В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств.
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимодействие.
Внутригосударственное право как система национального права устанавливается конкретными государствами, но в основном в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Процессы глобализации правосознания и права приобретают все большую значимость, хотя этот процесс протекает неравномерно и зависит как от внутренних, так и от международных факторов.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Общие черты внутригосударственного и международного права:
1) представляют собой совокупность правовых норм, реализация которых обеспечивается принуждением,
2) имеют сходное строение (отрасли и институты права),
3) используют одинаковые юридические конструкции и понятия.
Отличия внутригосударственного и международного права:
1) предмет регулирования. Предметом внутригосударственного права являются общественные отношения на территории государства.Предметом международного право являются международные отношения;
2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы внутригосударственного права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;
3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;
4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.
5) По способу обеспечения исполнения норм. Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).
Международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
- Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным.
- Регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
- Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. Принарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.