Вопрос 2. Понятие лексического минимума. Активный, пассивный и потенциальный словарный запас
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Изучить содержание лексических минимумов для разного уровня владения

 русским языком. Лексические минимумы есть в электронной библиотеке ТГУ.

2. Выбрать один из минимумов. Проанализировать его.

3. На основании выбранного минимума составить собственный лексический минимум (параметры закладываете сами).

4. Сделать методический обоснование выбранным лексическим единицам.

5. Составить собственную памятку: «Как составить лексический минимум».

6. Выполнить задание:

Для занятия по теме "У природы нет плохой погоды" (Тема «Погода») для начинающих преподаватель сформировал лексический минимум, распределив слова и словосочетания по группам. Обратите внимание на комментарий к каждой группе.

1. Дождь, снег, ветер, облако, солнце, восточный, северный, западный, южный – для семантизации этих слов используются рисунки.

2. Погода, солнечная, тёплая, холодная, жара, мороз, пасмурный - эти слова семантизируем:

а). Солнечная (погода), солнечный день: В солнечный день ярко светит солнце. Сегодня солнечно. - используем минимальный контекст и словообразовательный ряд.

б) Тёплая (погода), тёплый ветер, тёплый дождь / Холодная (погода), холодный ветер, холодный дождь: Летом тёплая погода, дует тёплый ветерок. Летом тепло. Зимой холодная погода. Дует холодный ветер и идёт снег. Зимой холодно - используем минимальный контекст, антонимические пары, словообразовательный ряд.

в). Пасмурный (день), пасмурная (погода).

г). Жара / мороз. Жара – это когда летом греет солнце, становится жарко. На улице жара. В жару хочется пить.

д). Мороз – зимой холодно. Когда зимой очень-очень холодно – это мороз. Когда мороз, ресницы становятся белыми, а снег хрустит.

 

1. Оцените лексический минимум к данной теме.

2. Определите принципы, на основании которых сформированы группы. Все ли объединённые в группу единицы возможно семантизировать подобным образом?

3. Дайте методический комментарий примерам под буквами в), г), д).

 

Вопрос 3. Основные методические принципы работы с лексикой на занятиях РКИ.

Цель работы: познакомиться с современными учебниками и методическими разработками по РКИ, их принципы построения лексической работы; выяснить методические различия лексической работы на разных этапах обучения.

Прочитать: раздел принципы обучения лексике.

1. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 245-246.

2.Вы должны выбрать любой учебник по РКИ (для любого уровня, для любой специальности. Для продвинутого я Вам выслала несколько учебников). На его материале сделать работу.

1. Выяснить, как реализуются методические принципы построения лексической работы в выбранных самостоятельно учебниках и методических пособиях.

2. Дополнить, (а также редуцировать) лексический объем учебника или пособия собственными материалами. Докажите методическую целесообразность подобной трансформации

1.  Сделать методический комментарий способам представления лексического материала в выбранных источниках.

 

 

Вопрос 4. Особенности работы с лексикой РКИ с учетом специальности и этапа обучения.

 

1. Взять два учебника разных уровней

2. Сравнить особенности работы, опираясь на их содержание.

3. Спланировать лексическую работу одного урока, опираясь на выявленные особенности.

 

 

Вопрос 5. Отбор лексического материала для занятий РКИ.

1.Выполнить задания.

Задание № 1.

Для введения в словарь учащегося лексики темы «Погода» для работы в аудитории преподаватель составил следующие предложения.

 

1. В Томске часто бывает пасмурная погода.

2. Вчера была пасмурная погода.

3. Сейчас идет дождь.

4. Вчера шел снег.

5. Завтра пойдет дождь или снег.

6. Дождь кончился. Выглянуло солнце.

7. Наконец-то закончилась холодная зима.

8. У нас всегда светит солнце.

 

1. Оптимально ли количество предложений для работы в аудитории?

2. Какие примеры актуализации лексики по теме предложили бы Вы?

3. На каком этапе работы с лексической единицей целесообразно использовать подобное упражнение?

4. Предложите разнообразные формы работы с материалом.

Задание № 2.

С целью введения слов в активный словарный запас учащихся преподаватель дал следующие диалоги:

а) - Привет! Как дела?

- Хорошо, а у тебя?

- Тоже неплохо! Как погода сегодня?

- Сегодня снег!

- Как снег?! Не может быть!

- Да, снег! Вот, смотри!

- Вот это да! Красиво!

б) - Привет!

- Привет!

- Как тебе погода сегодня?

- Нормально!

- Но сегодня дождь!

- Дождь – это хорошо!

- Нет, дождь – это плохо.

- Потому что холодно?

- Нет, потому что сыро и грязно.

в) - Привет! Ну и гроза сегодня.

- Да, ужас! Там холодно?

- Нет, там тепло.

- Правда?

- Да. Тепло, но страшно.

- Понятно.

 

1. Можно ли эти диалоги рассматривать как попытку максимально приблизить учебный текст к реальной разговорной речи?

2. Определите, какие лексические единицы вводятся в активный запас.

3. Составьте примерный лексический минимум занятия, где может быть использован диалог.

3. Какие лексические единицы, по Вашему мнению, следует заменить, т.к. их попутная семантизация может отвлечь от лексического минимума урока?

 

2. Произвести методической комментарий спланированного Вами самостоятельно урока с усиленным лексическим компонентом.

3. Используйте

4. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 243-245.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 650.