Изучить разделы из учебников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к экзамену.

Вопрос 1. Цели, задачи и содержание работы по лексике РКИ. Психологические предпосылки методики работы по лексике. Основной терминологический аппарат.

Изучить разделы из учебников.

1. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 42-46, с. 61-66, с. 239-240, с. 259.

2. Сделать выборку терминов, относящихся к методике преподавания лексики. Составить реестр терминов раздела «Лексика».

Пользоваться словарем:

 Э. Г. Азимов А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009. – 448 с.

 

 

Вопрос 2. Понятие лексического минимума. Активный, пассивный и потенциальный словарный запас.

1. Изучить содержание лексических минимумов для разного уровня владения

 русским языком. Лексические минимумы есть в электронной библиотеке ТГУ.

2. Выбрать один из минимумов. Проанализировать его.

3. На основании выбранного минимума составить собственный лексический минимум (параметры закладываете сами).

4. Сделать методический обоснование выбранным лексическим единицам.

5. Составить собственную памятку: «Как составить лексический минимум».

6. Выполнить задание:

Для занятия по теме "У природы нет плохой погоды" (Тема «Погода») для начинающих преподаватель сформировал лексический минимум, распределив слова и словосочетания по группам. Обратите внимание на комментарий к каждой группе.

1. Дождь, снег, ветер, облако, солнце, восточный, северный, западный, южный – для семантизации этих слов используются рисунки.

2. Погода, солнечная, тёплая, холодная, жара, мороз, пасмурный - эти слова семантизируем:

а). Солнечная (погода), солнечный день: В солнечный день ярко светит солнце. Сегодня солнечно. - используем минимальный контекст и словообразовательный ряд.

б) Тёплая (погода), тёплый ветер, тёплый дождь / Холодная (погода), холодный ветер, холодный дождь: Летом тёплая погода, дует тёплый ветерок. Летом тепло. Зимой холодная погода. Дует холодный ветер и идёт снег. Зимой холодно - используем минимальный контекст, антонимические пары, словообразовательный ряд.

в). Пасмурный (день), пасмурная (погода).

г). Жара / мороз. Жара – это когда летом греет солнце, становится жарко. На улице жара. В жару хочется пить.

д). Мороз – зимой холодно. Когда зимой очень-очень холодно – это мороз. Когда мороз, ресницы становятся белыми, а снег хрустит.

 

1. Оцените лексический минимум к данной теме.

2. Определите принципы, на основании которых сформированы группы. Все ли объединённые в группу единицы возможно семантизировать подобным образом?

3. Дайте методический комментарий примерам под буквами в), г), д).

 

Вопрос 3. Основные методические принципы работы с лексикой на занятиях РКИ.

Цель работы: познакомиться с современными учебниками и методическими разработками по РКИ, их принципы построения лексической работы; выяснить методические различия лексической работы на разных этапах обучения.

Задание № 1.

Для введения в словарь учащегося лексики темы «Погода» для работы в аудитории преподаватель составил следующие предложения.

 

1. В Томске часто бывает пасмурная погода.

2. Вчера была пасмурная погода.

3. Сейчас идет дождь.

4. Вчера шел снег.

5. Завтра пойдет дождь или снег.

6. Дождь кончился. Выглянуло солнце.

7. Наконец-то закончилась холодная зима.

8. У нас всегда светит солнце.

 

1. Оптимально ли количество предложений для работы в аудитории?

2. Какие примеры актуализации лексики по теме предложили бы Вы?

3. На каком этапе работы с лексической единицей целесообразно использовать подобное упражнение?

4. Предложите разнообразные формы работы с материалом.

Задание № 2.

С целью введения слов в активный словарный запас учащихся преподаватель дал следующие диалоги:

а) - Привет! Как дела?

- Хорошо, а у тебя?

- Тоже неплохо! Как погода сегодня?

- Сегодня снег!

- Как снег?! Не может быть!

- Да, снег! Вот, смотри!

- Вот это да! Красиво!

б) - Привет!

- Привет!

- Как тебе погода сегодня?

- Нормально!

- Но сегодня дождь!

- Дождь – это хорошо!

- Нет, дождь – это плохо.

- Потому что холодно?

- Нет, потому что сыро и грязно.

в) - Привет! Ну и гроза сегодня.

- Да, ужас! Там холодно?

- Нет, там тепло.

- Правда?

- Да. Тепло, но страшно.

- Понятно.

 

1. Можно ли эти диалоги рассматривать как попытку максимально приблизить учебный текст к реальной разговорной речи?

2. Определите, какие лексические единицы вводятся в активный запас.

3. Составьте примерный лексический минимум занятия, где может быть использован диалог.

3. Какие лексические единицы, по Вашему мнению, следует заменить, т.к. их попутная семантизация может отвлечь от лексического минимума урока?

 

2. Произвести методической комментарий спланированного Вами самостоятельно урока с усиленным лексическим компонентом.

3. Используйте

4. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 243-245.

 

Вопрос 7. Способы группировки лексического материала, его предъявления и активизации в речи.  Лексико-тематические группы и коммуникативные ситуации урока. Основные темы для объединения лексических единиц. Лексико-семантические группы (ЛСГ).

1. Составить 3 объединения лексических единиц.

2. Прокомментировать свою действия.

3. Какие еще объединения, кроме представленных Вами, существуют в методике.

4. Написать памятку «Как создать лексическое объединение слов?»

Студенты, вы знаете, что 9 мая у россиян принято не только поздравлять друг друга с победой, но и ходить к друг другу в гости.

6. - Ответьте на вопрос, пожалуйста. У вас в стране часто ли вы ходите в гости?

7.  Часто ли к вам и к вашим родителям ходят в гости?

8. - Прочитайте предложения, оставленные дома с императивами:

9. Дойдите! Перейдите! Пройдите!

 

План урока

Цель урока: ознакомление с новой лексикой по теме «Искусство».

Задачи урока:

- развивать умения работы со словарем;

- научить распознавать значения слов по контексту;

- развивать умения образования новых слов с целью пополнения лексического запаса;

- отрабатывать умения использования новых слов в контексте.

Ход урока

1. Оргмомент: вводная беседа со студентами о культурных достопримечательностях России.

2. Выполнение заданий к тексту.

1)В тексте, который вы будете читать, вы встретите новые слова и выражения.

а) посмотрите данные слова в словаре:

купец, особняк, мастерская, завещать, скончаться.

б) прочитайте примеры и объяснения. Постарайтесь понять значения слов без словаря.

1. Полотна (полотно) = картины

  • В этой галерее собраны лучшие полотна русских художников.

2. Авторитет – тот, кто пользуется влиянием, признанием

· Этот ученый – крупный авторитет в науке.

3. Пожаловать (устар.) – жаловать что? кому? = вознаграждать за службу, работу

  • Петр Великий начал жаловать дворянские звания после того, как принял титул императора.

4. Колоссальный = очень большой, огромный

· Это дерево может вырасти до колоссальных размеров.

5. Детище – о том, что создано собственными трудами и заботами.

· Этот проект – детище всего коллектива.

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, - бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой... - А зачем он себя застрелил? - Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя... В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.   2 июля 1944

б) Задания к тексту:

А. Тренировочные лексические упражнения на базе текста.

1. Найти в тексте антонимы и объяснить их значение («светло-темно», «жарко-холодно», «старые-молодой»).

2. Найти в тексте синоним слову «старая».

3. Найти слова, входящие в группу «растения». Объяснить значение слова «татарник». Проверить точность значения по словарю. Дополнить известными словами данную группу растений. Как Ваши ученики смогут без словаря понять, что такое татарник. Я, например, не знаю, как выглядит татарник.

4. Найти в тексте слова, обозначающие насекомых. По каким признакам они определят, что это насекомые

5. Найти в тексте слова, обозначающие родство (дети, дедушки, бабушки). Обратить внимание на значение слова «дядя».

6. Найти однокоренные слова (жаркий-жарко-жарче).

7. Сравнить значения предлогов «в» и «за». Для чего это задание? В этом тексте? Или вообще?

8. Найти в тексте личные местоимения, указать падеж. Назвать существительное, которое они замещают.

9. Образовать от полного причастия «разрушающаяся» краткую форму и поставить ударение. Обратить внимание на смену ударения. А разве у этого причастия есть краткая форма?

10. Найти в тексте указательные местоимения. Для чего проводится эта работа? Какая тема урока?

11. Найти слова с одним суффиксом. Объяснить значение суффикса в словах «дедушки», «бабушки». Какое же значение у этого суффикса в этих словах?

12. Найти неопределенные местоимения и объяснить их значения («какие-то», «кое-где»). Как будет выглядеть объяснение?

13. Найти в тексте прилагательные и причастия, характеризующие часовню. Дать их грамматическую характеристику.

 

Б. Подстановочные и конструктивные упражнения на базе текста.

1. Подобрать синонимы к слову «жаркий».

2. Подобрать прилагательные к слову «небо».

3. Найти в тексте возвратное местоимение. Трансформировать конструкцию «сам себя застрелил» в одно слово.

4. Составить предложение с использованием прилагательных в сравнительной степени. Прилагательные из текста?

5. Найти отрицательные местоимения. Составить предложение с использованием отрицательного местоимения «нечего».

6. Составить предложение с использованием местоимений «какой-то»-«какой-нибудь» и указать отличия в их семантике. Какое же отличие. Как должны озвучить это иностранцы?

7. Объяснить значение метафоры облака- «острова» исходя из контекста. Составить предложение или словосочетание со словами «море», «острова» в их прямом значении.

8. Предложить другое название текста. Какие варианты Вы предполагаете?

9. Назвать слова, ассоциативно связанные со словом «часовня». Какие же? Для чего дается это задание? Какова его цель?

 

В. Упражнения для активизации лексики в речи.

1. Выбрать ключевые слова для пересказа.

2. Продолжить рассказ о том, что еще могли бы увидеть дети.

 

 

19. Способы проверки усвоения лексического материала на уроках РКИ.

1. Изучите пособие:

1.Н.Б. Битехтина и др. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2012. С. 86-87.

2. Щукин А.Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. С. 42-46.

2. Выполните задания.

Задание № 1.

   Преподаватель предлагает написать определения для следующих существительных. Предлагается модель: Погода какая? - Солнечная. Возможно использование как изученных на занятии, так и уже известных прилагательных.

 

1. Погода________________

2. День__________________

3. Ветер__________________

4. Дождь_________________

5. Воздух_________________

 

1. Дополните упражнение своими примерами.

2. На каком этапе формирования лексического навыка выполняются подобные упражнения?

3. Можно ли использовать упражнение для контроля за формированием лексического навыка?

4. Продумайте критерии оценки задания.

5. Предложите собственные варианты дальнейшего использования материалов задания на занятии.

 

Задание № 2.

    Преподаватель предложил это задание в качестве контролирующего на этапе продвижения слов в активный словарный запас. Тема занятия "Погода и климат." Упражнение выносится на доску, вызванный учащийся записывает недостающие лексические единицы. Остальные вносят собственные слова. Затем полученное сравнивается.

 

На улице дует сильный ___, поэтому нужно надеть шапку.

После дождя на небе появляется ______.

____ сделал всё белым и красивым.

Мне хочется пить, потому что на улице ______.

Какой хороший _______ день!

 

1. Дополните предложенное задание собственными примерами так, чтобы задание имело больший методический эффект.

2. Какое методическое требование к заданиям подобного рода не соблюдено в предложенном упражнении?

3. Продумайте критерии оценки упражнения. Как Вы их предъявите учащимся?

 

Задание № 3.

Упражнение предложено в качестве индивидуального контроля. Предложена модель: Дождливый – солнечный.

 

Холодный - __________________

Слабый -______________________

Восточный -___________________

Жаркий -______________________

Облачный -____________________

Северный -____________________

1. Какое умение учащегося контролирует преподаватель подобным заданием?

2. Эффективен ли, по Вашему мнению, такой контроль?

3. Подумайте, как выполняемое задание может быть использовано впоследствии, как оно может быть предъявлено аудитории для дальнейшей работы

 

МЕСТЬ

Утром в день нашей свадьбы он позвонил мне и сказал:

– Я не могу жениться на тебе.

– Почему? – глупо спросила я.

– Не могу, – грустно ответил он.

– Но почему? – повторила я свой глупый вопрос. Он положил трубку.

Теперь мне нужно было всё объяснять своим родителям, друзьям и коллегам. Но что я могла им объяснить?! Я сказала правду родителям, но говорить правду друзьям и коллегам было выше моих сил, поэтому я придумывала разные ответы на их вопросы. Например: «Быть женой нетрудно, труднее стать домработницей без выходных дней» или «Мне скучно стирать мужские рубашки и носки, есть дела интереснее». Но чем больше я придумывала, тем больше все они сочувствовали мне: всем было понятно, что Сергей бросил меня.

И вот прошло 3 года. Слава Богу, я забыла об этих ужасных днях. Я работала и опять чувствовала себя молодой и красивой, даже моложе и красивее, чем раньше. Сергея я за это время не встречала, хотя мы живём в одном городе.

И вдруг через 3 года, осенью, я случайно увидела его на улице. В прохладную погоду мне стало жарко, когда я увидела его глаза, вспомнила его руки. И я поняла, что я ничего не забыла. Моя любовь не умерла, она только ждала своего часа.

– Ты стала ещё красивее, – сказал Сергей.

– А ты ещё ужаснее, – ответила я.

Он улыбнулся. Ему было всё равно, что я говорила. Он уже почувствовал, что он сильнее меня, и это ему нравилось.

– Ты ещё сердишься на меня? – спросил он. – Не надо. Понимаешь, я должен был выбирать между тобой и другой девушкой. Я посчитал все плюсы и минусы и решил, что у другой девушки плюсов больше. Но сейчас я вижу, что сделал ошибку. Я по-прежнему люблю тебя и, может быть, наша сегодняшняя встреча – это судьба. Но я вижу, тебе холодно… Пойдём ко мне, жены нет дома. Поговорим, послушаем музыку…

И я послушно пошла с ним. Я хотела понять, чем его жена лучше меня, какие плюсы есть у нее и нет у меня.

Мы пришли в его дом. Его квартира была богаче, чем квартира обычного инженера с обычной зарплатой: красивая, удобная мебель, дорогая посуда, холодильник, полный вкусных продуктов, и бар, полный дорогих вин. На стене висела большая фотография женщины с умным и сильным лицом. Чем больше я смотрела на это лицо, тем лучше понимала, о каких плюсах говорил Сергей. Да, у этой женщины есть всё. Она может легко сказать мужу, сколько он стоит и сколько она заплатила за его любовь.

– Кто твоя жена? – спросила я.

– Директором ресторана работает, – ответил Сергей.

– Интересно, ей понравится, если она узнает, что в её квартире была другая женщина?

И я увидела, как он испугался.

– Лучше не шутить так, – сказал он.

Мне стало смешно.

– Я хочу домой, – сказала я.

– Ещё рано, подожди, я сварю кофе, – попросил он.

– Нет, мне пора.

Я уже знала, как заплачу ему за боль и обиду, за стыд, за всё, что он сделал мне. Туда, под его красивый диван, я бросила свою маленькую серёжку. И эта серёжка, маленькая часть моей ненависти, будет ждать своего часа. Чужая серёжка под его диваном…

 

Планирование работы по лексике РКИ на основе текста.

Представьте собственный вариант работы с текстом на уроке.

 

Вопросы к экзамену.

Вопрос 1. Цели, задачи и содержание работы по лексике РКИ. Психологические предпосылки методики работы по лексике. Основной терминологический аппарат.

Изучить разделы из учебников.

1. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного/сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 42-46, с. 61-66, с. 239-240, с. 259.

2. Сделать выборку терминов, относящихся к методике преподавания лексики. Составить реестр терминов раздела «Лексика».

Пользоваться словарем:

 Э. Г. Азимов А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009. – 448 с.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 494.