Основателем галереи, ставшей образцом в истории коллекционирования, был московский купец Павел Михайлович Третьяков. В то время живопись собирали многие, украшая полотнами свои особняки. Третьяков не мечтал о создании общедоступной галереи. Свои первые приобретения Павел Третьяков сделал, когда ему было двадцать четыре года. С тех пор коллекция постоянно пополнялась и занимала почти все стены небольшого особняка в Лаврушинском переулке. Третьяков приобрел огромный авторитет в художественной среде: он был первым посетителем художественных выставок, следил за созданием многих картин в мастерских. Его галерея еще была частной, но уже тогда радушный хозяин открыл двери своего музея для посетителей.
Брат Павла Михайловича Сергей тоже увлекался коллекционированием и завещал свое собрание городу. После его смерти, в 1892 году, Третьяков решил сейчас же последовать примеру брата и еще при жизни подарить Москве свою бесценную галерею. «Колоссальный, необыкновенный подвиг», - отозвался об этом поступке И.Е.Репин.
15 августа 1893 года Московская городская галерея торжественно открыла свои двери. Сразу же после открытия ее посетили Николай Второй и члены царской семьи. Император хотел пожаловать Третьякову дворянское звание, но тот отказался, сказав, что «родился купцом и умрет». Лишь одно звание он принял с гордостью – Почетного гражданина Москвы, пожалованное коллекционеру Думой.
Колоссальных расходов, затрат времени, здоровья требовало детище Третьякова. Но до последнего вздоха он заботился о нем. 4 декабря 1898 года Павел Михайлович скончался, и последними его словами были: «Берегите галерею и будьте все здоровы».
Восстановите предложения, выберите нужные слова.
Слова для справок: увлекаться, требовать, украшать, последовать примеру.
4) Образуйте существительные от следующих глаголов по образцу:
преподавать - преподавание - преподаватель
Коллекционировать, основывать, создавать, посещать, завещать.
Составьте все возможные словосочетания.
время
открывать пример
следовать галерея
приобретать здоровье
беречь обычаи
требовать авторитет
картины
Найдите в тексте данные словосочетания и объясните, как вы их понимаете:
пополнять коллекцию, художественная среда, частная галерея, радушный хозяин, бесценная галерея, Почетный гражданин, до последнего вздоха.
7) Составьте предложения со словосочетаниями из задания 5.
(Можно дать в качестве домашнего задания)
Закрепление и активизация лексического материала.
1. Изучите пособие: Н.Б. Битехтина и др. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2012. С. 83-85.
Какие методические находки можно взять на вооружение для Вашей профессиональной деятельности.
2. Ответьте, почему преподавателем сделаны эти замечания? Предложите собственный вариант исправления.
Цель – формирование и развитие лексических навыков в работе с художественным текстом.
1. а) В качестве материала предлагается рассказ А.И. Бунина «Часовня». Данный текст небольшой по объему и содержит необходимые лексические и грамматические особенности, соответствующие цели урока. Для какого уровня обучающихся предназначен этот текст? Этот текст для очень продвинутой группы. Какой лексический навык Вы отрабатываете? Как впоследствии Вы предполагаете использовать информацию из этого текста? Какие лексические навыки Вы все-таки формируете? Ваша цель очень общая. Для любого урока может подойти эта цель. Формулировка цели меня не устраивает.
Часовня
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, - бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой... - А зачем он себя застрелил? - Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя... В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна. 2 июля 1944 |
б) Задания к тексту:
А. Тренировочные лексические упражнения на базе текста.
1. Найти в тексте антонимы и объяснить их значение («светло-темно», «жарко-холодно», «старые-молодой»).
2. Найти в тексте синоним слову «старая».
3. Найти слова, входящие в группу «растения». Объяснить значение слова «татарник». Проверить точность значения по словарю. Дополнить известными словами данную группу растений. Как Ваши ученики смогут без словаря понять, что такое татарник. Я, например, не знаю, как выглядит татарник.
4. Найти в тексте слова, обозначающие насекомых. По каким признакам они определят, что это насекомые
5. Найти в тексте слова, обозначающие родство (дети, дедушки, бабушки). Обратить внимание на значение слова «дядя».
6. Найти однокоренные слова (жаркий-жарко-жарче).
7. Сравнить значения предлогов «в» и «за». Для чего это задание? В этом тексте? Или вообще?
8. Найти в тексте личные местоимения, указать падеж. Назвать существительное, которое они замещают.
9. Образовать от полного причастия «разрушающаяся» краткую форму и поставить ударение. Обратить внимание на смену ударения. А разве у этого причастия есть краткая форма?
10. Найти в тексте указательные местоимения. Для чего проводится эта работа? Какая тема урока?
11. Найти слова с одним суффиксом. Объяснить значение суффикса в словах «дедушки», «бабушки». Какое же значение у этого суффикса в этих словах?
12. Найти неопределенные местоимения и объяснить их значения («какие-то», «кое-где»). Как будет выглядеть объяснение?
13. Найти в тексте прилагательные и причастия, характеризующие часовню. Дать их грамматическую характеристику.
Б. Подстановочные и конструктивные упражнения на базе текста.
1. Подобрать синонимы к слову «жаркий».
2. Подобрать прилагательные к слову «небо».
3. Найти в тексте возвратное местоимение. Трансформировать конструкцию «сам себя застрелил» в одно слово.
4. Составить предложение с использованием прилагательных в сравнительной степени. Прилагательные из текста?
5. Найти отрицательные местоимения. Составить предложение с использованием отрицательного местоимения «нечего».
6. Составить предложение с использованием местоимений «какой-то»-«какой-нибудь» и указать отличия в их семантике. Какое же отличие. Как должны озвучить это иностранцы?
7. Объяснить значение метафоры облака- «острова» исходя из контекста. Составить предложение или словосочетание со словами «море», «острова» в их прямом значении.
8. Предложить другое название текста. Какие варианты Вы предполагаете?
9. Назвать слова, ассоциативно связанные со словом «часовня». Какие же? Для чего дается это задание? Какова его цель?
В. Упражнения для активизации лексики в речи.
1. Выбрать ключевые слова для пересказа.
2. Продолжить рассказ о том, что еще могли бы увидеть дети.
19. Способы проверки усвоения лексического материала на уроках РКИ.
1. Изучите пособие:
1.Н.Б. Битехтина и др. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2012. С. 86-87.
2. Щукин А.Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. С. 42-46.
2. Выполните задания.
Задание № 1.
Преподаватель предлагает написать определения для следующих существительных. Предлагается модель: Погода какая? - Солнечная. Возможно использование как изученных на занятии, так и уже известных прилагательных.
1. Погода________________
2. День__________________
3. Ветер__________________
4. Дождь_________________
5. Воздух_________________
1. Дополните упражнение своими примерами.
2. На каком этапе формирования лексического навыка выполняются подобные упражнения?
3. Можно ли использовать упражнение для контроля за формированием лексического навыка?
4. Продумайте критерии оценки задания.
5. Предложите собственные варианты дальнейшего использования материалов задания на занятии.
Задание № 2.
Преподаватель предложил это задание в качестве контролирующего на этапе продвижения слов в активный словарный запас. Тема занятия "Погода и климат." Упражнение выносится на доску, вызванный учащийся записывает недостающие лексические единицы. Остальные вносят собственные слова. Затем полученное сравнивается.
На улице дует сильный ___, поэтому нужно надеть шапку.
После дождя на небе появляется ______.
____ сделал всё белым и красивым.
Мне хочется пить, потому что на улице ______.
Какой хороший _______ день!
1. Дополните предложенное задание собственными примерами так, чтобы задание имело больший методический эффект.
2. Какое методическое требование к заданиям подобного рода не соблюдено в предложенном упражнении?
3. Продумайте критерии оценки упражнения. Как Вы их предъявите учащимся?
Задание № 3.
Упражнение предложено в качестве индивидуального контроля. Предложена модель: Дождливый – солнечный.
Холодный - __________________
Слабый -______________________
Восточный -___________________
Жаркий -______________________
Облачный -____________________
Северный -____________________
1. Какое умение учащегося контролирует преподаватель подобным заданием?
2. Эффективен ли, по Вашему мнению, такой контроль?
3. Подумайте, как выполняемое задание может быть использовано впоследствии, как оно может быть предъявлено аудитории для дальнейшей работы
Дата: 2019-02-02, просмотров: 805.