Совершенная конкуренция – исторически первый тип рыночной структуры, возникла в XIX веке.
Недостатки:
Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются, т.е. есть возможность заплатить за товар. В тоже время существуют издержки, которые не учитываются фирмами, их осуществляет общество.
Она не предусматривает производство общественных благ, которые приносят удовлетворение потребителю, но не могут быть оценены поштучно.
Не всегда возможно обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения научно-технического процесса.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает широкий диапазон потребительского выбора.
Фирма совершенного конкурента: любая фирма ставит конкретную задачу, которая сводится к максимизации прибыли. Следовательно, для того, чтобы решить эту задачу, фирма должна определить, каков должен быть оптимальный объём производства, какова должна быть цена продукции, по которой фирма будет её реализовывать.
Особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции:
- На каждую фирму приходится небольшая доля рынка данной продукции.
- Кривая спроса фирмы имеет горизонтальный вид – это означает, что любой объём продукции фирмы будет продавать по одной и той же цене
Для фирмы совершенного конкурента равновесие может устанавливаться как в условиях короткого, так и длительного (долгосрочного) периода.
Короткий период – это промежуток времени, в течение которого фирма не может изменить ни размеры своих производственных мощностей, ни количество машин и оборудования. Может оперировать тем, что она имеет определённые товарные запасы.
Длительный период – это промежуток времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих производственных сооружений, а, следовательно, и технологий.
TR = P*Q
AR = TR/Q = P*Q
MR = ∆TR / ∆Q = d(P*Q) / dQ = P* dQ/dQ = P*
P* = AR = MR
AR – общий доход
MR – предельный доход
P* - оптимальная цена, по которой фирма реализовывает продукцию
Т.о. для фирмы, действующей на совершенном конкурентном рынке, предельный доход равен цене, т.к. за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости объёма.
Отсюда следует, что конкурентная фирма является получателем цены в отличие от фирмы монополиста (ценоискатель), то, следовательно, она может продать столько продукции, сколько захочет. Максимизировать прибыль можно только зная объём продукции.
Две задачи, которые решает фирма совершенный конкурент, являются в определении объёма продукции. При U-образной кривой средних издержек, единственным краткосрочным уровнем, соответствующем максимизации прибыли будет объём, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
MC = MR
Все составляющие равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Е – оптимальный объём
Условие равновесия фирмы в короткий период совершенной конкуренции:
P* = MR = AR = MC = ATC
В отличие от короткого периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объёма продукции фирмы может решать, меняя все вводимые ресурсы.
Поскольку все факторы являются переменными, то фирма стремится расширить объём выпуска так, чтобы издержки на производство единицы продукции были минимальными.
В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам.
Следовательно, длительный период характеризуется тем, что существует столько кривых средних издержек, сколько исследуется технологий.
С – стоимость
Из этого графика следует, что средние издержки до определения объёма выпуска будут снижаться, а затем постепенно возрастать.
Наиболее эффективным вариантом в данном случае следует считать вариант, где объём продукции составляет Q2.
Условия равновесия фирмы в долгосрочный период можно выразить следующим образом:
P* = MC = MR = min L AC
MC – предельные издержки
MR – предельный доход
min L AC – минимальные средние издержки
Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.
Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.
Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.
MR – предельный доход;
MC – предельные издержки
Рис. 1. Правило максимизации прибыли
Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.
В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:
P = MC.
На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.
Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).
В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.
Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.