При разработке чертежей деталей размеры, влияющие на собираемость, задаются с определёнными специально рассчитанными допусками, исходя из общих технических требований конструкции. Изготовление деталей с обеспечением заданных допусков обеспечивает их взаимозаменяемость при сборке.
Для эффективности серийного производства взаимозаменяемость является необходимым условием. Она позволяет вести независимое изготовление деталей. Только при обеспечении взаимозаменяемости возможны широкое кооперирование и специализация производства, т.е. изготовление деталей на разных предприятиях, зачастую специализирующихся на выпуске какого-то одного вида продукции. (Пример: ВАЗ.) Взаимозаменяемость способствует автоматизации производственных процессов, в том числе и сборочных.
25.Основные термины и определения взаимозаменяемости. Размер, Действительный размер, Предельные размеры, Отклонение, Номинальный размер, Допуск.
1. Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины глубины и т.д.). 25, 38, Ø37 и т.д.
2. Действительный размер – размер, установленный с допустимой погрешностью (фактически измеренный).
3. Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми может находиться действительный размер (наибольший и наименьший). Эти величины как раз и определяют Поле допуска или Допуск размера.
4. Допуск – Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Допуск всегда является положительной величиной.
5. Номинальный размер – Размер, относительно которого задаются отклонения. Примеры: 25±0,1 36+0,2 44-0,3 : здесь 25, 36 и 44 - номинальные размеры.
Кроме того есть понятие Номинальный размер посадки: - номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
6. Отклонение – алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Отсюда вытекают понятия:
- верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами;
- нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
26.Основные термины и определения взаимозаменяемости. Вал, отверстие, зазор, наибольший зазор, наименьший зазор, натяг, наибольший натяг, наименьший натяг.
1. Вал – условное название наружных элементов детали, в т.ч. - нецилиндрической формы. Основной вал имеет верхнее отклонение равное нулю.
2. Отверстие – условное название внутренних элементов детали, в т.ч. - нецилиндрической формы. Основное отверстие имеет нижнее отклонение равное нулю
3. Зазор – разность размеров отверстия и вала, если отверстие больше вала.
4. Наибольший зазор – разность между наибольшим размером отверстия и наименьшим размером вала.
5. Наименьший зазор – разность между наименьшим размером отверстия и наибольшим размером вала.
6. Натяг – разность размеров отверстия и вала, если до сборки размер вала больше размера отверстия. (см. эскиз 2)
Наименьший натяг – разность между наибольшим размером отверстия и наименьшим размером вала. (см. эскиз 4)
Наибольший натяг – разность между наименьшим размером отверстия и наибольшим размером вала. (см. эскиз 4)
27.Основные термины и определения взаимозаменяемости. Посадка, посадка с зазором, посадка с натягом, переходная посадка
Посадка – это характер соединения деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия всегда больше наибольшего предельного размера вала или равен ему: Dнаим.≥dнаиб.
Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия всегда меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему: Dнаиб.≤dнаим.
Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение в соединении как зазора, так и натяга.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.