ситуации, правила выполнения чего-либо, выводы, новые слова и их значения и т.д.

В пункте «иметь» воспитатель предусматривает у детей представление о рассматриваемых объектах.

В пункте «уметь» воспитатель расписывает то, что дети будут использовать в самостоятельной деятельности, воспроизводить, демонстрировать, экспериментировать, выбирать, эмоционально откликаться, проявлять интерес, понимать.

Расписывая используемую литературу, указать автора, название, место и год издания.

3. Предложите другие варианты тем исследовательских работ для детей подготовительной к школе группы.

 

В процессе исследовательской работы после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.

Любимые животные

Дельфин – доктор?!
Для чего слону такой длинный хобот?
Зачем жирафу длинная шея?
Зачем коту усы?
Зачем овечке столько шерсти?





Растения

Ах, картошка, картошка!
Аптека под ногами.
Будь природе другом
В лесу родилась ёлочка.




Моя семья

Интересные дела нашей семьи.
Как мне выбирали имя
Как отмечали Новый год.
Грибочки

Мое маленькое грибное лукошко.
Вот ты где грибочек сыроежка.
Вот ты какой рыжий рыжик.
А лисичка - это гриб.
Царство грибов в моем лесу.
Угадай-ка грибочек!









Птицы

Домашние канарейки-красавицы.
Зачем птицам нужен клюв?
Как я учил моего попугая.
Кто у нас в гнёздышке живёт?
Рыбы

Наблюдение за аквариумными рыбками.
Наблюдение за аквариумными рыбками-попугаями.
Почему исчезли панцирные рыбы?
Рыбное царство, аквариумное государство.
Что за чудо — эти рыбки!









Удивительные насекомые

Бабочки – это красиво и интересно!
Для чего пчелам мед?
Зачем кусаются комары?
Какая она муравьиная жизнь?
Какая польза от муравьев?
Занимательная математика.

Здравствуйте, числа!
Математические раскраски.
Меры длины на Руси.
Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать.
Счет на пальцах

24. Дима (4,5 года) бойко считает до ста. Но вопрос взрослого: «Сколько будет к двум прибавить один?» его смущает. Он говорит: «А давайте я лучше до ста посчитаю!».

 О чём свидетельствует данное высказывание ребёнка?

Вопросы-задания:










Дата: 2019-02-02, просмотров: 372.