Проблема власти и лидерства. Типы власти. Условия психологического влияния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню — подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.

Другими словами говоря, лидерство — это есть возможность вести за собой людей. И в то же время лидерство так же является способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.

Говоря о влиянии, мы имеем в виду ситуацию, когда один человек вносит изменения в поведение другого. Как правило, влияние может оказываться только с помощью идей1.

Лидерство2 как поведение человека в соответствующих условиях. Часто лидерство рассматривается как многофункциональная модель руководителя (третий подход). В современной литературе называются такие качества лидеров, как интеллигентность, харизма, решительность, воля, энтузиазм.

Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей, с целью подчинить их своей воле.

Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.

 

 

Можно выделить пять основных типов власти:

1. Легитимная власть: власть, которая проистекает из положения/позиции человека в организации и его должностных обязанностей.

2. Индивидуальная власть: способность индивидуума убеждать или оказывать влияние на других, базирующаяся на его/ее харизме и умении управлять межличностными взаимоотношениями

3. Экспертная власть: власть, проистекающая из компетенций, знаний и умений индивидуумам и организационных потребностей в этих знаниях компетенциях.

4. Поощрительная власть: власть, базирующаяся на способности индивидуума даровать другим поощрения разного рода, такие как желанные подарки, продвижение по службе, увеличение зарплаты, расширение зоны ответственности и т.д.

5. Карательная власть: власть, базирующаяся на возможности применения к другим мер негативного воздействия: увольнение, понижение должности или зарплаты и т.д.

Психологическое влияние - влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Виды психологического влияния:

Аргументация - Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции.

Самопродвижение - Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Манипуляция - Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Внушение - Сознательное неаргументированное воздействие на человека\ группу, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям.

Заражение -Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию - Способность вызывать стремление быть подобным себе. Может проявляться как непроизвольно, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным. Формирование благосклонности- Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

 Просьба - Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Игнорирование - Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

Принуждение - человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений.

Нападение - Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения.

 

Принципы влияния.

Социальное влияние— изменение поведения, вызванное реальным или воображаемым давлением других. Социальные психологи исследовали три основные категории социального влияния:

- конформность— изменение в поведении, направленное на соответствие действиям других;

- уступчивость — изменение в поведении, возникающее после прямой просьбы;

- подчинение— уступка в ответ на приказ авторитетного человека.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.