Проблема прав и свобод человека в современном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема прав и свобод человека и гражданина заняла видное место уже в актах раннего конституциона­лизма — в британском Билле о правах 1689 г., заложившем основы конституционной монархии Великобритании; в провозгласившей создание США Декларации независимости 1776 г., которую К. Маркс назвал «первой декларацией прав человека» и которая послужила ос­новой для разработки и принятия Конституции США 1787 г. и ее Билля о правах 1789 г.; в политическом манифесте Великой француз­ской революции — знаменитой Декларации прав человека и граждани­на 1789 г. и др. В Декларации независимости США, например, говори­лось, что все люди равны и имеют определенные «неотчуждаемые права, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью», что для обеспечения этих прав учреждены правительства, заимствую­щие свою справедливую власть из согласия управляемых.

Французская Декларация прав человека и гражданина, констати­ровав, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства», закрепила «естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребы­вая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напо­минала им их права и обязанности...». В ней указывалось, что: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы; цель каждого государственного союза составляет обеспечение естест­венных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, без­опасности и сопротивления угнетению; свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому; осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те определенные законом границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами; закон может воспрещать лишь деяния, вред­ные для общества, а все, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом. В действующей и поныне Декларации были закреплены сво­боды личности, мыслей, мнений, печати, совести, равенство граждан перед законом, неприкосновенность священной частной собственности и др.

Указанные выше акты исходят из концепции естественной приро­ды и сущности прав и свобод человека, согласно которой эти права и свободы представляют собой естественные, прирожденные свойства личности, вытекающие из самой природы человека, не зависящие от признания или непризнания их государством и связывающие послед­нее в его деятельности, прежде всего во вмешательстве в жизнь челове­ка и гражданина. Но в этом вопросе имеет место и другая, позитивист­ская позиция, считающая правами человека только то, что закрепляет­ся за ним государством, выводящая эти права не из природы человечес­кой личности, а из природы государственной власти, закона и ставящая государство и его органы над личностью. Современная демократичес­кая доктрина прав и свобод человека и гражданина как бы возрождает естественно-правовую концепцию и в то же время развивает и обога­щает ее, связывая эти права и свободы как с собственной природой человека, так и с природой и характером того общества, в котором данной личности приходится жизнедействовать.

Хотя приверженность мирового сообщества основным правам че­ловека была выражена еще в Уставе ООН (1945), специальным, наи­более полным, общепризнанным и авторитетным воплощением совре­менной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая деклара­ция прав человека, принятая более полвека назад, 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Она представляет собой важнейший социально-политический и юридический документ современности, за­крепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций подлинного гуманизма и демократиз­ма общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. В ее преамбуле говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедли­вости и всеобщего мира, в то время как небрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают со­весть человечества.

Эта Декларация исходит из того, что все люди рождаются свобод­ными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1) и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозгла­шенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия (ст. 2). В ней определяются конкретные личные (гражданские) и поли­тические права и свободы, в том числе права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и безопасность, на равенство перед законом, на свободу передвижения по стране, выезд из нее и въезд в нее, на граж­данство и его изменение, на свободу мысли, совести и религии, мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении своей страной идр. Декларация закрепляет и многие конкретные экономические, социаль­ные и культурные (духовные) права и свободы, среди которых права на собственность и предпринимательство, труд и свободный выбор рабо­ты, социальное обеспечение и отдых, образование и участие в культур­ной жизни, достойный уровень жизни и др. Она предусматривает и право каждого человека на социальный и международный порядок. Вместе с тем она напоминает, что каждый человек имеет и обязанности перед обществом.

Подавляющее большинство стран — членов ООН признало Всеоб­щую декларацию прав человека, которая вот уже более полвека служит для многих из них своеобразным современным камертоном и в их кон­ституционном законодательстве. Ее идеи и принципы получили разви­тие и конкретизацию в ряде других международно-правовых актах, как например, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и др. Согласно этим пактам и конвенции были созданы международный Комитет по правам человека и Европей­ский Суд по правам человека, призванные следить за соблюдением этих прав. Конституции многих стран мира содержат прямые ссылки на эти важнейшие международно-правовые документы и их значение. Так, в Конституции Испании (ч. 2 ст. 10) говорится, что связанные с основными правами и обязанностями нормы, закрепленные Конститу­цией, соответствуют Всеобщей декларации прав человека, междуна­родным договорам и соглашениям по этим вопросам, ратифицирован­ным Испанией. В Конституции Португалии (ч. 2 ст. 16) подчеркивает­ся, что предписания, содержащиеся в Конституции и законах и касаю­щиеся основных прав, должны толковаться и находиться в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. Аналогичные положения содержатся и в других конституциях, например в Консти­туции Эфиопии 1994 г. Но значительно чаще в конституциях объявля­ется их общая приверженность к признанию, соблюдению и защите всеобщих прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем нельзя не отметить, что для многих стран, формально признавших Всеобщую декларацию прав человека, весьма актуальной и острой и сегодня оста­ется проблема реального обеспечения соблюдения этих прав.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 337.