Групповая динамика. Коллектив
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и воспринимающих себя как часть единого целого.

Чтобы быть группой, необходимо соответствовать четырем критериям:

1) двое или более людей должны осуществлять социальное взаимодействие;

2) они должны иметь стабильную групповую структуру;

3) должны разделять общие цели;

4) индивиды должны воспринимать самих себя как единое целое (группу).

 

Групповая динамика - это социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие.

Жизнь любой группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и кризисных явлений. В любой организации можно обнаружить как силы сплочения и консолидации, оказывающие сопротивление деформациям группы, так и силы распада и упадка, толкающие ее к необратимым изменениям.

 

Коллектив (по Макаренко) – социальный, живой организм, который имеет полномочия, ответственность, взаимозависимость; - научно-организационная система воспитывающей детской жизни; - основная база накопления детьми позитивного соц-го опыта: группа детей, которую объединяют общие, имеющие общий смысл цели, совместная деятельность.

 

Признаки коллектива:

1. Общественно значимая цель.

2. Общественно-значимая д-ть (через д-ть орг-ся, формируются, общественные отношения).

3. Отношения ответственной зависимости.

4. Свобода личности, защищенность каждого члена коллектива.

5. Система требований.

6. Традиции.

7. Связь с др.коллективами.

8. История становления коллектива

 

Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной, совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; единая общественно полезная и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений «руководитель — подчиненный»; существование формальных и неформальных отношений.

Формирование коллектива — процесс сложный и противоречивый. Это связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). В зависимости от соответствия индивидуальных целей и установок групповым интересам можно говорить о степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера.

 

Формирование трудового коллектива происходит постепенно и включает в себя несколько этапов развития:

1.притирка - на первый взгляд группа выглядит деловой и организованной, но коллективная работа отсутствует;

2.ближний бой - через некоторое время в группе образуются группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны членов группы, происходит борьба за лидерство;

3.экспериментирование - потенциал группы возрастает, перед ней встает вопрос - как использовать имеющиеся возможности наилучшим образом. На данном этапе пересматриваются методы работы, принимаются меры по повышению производительности;

4.эффективность - коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем. Люди начинают гордиться своей принадлежностью к коллективу;

5.зрелость - в коллективе действуют прочные связи между его членами, людей оценивают по достоинствам, а не по внешнему образу.

Прежде всего важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования затруднены, а то и вовсе невозможны. Очевидно, что лидерство — ключевой элемент инновационного процесса и поддержки культуры качества в организации. Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Дж. Джуран акцентировал внимание на том, что лидерство высшего менеджмента — это один из восьми уроков, которые усваивают компании — призеры национальной премии Малкольма Болдриджа в области качества

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.